Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические основы организации факторинговых операций в России и определить перспективы их развития.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- раскрыть сущность факторинга и рассмотреть его классификацию;
- рассмотреть правовые основы организации факторинговых операций;
- дать оценку факторинговым операциям, осуществляемыми коммерческими банками;
- выявить проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга;
- определить направления совершенствования законодательной основы о факторинге;
- предложить пути снижения рисков при проведении факторинговых операций.
Следующая специфика развития рынка факторинговых услуг в России, связана с появлением модификаций факторинговых операций, среди которых внутрифирменный факторинг, факторинг с рефинансированием, факторинг в сочетании с электронной коммерцией, факторинг без регресса.
Так, внутрифирменный факторинг представляет собой финансирование комплектующих на условиях товарного кредита. Опыт учреждения подобных факторинговых компаний имеют крупнейшие западные промышленные холдинги, например, General Electric, Fiat.
На III ежегодной конференции Восточно-европейской факторинговой ассоциации (Бухарест, апрель 2003г.) были рассмотрены новые продукты - факторинг с рефинансированием и факторинг в сочетании с электронной коммерцией. Реализация такой услуги, как рефинансирование дебиторской задолженности по экспортным поставкам, позволит существенно снизить стоимость услуг по экспортному факторингу для российских поставщиков.
Следует отметить и тенденцию расширения сферы внутреннего факторинга за счет новых отраслей, предоставления более гибкого и полного набора услуг в области факторинга на уровне межстрановых отношений и, как следствие, модификация вариантов факторингового обслуживания.
Для факторинговых услуг в России характерны также национальные особенности, существенно расширяющие сферу применения этой услуги. Например, факторинговые операции получили признание в железнодорожной (между железными дорогами и РАО «ЕЭМ России») и металлургической (внутри дилерской сети) отраслях, широко используются как промышленными предприятиями, так и оптовыми продавцами.
Расширение перспектив
международной торговли и, соответственно,
факторинга на уровне межстрановых отношений
обусловлено увеличением
В этой связи одной из особенностей факторинга в России является конкурентные преимущества российских факторинговых фирм на европейском рынке – в стране разработаны технологии обслуживания клиентов. Так, крупнейшая факторинговая компания Европы «Еврофактор» в качестве сервиса предоставляет своим клиентам отчеты о состоянии дебиторской задолженности и поставках клиентов на бумажных носителях два раза в неделю, чаще можно их получить за дополнительную плату. Многие российские факторы предоставляют клиентам несколько десятков видов отчетов, подстроенных под потребности клиентов в информационных ресурсах, в режиме реально времени через Интернет, с предоставлением информации, необходимой отдельно для финансового директора, для коммерческого директора, для других менеджеров. Эта система может быть интегрирована в любую систему управленческого учета.
Важной особенностью развития рынка факторинговых услуг в России является диверсификация деятельности факторинговых компаний. Сочетание факторинговых операций с оказанием других нетрадиционных услуг связано с резким увеличением в последнее время предложения коммерческим банками услуг, типичных для инвестиционных финансовых институтов. К таковым относятся: определение наиболее привлекательных объектов для слияния; финансирование приобретений других компаний; операции с ценными бумагами клиента (например, страхование ценных бумаг); оказание консультативной помощи в разработке стратегии маркетинга – предложение услуг по хеджированию риска, связанного с колебаниями процентных ставок и курсов мировых валют.
Перспективными в данной связи, по нашему мнению, являются следующие направления деятельности факторинговых компаний: предоставление гарантий, поручительств; рисковое (венчурное) кредитование (инвестирование в акции поставщика и предоставление срочных кредитов); продажа страховых услуг; оказание консультационных услуг как поставщикам, с которыми факторинговые компании заключили соглашение об агентском (оптовом) факторинге или соглашение об учете счетов-фактур, так и предприятиям, не связанным с ними договорными отношениями (в том числе крупными компаниями и ТНК); помощь поставщикам в планировании их сбыта и кредитов; предоставление информации об оценке платежеспособности участников рынка, их традициях, обычаях, об относительно оптимальном представительстве на рынке, правовых аспектах и органах, осуществляющих контроль за рынком; аутсорсинг; представление в судебных и налоговых органах; проведение PR-акций и рекламных компаний, в том числе совместных семинаров и конференций, публикаций статей и прочее.
Таким образом, особенностями
развития факторинговых услуг в
России являются: создание департамента
факторинга в банке или специализированной
компании; появление модификаций факторинговых
операций; национальные особенности; конкурентные
преимущества российских факторинговых
фирм на европейском рынке (технологии
обслуживания клиентов); диверсификации
деятельности факторинговых компаний.
2 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации
2.1
Оценка факторинговых
операций, осуществляемых
коммерческими банками
В 2000-2001гг. для финансистов большинства российских компаний факторинг был понятием из экономической теории, далеким от повседневной практики. Банки если и предлагали клиентам такую услугу, то в большей степени руководствуясь имиджевыми соображениями, нежели надеясь реально заработать на факторинговых операциях. Еще в 2002г. суммарный объем бизнеса факторинговых компаний и банков составлял немногим более 200 млн. долларов – мизерная цифра в сравнении с оборотами рынков других финансовых инструментов. Однако ситуация значительно изменилась.
Российский рынок факторинга стремительно вырос. Суммарные денежные требования, уступленные фактором достигли в 2004 году 3,0 млрд. долларов, а общий объем рынка факторинга оценивается в 3 млрд. долларов. Объем бизнеса факторинговых компаний и банков в 2005г. составил порядка 5,5 млрд. долларов. За 2005г. рынок вырос почти в два раза. Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент - фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга.
Однако в 2008 году впервые за последнии пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 году до 1,44% в 2008 году. Если в 2007 году объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 году этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд. руб (рисунок 2.1). Финансовый кризис заставил Факторов пересмотреть систему риск-менеджмента и вести более аккуратную и сбалансированную кредитную политику.
Рисунок
2.1 – Темпы прироста рынка факторинга
в 2008 году
В 2008 году объемы уступленных требований во втором полугодии не только не превзошли объемы первого полугодия, а даже на четверть снизились относительно него (таблица 2.1). Во втором полугодии волна финансового кризиса накрыла и факторинговую отрасль: из-за сужения ресурсной базы многих участников рынка объемы финансирования клиентов сократились. Кроме того, значительное влияние на объемы и развитие рынка оказал дефолт крупнейшего (по данным исследования "Эксперт РА" за первое полугодие 2008 года) Фактора – ФК «Еврокоммерц».
Кроме того, ушли с рынка ряд средних и мелких Факторов, к ним относятся КБ «Система», Банк «Северная казна» и др.
Но случившиеся
события не являются результатом
высокой рискованности факторинга
как такового. То, что произошло, не болезнь
рынка, а проблема отдельных игроков.
Таблица 2.1 – Рэнкинг крупнейших Факторов по объему фактически уступленных денежных требований в 2008 году
№ | Наименование Фактора | Объем денежных требований, уступленных Фактору в 2008 г., тыс. руб. | Темпы прироста в 2008 г., % |
1 | Промсвязьбанк | 141822978,0 | 46.4 |
2 | Еврокоммерц* | 93769341,0 | 0.1 |
3 | Банк НФК | 67286830,0 | 8.3 |
4 | Банк "Петрокоммерц" | 60950381,0 | 12.7 |
5 | БСЖВ | 33886914,0 | 176,9 |
6 | ТрансКредитФакторинг» | 22485594,3 | 85.3 |
7 | ЮниКредит Банк | 20759017,6 | 54.9 |
8 | НОМОС-БАНК | 14879273,9 | 6.0 |
9 | Газпромбанк | 14724920,4 | 107.9 |
10 | Металлинвестбанк | 10310967,0 | н/д |
11 | ФК "Лайф" /ФГ "Лайф" | 6145445,9 | н/д |
12 | СМП Банк | 4570178,0 | 99.7 |
13 | ТрансКапиталБанк | 3204015,4 | 17.7 |
14 | Банк «Санкт-Петербург» | 2619238,7 | 21.3 |
15 | РОСПРОМБАНК" | 2491389,0 | 35.6 |
16 | ЦентроКредит" | 2468421,0 | -25.1 |
17 | Банк "Казанский" | 2077588,2 | 274.9 |
18 | СКБ банк | 1544885,0 | -66.4 |
19 | СДМ-БАНК | 1241794,1 | н/д |
20 | Сибирьгазбанк | 963486,0 | н/д |
21 | ПРБ | 762761,0 | н/д |
22 | ЦЕРИХ» | 652029,4 | 121.7 |
23 | Кредит Европа Банк | 330646,0 | н/д |
24 | ЮниФактор | 88946,0 | 1560.1 |
Объем уступленных требований в первом полугодии 2008 года составил 77,3 млрд. руб. Анализ происходил с учетом того, что ФК «Еврокоммерц» продолжала активные операции на рынке вплоть до сентября 2008 года.
Однако, даже с учетом этих событий, рынок факторинга в 2008 году показал рост по сравнению с 2007 годом, что является поводом для оптимизма факторинговых компаний и их клиентов - далеко не всем финансовым институтам удалось показать положительный прирост по итогам 2008 года (например, объемы нового бизнеса лизинговых компаний в 2008 году сократились на 27,8% относительно 2007 года).
В 2009 году сбылись
самые пессимистичные прогнозы специалистов.
Объем денежных требований, фактически
уступленных Факторами за 6 месяцев 2009
года, составил 170 млрд. руб, что в два раза
ниже аналогичного показателя прошлого
года (таблица 2.2). В первом полугодии впервые
за всю историю российского рынка факторинга
произошло резкое сокращение объемов
рынка. Это связано с двумя главными проявлениями
финансового кризиса на рынке факторинга:
банкротством ФК «Еврокоммерц» (лидер
рынка по итогам прошлого полугодия) и
общим сокращением деловой активности
основных игроков. Если не учитывать результаты
ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка факторинга
в первом полугодии 2008 года, рынок
за первое полугодие 2009 года сократился
на 33%.
Таблица 2.2 – Рэнкинг Факторов по объему уступленных им денежных требований в I полугодии 2009 года
№ п/п | Наименование Фактора | Объем денежных требований, уступленных Фактору в первом полугодии 2009 г., тыс. руб. | Темпы прироста в 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г., % |
1 | Промсвязьбанк | 53230349 | -22,74 |
2 | Банк НФК | 17865354 | -47,53 |
3 | Петрокоммерц | 15833508 | -50,51 |
4 | ТрансКредитФакторинг | 9245047 | -2,01 |
5 | Металлинвестбанк | 8517357 | 90,8 |
6 | БСЖВ | 8032597 | -50,08 |
7 | ФК «Лайф»/ФГ «Лайф» | 6045976 | н/д |
8 | АЛЬФА-БАНК | 5806467 | н/д |
9 | Газпромбанк | 5203082 | -23,4 |
10 | ЮниКредит Банк | 4421803 | -59,34 |
11 | РОСПРОМБАНК | 1036085 | -9,12 |
12 | ОРГРЭСБАНК | 940860 | н/д |
13 | Факторинговая компания «Санкт-Петербург» | 676730 | -61,49 |
14 | ТрансКапиталБанк | 594440 | -58,98 |
15 | «РФК» | 575046 | - |
16 | СДМ-БАНК | 523354 | 0,98 |
17 | СМП Банк | 361333 | н/д |
18 | Эконом-факторинг | 185414 | н/д |
19 | СКБ Банк | 172076 | -82,66 |
20 | ЮниФактор | 109848 | н/д |
21 | ЦЕРИХ | 69323 | -75,55 |
22 | Банк «Вологжанин» | 13444 | 5,65 |
Промсвязьбанк (лидер рынка по итогам первого полугодия 2009 года) сохранил и преумножил лидерство на рынке за счет меньшего падения относительно ближайших конкурентов – НФК и банка Петрокоммерц. Наибольшие темпы прироста портфеля показал Металлинвестбанк. Многие специализированные факторинговые компании (в том числе с банковской лицензией) работали за счет внешних источников фондирования. Удорожание денег в условиях кризиса вынудило их существенно свернуть объемы уступленных требований. Для банков же ухудшение качества активов вызвало необходимость досоздания резервов. Идеальный вариант во время кризиса – дочерняя факторинговая компания банка: доступ к пассивной базе банка и отсутствие обязательств по резервированию.
Разница в объемах уступленных требований между размерными классами достаточно существенна. К середине 2009 года «выжил» лишь один крупный игрок - ОАО «Промсвязьбанк», объемы деятельности которого сократились на 23%. Динамика объемов уступленных требований в группе средних Факторов неоднородна. Национальная факторинговая компания, Петрокоммец, БСЖВ, ЮниКредит Банк и ОАО "Газпромбанк" уменьшили объемы уступленной дебиторской задолженности в среднем в два раза. В тоже время ТрансКредитФакторинг практически не сократил объемов деятельности, а Металлинвестбанк увеличил их на 90%. Из небольших факторинговых компаний «в плюсе» по сравнению с первым полугодием 2008 года лишь СДМ-БАНК и Банк «Вологжанин».
Те факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных требований, чем Факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших Факторов. Так лидер рынка - ОАО "Промсвязьбанк" сохранил позиции, так как работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%). У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших Факторов – лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.
Сокращение доли
безрегрессного факторинга в первом
полугодии 2009 года с 16,5% до 12% – вполне
ожидаемое явление (рисунок 2.2).
Рисунок
2.2 – Доли факторинга в первом полугодии
2009 года
Оно связано с
усилением риск-менеджмента
Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка