Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические основы организации факторинговых операций в России и определить перспективы их развития.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- раскрыть сущность факторинга и рассмотреть его классификацию;
- рассмотреть правовые основы организации факторинговых операций;
- дать оценку факторинговым операциям, осуществляемыми коммерческими банками;
- выявить проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга;
- определить направления совершенствования законодательной основы о факторинге;
- предложить пути снижения рисков при проведении факторинговых операций.
Введение
Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, т.е. перевода капитала из товарной формы в денежную форму. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременное получение средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности приобрела первостепенное значение. При неуплате в срок по векселю фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать причитающуюся ей сумму в судебном порядке. Однако судебные издержки очень высоки, что вынуждает их списывать долги на убытки. Кроме того фирмы стремятся «не выносить сор из избы» и не допускать судебных издержек. В поисках выхода из сложившихся трудностей фирмы стали обращаться за помощью в банк или входящую в банковский холдинг специализированную компанию по урегулированию возникающих споров по оплате векселей и других товарных документов. В результате возник тесный контакт между отделами промышленных фирм, управляющими движением коммерческого кредита и банками, регулирующими споры между клиентами.
Банки передают тесно связанным с ними корпорациям и фирмам данные о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают давление на клиентов, с тем чтобы они в спорах с «дружеской банку фирмой» выполняли её требования. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия.
Но несмотря на широкое распространение факторинга за рубежом в России он пока не получил должного распространения. Существует Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», по которому факторинг включен в перечень банковских операций, но из-за отсутствия четкой методической базы развивается слабо и факторинговые отделы в банках практически не создаются. Таким образом, проблема развития факторинга в России актуальна в настоящее время и требует тщательного изучения.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические основы организации факторинговых операций в России и определить перспективы их развития.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- раскрыть сущность факторинга и рассмотреть его классификацию;
- рассмотреть правовые основы организации факторинговых операций;
- дать оценку факторинговым операциям, осуществляемыми коммерческими банками;
- выявить проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга;
- определить направления совершенствования законодательной основы о факторинге;
- предложить пути
снижения рисков при
Объектом исследования
выступают факторинговые
Предмет исследования
– механизм проведения факторинговых
операций в коммерческих банках.
1 Теоретические основы организации факторинговых операций в деятельности коммерческих банков
1.1
Сущность факторинга
и его классификация
Факторинг – приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получение платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма –посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.
В российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентам товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено предприятием-клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору могут включать ведения для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента факторинга могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.
Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование – не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора, широко применяемый в международной практике под названием «факторинг», в РФ впервые получил закрепление в части 2 нового ГК РФ.
В соответствии с договором банк обязуется выплатить сумму предоставленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В этом состоит различие между факторингом и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся ему сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. В России поставщик получает от факторингового отдела банка немедленно или через 2-3 дня определенный процент от суммы требований.
В факторинговых
операциях участвуют три
Экономическая эффективность факторинга проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов предприятия, оборачиваемость его капитала и тем самым рентабельность его деятельности.
Факторинг – незаменимый финансовый инструмент для мелких и средних компаний. Он облегчает доступ к источникам финансирования, дает возможность сконцентрироваться на проблемах ведения и развития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету продаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них. Использование факторинга во многих случаях позволяет предприятиям снизить свои расходы на содержание особо финансовых подразделений и повысить эффективность финансового обслуживания за счет передачи их функций специализированным структурам. Коммерческие банки, занимающиеся факторингом, предлагают своим клиентам достаточно широкий набор финансовых услуг (в обмен на передачу банкам денежных требований клиентов).
Факторинг экономически выгоден всем участникам сделки. Для клиента-поставщика это уверенность в своевременной оплате товара, страхование кредитного риска, для факторинговой компании или банка – получение комиссионного вознаграждения, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание, рассчитываемой как процент от суммы счета-фактуры, и платы за предоставленный кредит, которая обычно выше на 2-3 пункта ставки краткосрочного кредита.
Однако необходимо отметить, что не любое предприятие может воспользоваться услугами факторингового отдела коммерческого банка. Такое обслуживание не предоставляется:
- предприятиям с большим количеством дебиторов;
- предприятиям, занимающимся
производством нестандартной
- строительным и иным компаниям, работающим с субподрядчиками;
- предприятиям, реализующим свою продукцию с обеспечением послепродажного обслуживания;
- предприятиям, практикующим компенсационные сделки, сотрудничающим со своей клиентурой на основе долгосрочных контрактов и выставляющим счета к оплате по окончании конкретных этапов работ или в порядке авансовых платежей.
Факторинг также не применяется по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий и организаций.
Такого рода ограничения имеют объективную основу, поскольку в названных случаях фактору очень сложно оценить кредитный риск или не имеет смысла принимать на себя повышенный объем работ и дополнительный риск, связанный с переуступкой требований, оплата которых может быть не обеспечена в установленный срок из-за невыполнения поставщиком договорных обязательств.
Существуют два вида факторинга: конвенционный и конфиденциальный (Приложение А). Конвенционный факторинг – универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой фирмы, так как такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Такое обслуживание обычно сочетается с «дисконтированием фактур». Это означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателя, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму – в обусловленный срок независимо от поступления денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.
В последние годы
широкое распространение
Выделяют также «тихий» факторинг, в соответствии с которым клиент передает фактору копии счетов по заключенным сделкам с партнерами, а тот выплачивает часть этой суммы немедленно. После получения всей суммы клиент расплачивается с фактором, возвращая ему полученный кредит и проценты по нему. Если контрагент не оплачивает счет в установленный срок, то клиент передает фактору счета на получение денег.
Наиболее характерными являются следующие виды факторинга: с ответственностью за риск неплатежеспособности и без права регресса; без принятия риском неплатежеспособности, однако с правом регресса; с финансированием к моменту покупки; с финансированием ко времени наступления срока платежа; с управлением дебиторской бухгалтерией; без права управления дебиторской бухгалтерией.
На практике применяются следующие виды факторинговых операций:
- внутренние, когда
участники факторингового
- открытые и закрытые (конфиденциальные);
- с правом регресса, или без права регресса;
- при условии кредитования
поставщика в форме
При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактов и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В этом случае встречается трехсторонняя форма договора.
Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка