Управление денежными потоками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – управления денежными потоками на примере ОАО «КМАпроектжилстрой».
В курсовой работе для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к понятию и сущности денежных потоков;
- проанализировать основные методы управления денежными потоками;
- определить основные показатели используемые при управлении денежными потоками;
- на основе анализа показателей разработать рекомендации по улучшению механизма управления денежными потоками предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы управления денежными потоками предприятия 5
1.1 Понятие, сущность денежного потока на предприятии 5
1.2 Виды денежного потока на предприятии, его классификация 9
1.3 Принципы управления денежными потоками 15
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «КМАпроектжилстрой». 19
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ организационной структуры ОАО «КМАпроектжилстрой» 22
2.3 Финансовый анализ ОАО «КМАпроектжилсторой» 25
3. Методики расчетов движения денежных потоков 36
3.1 Анализ движения денежных потоков прямым методом 36
3.2 Анализ денежных потоков косвенным методом 43
3.3 Пути совершенствования учета денежных средств и управления денежными потоками организации 46
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Upravlenie_Denezhnymi_potokami_predp.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

- по общей  сумме  
         - по срокам превращения в деньги (активы) и срокам погашения (обязательства).

Анализ ликвидности  организации проводится по балансу и заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами по пассиву, расположенными в порядке возрастания срока погашения.

Различают ликвидность:

- текущую - соответствие дебиторской задолженности и денежных средств кредиторской задолженности; 
        - расчетную - соответствие групп актива и пассива по срокам их оборачиваемости, в условиях нормального функционирования организации;

- срочную - способную к погашению обязательств в случае ликвидации организации.

Так как анализ ликвидности может преследовать различные цели, а следовательно, акцентировать внимание на различных аспектах,       
характеризующих состояние оборотных активов и их соотношение с краткосрочными обязательствами, в аналитических целях можно выделить две группы показателей, характеризующих ликвидность организации: коэффициенты, характеризующие деятельность функционирующего предприятия, и коэффициенты, применяемые для анализа ликвидируемого предприятия.

При оценке ликвидности  критерием отнесения активов  и обязательств к оборотным (краткосрочным  для обязательств) является возможность  реализации первых и погашения вторых в ближайшем будущем - в течение одного года. Однако данный критерий не является единственным при определении тех статей баланса, которые должны быть причислены к оборотным. В частности, незавершенное производство в строительстве, несмотря на то, что оно может иметь срок оборота значительно больший, чем один год, тем не менее будет относиться к оборотным активам.

Анализ показателей  ликвидности приводится в таблице 2.

Таблица 2 –  Анализ показателей ликвидности

Статьи баланса  и коэф. ликвидности

Норм. ограничения

2009г. (тыс. руб.)

2010г. (тыс. руб.)

2011г.     (тыс. руб.)

Отклонения +/- (т. р.)

2009/2010

2011/2010

1

2

3

4

5

6

7

1. Денежные средства

 

16 553

4 429

64 215

-12 124

+59 786

2. Краткосрочные  финансовые вложения (ценные бумаги)

 

645 895

752 345

777 780

+106 450

+25 435

3. Итого денежных  средств и ценных бумаг 

 

662 448

756 774

841 995

+94 326

+85 221

4. Дебиторская  задолженность

 

20 683

22 876

231 568

+2 193

+208 692

5. Прочие оборотные  активы

 

753

913

482

+160

-431

6. Итого денежных  средств, ценных бумаг, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (стр.3+стр.4+стр.5)

 

683 131

779 650

1 074 045

+96 519

+294 395

7. Запасы и  затраты +НДС

 

605 099

565 251

389 336

-39 848

-175 915

8. Итого ликвидных  средств (стр.6+стр.7)

 

1 288 230

1 344 901

1 463 381

+56 671

+118 480

9. Краткосрочные  кредиты и займы

 

404 258

236 422

253 968

-167 836

17 546

10.Кредиторская  задолженность

 

29 584

95 839

181 078

+66 255

+85 239

11. Расчеты по  дивидендам

 

-

-

-

-

-

12. Доходы будущих  периодов

 

-

-

-

-

-

13. Резервы предстоящих  расходов и платежей

 

-

-

-

-

-

14. Прочие краткосрочные  пассивы

 

-

-

-

-

-

15. Итого краткосрочных  обязательств (стр.9+стр.10+стр.11+стр.12+стр.13 + стр.14)

 

433 842

332 261

435 046

-101 581

+102 785

16. Коэффициент  ликвидности (критической оценки срочности) (стр.6/(стр.9+стр.10+стр.11+стр. 14))

0.7- 1

1,57

2,35

2,47

+0,77

+0,12

17. Коэффициент  текущей ликвидности (покрытия) (стр.8/(стр.9+стр.10+стр.11+стр. 14))

≥2

2,97

4,05

3,36

+1,08

-0,68

18. Доля ликвидных  средств в активах (стр.8/валюта  баланса)

 

0,39

0,39

0,41

0,00

+0,02

19. Коэффициент  обеспеченности оборотных активов  собственными оборотными средствами (итог раздела3/итог раздела1) > 0,6 2,033 5,027 5,298 2,994 0,271

>0.6

1,27

1,27

1,39

0,00

+0,12


 

Коэффициент ликвидности (критической оценки срочности) за анализируемый период увеличился с 1,57 до 2,47 при нормативе >0,7-0,8. Это свидетельствует о том, что предприятие повышает свою способность к погашению текущих обязательств за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.

Коэффициент текущей  ликвидности, который характеризует  общую обеспеченность предприятия  оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных (текущих) обязательств предприятия, практически не изменяется в рассматриваемом периоде (+0,02).  Рост данного коэффициента увеличивает способность погашения текущих обязательств за счет производственных запасов, готовой продукции, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов. 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показывающий, какая часть текущей  деятельности предприятия финансируется за счет собственных источников, имеет значение выше нормативного, и увеличивается я в течении рассматриваемого периода.

Анализ рентабельности

Рентабельность  — это относительный показатель прибыльности предприятия.

Существует система показателей рентабельности, которая подразделяется на две группы:

  • ппоказатели рентабельности вложений в имущество предприятия и его виды;
  • показатели рентабельности продукции.

К первой группе относятся следующие показатели:

  • рентабельность всего имущества (капитала или активов);
  • рентабельность собственных средств;
  • рентабельность производственных фондов;
  • рентабельность финансовых вложений и т. д.

Первые три  показателя вычисляют как отношение  прибыли от обычной деятельности до налогообложения или чистой прибыли к средней стоимости соответствующего имущества за анализируемый период. При этом стоимость производственных фондов определяют, суммируя стоимость основных средств и материальных оборотных средств. Рентабельность финансовых вложений рассчитывают как отношение доходов, полученных от ценных бумаг и от долевого участия предприятия в уставных фондах других предприятий, к средней стоимости его финансовых вложений.

Рентабельность  продукции определяют как отношение  прибыли, полученной от реализации продукции, к полной ее себестоимости.

Анализ рентабельности хозяйствующего субъекта следует проводить  по данным работы за год и по кварталам. При этом фактические показатели рентабельности за исследуемый период сравнивают с плановыми (расчетными) показателями и показателями за предыдущие периоды. Показатели за предыдущие периоды приводятся к сопоставимому виду с помощью индекса цен. Плановые показатели разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Затем изучают  влияние факторов на показатели рентабельности и определяют резервы роста показателей рентабельности.

Для обеспечения  роста рентабельности темпы роста  прибыли должны опережать темпы  роста используемых ресурсов или  результата деятельности, т. е. доходов  от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Рентабельность  работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Предприятие  считается рентабельным, если доходы от реализации продукции покрывают  издержки производства, и образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.  Расчет и анализ основных показателей рентабельности анализируемого предприятия приведен в таблице "Анализ рентабельности предприятия". Данные показатели отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли. 

Таблица 3 – Анализ рентабельности и эффективности предприятия

Показатели

2010г.

(тыс. руб.)

2011г.   

(тыс. руб.)

Отклонения +/- (т. р.)

2011/2010

1

2

3

4

1. Валюта баланса

3 459 406

3 607 543

+148 137

2. Текущие активы

2 113 592

2 144 162

+30 570

3. Капитал и  резервы 

2 688 127

2 984 497

+296 370

4. Долгосрочные  обязательства 

439 018

188 000

-251 018

5. Краткосрочные  обязательства

332 261

435 046

+102 785

6. Выручка от  реализации товаров, работ и  услуг

628 790

1 163 399

+534 609

7. Себестоимость  реализации товаров, работ и  услуг

583 943

1 058 223

+474 280

8. Чистая прибыль

9 514

28 834

+19 320

9. Рентабельность  капитала (стр.8/стр.1)*100, (%)

0,28

0,80

+0,52

10. Рентабельность  текущих активов (стр.8/стр.2)*100,  (%)

0,45

1,34

+0,89

11. Рентабельность  собственного капитала (стр.8/стр.3)*100, (%)

0,35

0,97

+0,61

12. Рентабельность  заемного капитала [стр.8/(стр.4+стр.5)]*100, (%)

1,23

4,63

+3,39

13. Рентабельность  продаж (стр.8/стр.6)*100, (%)

1,51

2,48

+0,97

14. Рентабельность  производства (стр.8/стр.7)*100, (%)

1,63

2,72

+1,10




 

Коэффициент рентабельности продаж свидетельствует о конкурентоспособности  продукции компании, ее месте в  отрасли. Предприятие считается  низкорентабельным, если показатель рентабельности продаж находится в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при значении данного коэффициента от 5 до 20%, высокорентабельным от 20 до 30%. Значение коэффициента свыше  30%  характеризует  предприятие как исключительно высокодоходное и сверхрентабельное.

Рентабельность  продаж за период с 2010 по 2011 год увеличилась на  0,97. Таким образом, можно констатировать увеличение доходности вложений в основное производство за анализируемый период. Предприятие является низкорентабельным.

На конец  анализируемого периода  отмечается положительная динамика показателя рентабельности производства, являющегося альтернативным показателем рентабельности продаж. Увеличение данного коэффициента свидетельствует о повышении прибыльности коммерческой деятельности и о достаточно эффективном характере производства.  Показатель рентабельности производства   составляет в 2011 году – 2,72%.

Рентабельность  собственного капитала увеличилась на 0,61%. Положительная динамика данного коэффициента отражает эффективный характер использования собственных средств с точки зрения доходности: чем выше данный коэффициент, тем больше прибыль, приходящаяся на акцию, и тем больше размер потенциальных дивидендов.

Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной  деятельности предприятия

Обобщающая  оценка финансового состояния предприятия  достигается на основе анализа результативных показателей. Динамика показателей  финансовых результатов представлена в таблице "Анализ структуры и  динамики изменения прибыли предприятия".

Таблица 4 – Анализ структуры и динамики изменения прибыли предприятия

Наименование  показателя

2010 год

2011 год

Отклонение +/-

2010/2011

1

2

3

4

  Доходы и  расходы по обычным видам деятельности

1.Выручка (нетто)  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг

628 790

1 163 399

+534 609

2.Себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ и услуг

583 943

1 058 223

+474 280

3. Валовая прибыль

44 847

105 176

+60 329

4.Коммерческие  расходы

-

-

-

5.Управленческие  расходы

-

-

-

6.Прибыль(убыток) от продаж

44 847

105 176

+60 329

  Внереализационные  доходы и расходы

7.Внереализационные  доходы

42 241

27 267

-14 974

8.Внереализационные  расходы 

27 683

56 406

+28 723

9.Прибыль(убыток) до налогообложения                 

11 893

36 042

+24 149

10.Налог на  прибыль 

2379

7208

+4 829

11.Чистая прибыль(убыток)

9514

28834

+19 320


 

Наиболее важным является показатель изменения выручки, т. к. является индикатором благополучия предприятия. Выручка от реализации продукции с 2010 по 2011 год увеличилась на 534 609 тыс.руб. Объем продаж продукции может оказывать как положительное влияние на сумму прибыли для рентабельной продукции, так и отрицательное влияние, если продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Основная деятельность в анализируемом периоде была  прибыльной.

В анализируемом  периоде предприятие имело увеличение прибыли от продаж на 60 329 тыс.руб. Прибыль (убыток) от продаж, являясь главным элементом, составляющим основу чистой прибыли, демонстрирует положительную динамику.  Величина себестоимости в 2011 году уменьшилась по отношению к 2010 году на 474 280 тыс.руб. Валовая прибыль в анализируемом периоде увеличилась на 60 329 тыс.руб.

Прибыль до налогообложения  характеризует величину общего экономического эффекта, полученного от финансово-хозяйственной деятельности. За анализируемый период прибыль до налогообложения  увеличилась на 24 149 тыс.руб.

Чистая прибыль (убыток) предприятия, являясь важнейшим  показателем, обобщающим результаты хозяйственной  деятельности, в рассматриваемом периоде увеличилась на 19 320 тыс.руб. и составила в конце года 28 834 тыс.руб. 

Для обеспечения  стабильного роста прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Основными резервами роста прибыли  являются увеличение объема реализованной продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д. Мобилизация этих резервов осуществляется путем разработки системы оперативных мероприятий. Результаты анализа прибыли за отчетный период используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период.

Оценка финансовой устойчивости

Финансовая  устойчивость – это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей  собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат.

В общем виде, компания может быть признана финансово устойчивой при выполнении неравенства: Оборотные активы < Собственный капитал - Внеоборотные активы.

Анализ финансовой устойчивости предприятия осуществляется на основании данных о наличии  собственных и привлеченных в оборот средств и отражает степень независимости предприятия от рынка ссудных капиталов, которая характеризуется системой показателей, представленных в расчетно-аналитической таблице "Анализ финансовой устойчивости".

Информация о работе Управление денежными потоками предприятия