Факторинговые операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические основы организации факторинговых операций в России и определить перспективы их развития.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- раскрыть сущность факторинга и рассмотреть его классификацию;
- рассмотреть правовые основы организации факторинговых операций;
- дать оценку факторинговым операциям, осуществляемыми коммерческими банками;
- выявить проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга;
- определить направления совершенствования законодательной основы о факторинге;
- предложить пути снижения рисков при проведении факторинговых операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

        Для разрешения существующей правовой коллизии Министерством экономического развития и торговли РФ был разработан проект ФЗ «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального Закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (отмена лицензирования факторинга). Цель разработки законопроекта - приведение ГК РФ в соответствии с Законом о лицензировании. С его принятием предполагается отмена лицензирования деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежного требования факторинговыми компаниями. Данный  законопроект прошел 14 апреля в Государственной думе первое чтение и с большой вероятностью будет принят до конца года.

        В ближайшей перспективе, по оценкам специалистов, принятие данного закона не изменит кардинальным образом расстановку сил на российском факторинговом ранке.

        Необходим отдельный  Федеральный Закон, который бы регулировал  факторинговые операции. Понятие  факторинга не определено в ГК РФ. Существует правовой вакуум, который необходимо заполнять. «В законе нужно однозначно определить, что такое факторинг и механизмы его реализации, - говорит Алексей Бородулин, генеральный директор факторинговой компании  «ТрансКредитфакторинг». – Необходимо описать основные понятия: факторинг с регрессом и без регресса, открытый и закрытый и т.п.». В действующем законодательстве дано определение «финансирование под уступку денежного требования», которое, тем не менее, не отражает всего комплекса услуг, традиционно предоставляемого в рамках факторинга, включающего в себя в том числе обслуживание дебиторской задолженности и коллекторскую деятельность. Не должно быть соблазнов проводить сравнение между факторингом и договором цессии. В Гражданском кодексе нет четкого разграничения между   данными понятиями. Важнейшей задачей станет определение государственного органа, отвечающего за регулирование факторинговой  деятельности.

        Внесение поправок в законодательство, регулирующее деятельность бюро кредитных историй и их «информаторов» (банков). Дало бы мощный импульс развитию безрегрессного факторинга в России.

        По оценке специалистов, одним из0 наиболее существенных препятствий развитию безрегрессного факторинга в России является  несовершенство законодательства о кредитных историях. Федеральный Закон о кредитных историях предусматривает, что только банки обязаны предоставлять информацию о своих заемщиках. При этом особо оговаривается  необходимость получения  согласия заемщика на предоставление информации о нем в бюро кредитных историй.

        Камнем преткновения здесь является вопрос о банковской тайне. Если бы он был решен, то, возможно, и не потребовалось бы согласи  клиента на получение информации о его кредитной истории. Банк готов предоставить информацию в кредитное бюро (даже обязан это сделать), однако зачастую клиенты возражают против разглашения информации о себе.

        Кредитные бюро решает проблему со злостными неплательщиками  только в том случае, если будут  внесены изменения в Закон  о кредитных историях Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности». В ст.26 упомянутого закона содержится определение понятия «банковская тайна». В соответствии с ним кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Понятие «банковская тайна» также фигурирует в ГК РФ (ст.857, п.1). Однако определение, данное в законе о банках, шире  и включает в состав банковской тайны информацию об операциях по счету и об операциях клиентов кредитной организации. По всей видимости, информация о кредитных операциях клиентов также попадает под букву закона. Помимо этого конфиденциальность персональных данных граждан РФ защищается законом «Об информации, информатизации и защите информации».

        Отсутствие дополнительных источников информации не позволяет  на сегодняшний день активно развивать факторинговые услуги, в том числе такой востребованный продукт, как безрегрессный факторинг.

        По мнению большинства  участников рынка, для развития факторинговой индустрии сейчас гораздо важнее общее совершенствование законодательство страны. «Налоговое, валютное, гражданское законодательство требуют существенной доработки для того чтобы рынок факторинга получил большое развитие», - говорит Алексей Бородулин.  Нерешенными остаются проблемы с налогообложением комиссии Факторов в части уплаты НДС, налогообложением резидентов в части зачета НДС при проведение международного факторинга, в валютном регулировании международного факторинга и некоторые другие.

        Итак,  совершенствование законодательства в области  факторингового  обслуживания должно также включать следующие направления:  принятие законодательного акта, отменяющего необходимость лицензирования; определение в Гражданском кодексе запрета на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности;  принятие отдельного Федерального Закона,  который бы регулировал факторинговые операции;  внесение поправок в законодательство, регулирующее деятельность бюро  кредитных историй и их «информаторов» (банков);  общее совершенствование законодательство страны.  

        3.2 Пути снижения рисков при проведении факторинговых операций 

        В отличие от обычного кредитования, предусматривающего предоставление заемщиком обеспечения по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим – более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию приходится походить более внимательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (из договора поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при  факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков различается. Некоторые из них устанавливают максимальную величину риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя  тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования, как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результата комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Такой лимит может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности  поставщика удовлетворяющей критериями банка (отсутствие просрочек погашения дебиторской задолженности, четкая кредитная политика поставщика по  отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).

        Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной  причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость и проблема достоверности финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной их «прозрачности».

        Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решаются путем обращения банка в кредитное бюро за досье заемщика, в котором содержаться все необходимые сведения: кредитная история о прочих банках; текущая и прошлая финансовая отчетность; сведения об имуществе, о его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности, об исполнении своих обязательств пред бюджетом; наличие картотеки №2 к счетам в банках; наличие судебных решений и прочие существенные сведения о клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г. и вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках, поэтому судить о кредитном бюро в России как об источнике получения дополнительной информации о заемщике пока не приходится. Другими источниками информации могут служить базы данных статистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб («Скрин», «Интегрум»). Из упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

        Проблема «непрозрачности» российских компаний существует на фоне неразвитости рынка страхования, особенно в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличие от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Такая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессным факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее банкам необходимо быть внимательными при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке.

        Взросление рынка  факторинга ставит на повестку дня  вопрос о создании в России профильных саморегулирующихся организаций. Как показывает международный опыт, они весьма успешно могут справляться с функциями государственного регулирующего органа. В Великобритании, например, это общественная организация Factors and Discounters Association (FDA), выработавшая определенный кодекс поведения участников факторинговой индустрии. Причем роль FDA настолько велика, что ее порицание оказывает влияние на поведение того или иного Фактора. «Среди отдельных факторинговых компаний в нашей стране есть понимание того, что для нормального развития отрасли необходим некий кодекс чести, которому бы все следовали – говорит Михаил Трейвиш, председатель правления НФК. – Например, существует риск неоднократной переуступки одного и того же денежного требования. В западной практике информировать об этом друг друга, если это становиться известно одному из Факторов, - абсолютная норма. Нечто подобное может быть создано и у нас».

        В России сейчас ведется  активная работа по созданию Федерации  факторинговых компаний и торгового финансирования (ФФК), целью которой будет являться преодоление сложившихся трудностей на рынке факторинговых услуг в стране. Основными задачами организации станут: отстаивание общих интересов в законодательных и исполнительных органах власти; разработка кодекса поведения участников; разработка общей технологии оказания факторинговых услуг; обучение специалистов, проведение тренингов, семинаров, конференций; сбор статистических данных о рынке и его участниках.

        Интересно, что в  стране с наиболее развитым факторинговым  рынком в мире – Великобритания – фактически отсутствует законодательное регулирование факторинга. Все функции по регулированию рынка осуществляет ассоциация FDA (The Factors and Discounters Association). Компетентное суждение ассоциации относительно того или иного участника рынка может сыграть решающую роль в перспективах его дальнейшей деятельности на рынке.

        Итак, основными путями снижения рисков проведения факторинговых операций должны стать: решение проблемы «непрозрачности» российских компаний и страхование финансовых рисков; создание Федерации факторинговых компаний и торгового финансирования (ФФК). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Факторинг, как договор финансирование под  уступку денежного требования выполняет следующие функции: защита интересов поставщика путем финансирования его текущей деятельности; контроль над предоставленным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника; ведение соответствующих бухгалтерских операций; защита от кредитных рисков (в случае факторинга без оборота).

       Можно выделить следующие виды и технологии проведения факторинговых операций: внутренний и международный; открытый и закрытый (конфиденциальные); с правом регресса или без права регресса; при условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты.

       В России первые факторинговые отделы были созданы в 1989 году при республиканских банках, областных и городских управлениях Промстройбанка СССР. После отказа от использования в расчетах платежных требований с 1 июля 1992 года факторинг утратил свое значение, но в последние годы стал приобретать все большую популярность. Российский рынок факторинга претерпевает значительные изменения под влиянием жесткой конкурентной борьбы между факторами, их стремления диверсифицировать набор предлагаемых услуг и повысит качество сервиса. Особенностями развития факторинговых услуг в России являются: создание департамента факторинга в банке или специализированные компании; появление модификаций факторинговых операций; национальные особенности; конкурентные преимущества российских факторинговых фирм на европейском рынке (технологии обслуживания клиентов); диверсификация деятельности факторинговых компаний.

       Оценка  российского рынка факторинга показала, что российский рынок факторинга стремительно вырос – начиная с 2004 года каждый год рынок увеличивается приблизительно в раза. В настоящий момент на рынке существует несколько основных игроков, высокий уровень концентрации рынка может быть объяснен относительной молодостью данного финансового продукта для России. Другой причиной является то, что для компаний, желающих войти на этот рынок, существуют серьезные барьеры. В России наибольшим спросом услуги факторинга пользуются среди компаний, занимающихся оптовой торговлей. Основными видами факторинга, предлагаемыми российскими факторами, является факторинг с регрессом, без регресса, в форме управления дебиторской задолженностью (без финансирования), в форме защиты от кредитных рисков, импортный и экспортный факторинг.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка