Факторинговые операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические основы организации факторинговых операций в России и определить перспективы их развития.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- раскрыть сущность факторинга и рассмотреть его классификацию;
- рассмотреть правовые основы организации факторинговых операций;
- дать оценку факторинговым операциям, осуществляемыми коммерческими банками;
- выявить проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга;
- определить направления совершенствования законодательной основы о факторинге;
- предложить пути снижения рисков при проведении факторинговых операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

        В случае же закрытого  факторинга дебитов не ставится в  известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В настоящее время применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков фактора, так как глава 43 Гражданского кодекса РФ, конкретно пункт 1 статьи 830, гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от фыинансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

        Факторинг с регрессом  – основной пакет услуг, организованный по схеме «full-recourse factoring», включающий в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования – в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. В случае, если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет ре фесе.

        Факторинг без регресса – это новый продукт, впервые предложенный на российском рынке в 2004г., обеспечивающий регулярное увеличение оборотного капитала и защиту от потерь по поставкам. В России это первый случай фактического страхования кредитного риска при факторинге, которое осуществляется по общепринятой в мире схеме «non-recourse factoring». Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса (до 90% суммы поставки) в случае невыполнения покупателем обязательств. При этом клиент самостоятельно выбирает дебиторов, по которым заинтересован получить защиту от рисков и финансировпние. Комплекс услуг по данному продукту также включает в себя административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования по договору – любой удобный день, включая день предоставления документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.

        В особых случаях  возможен факторинг с частичным  регрессом, при котором фактор и поставщик делят между собой кредитные риски в определенной пропорции, как по всему обороту, так и по отдельным покупателям (условия соглашения определяются по договоренности).

        Факторинг-гарант –  это продукт, обеспечивающий гарантированные  и предсказуемые денежные поступления от продаж – аналог схемы «maturity factoring», смысл которой в обеспечении стабильности денежного потока и защита от кассовых разрывов. Отличие от этой схемы заключается лишь в том, что фактором не устанавливается фиксированного срока отсрочки платежа (FMP), а финансирование происходит в предпоследний день оплаты дебиторской задолженности по каждому конкретному контракту. Если покупатель задерживает оплату поставки, фактор устанавливает период ожидания погашения задолженности. В случае неоплаты поставки покупателем в указанный срок (отсрочка по договору + период ожидания) поставщик оплачивает часть факторинговой комиссии за страхование кредитного риска, а аванс остается в его распоряжении. Здесь клиент также выбирает дебиторов, по которым заинтересован получить услугу, и продукт включает в себя весь комплект услуг по сопровождению факторинга. Из факторинговой комиссии исключается статья за финансирование на период отсрочки платежа.

        Возможен также  факторинг-гарант с регрессом/частичным регрессом, при котором фактор обеспечивает стабильность денежного потока поставщика, защищая от кассовых разрывов. В рамках работы фактор и клиент делят между собой кредитный риск в определенной пропорции.

        Факторинг-старт  – продукт, специально для финансирования малого бизнеса. Клиентами по данному продукту выступают компании, соответствующие следующим условиям:

        - среднемесячный  оборот компании составляет до 100 тыс. дол. США;

        - компания работает  на рынке не менее 1 года (если  компания работает менее 1 года, к комиссии добавляется 1%);

        - отсрочка платежа  по договору поставки не превышает  60 календарных дней;

        - компания готова  передать на обслуживание не  менее 10 дебиторов.

        Услуга осуществляется на условиях схемы факторинга с полным сервисом (full-service factoring) с правом регресса, однако имеет ряд особенностей. Лимитная политика по продукту факторинг-старт не предусматривает выделения групп дебиторов и устанавливает размер досрочного платежа и лимита финансирования на уровне 80%. Срок выплаты финансирования более длителен – в течении 3 дней с момента предоставления отгрузочных документов. Наконец, в случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 30 календарных дней с момента начала просрочки (что гораздо больше в сравнении с обычными сроками при факторинге с правом регресса). Неоплата поставки покупателем в указанный срок (отсрочка по договору + 30 календарных дней) позволяет фактору предъявить регресс.

        Реверсивный факторинг – продукт, нацеленный на финансирование закупок покупателя, одной из сторон договора в рамках данного продукта выступает поставщик. Последний заключает договор полного факторинга, в рамках которого финансируется поставщик. Фактор также становится партнером покупателя, гарантирующим его поставщиками своевременную оплату поставок, а покупателю предоставляет возможность развивать свой бизнес в условиях недостаточности собственных средств. Реверсивный факторинг является оптимальным инструментом, с помощью которого покупатель получает возможность значительно увеличить отсрочки платежа на закупаемый товар от своих поставщиков.

        Поставщики потребительских  товаров являются одной из наиболее распространенных категорий клиентов факторинговых компаний в экономически развитых странах мира. Однако существуют продукты по факторинговому обслуживанию экспортно-импортных операций.

        Экспортный факторинг  включает в себя: финансирование экспортеров  сразу после отгрузки товара на экспорт; страхование риска неплатежа  иностранного дебитора; административное управление дебиторской задолженностью; услуги по оценке платежеспособности иностранных дебиторов. Экспортный факторинг позволяет поставщикам предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 дней (отсрочка платежа является необходимым условием оплаты при расчетах на товарных рынках экономически развитых стран); проверить надежность иностранных контрагентов в связи с особенностями законодательства и делового оборота за рубежом; эффективно собрать задолженность, при этом к процессу сбора могут подключаться международные партнеры – члены IFG.

        Импортный факторинг  является факторинговым продуктом, с помощью которого экспортер  в Россию получает комплекс услуг  полного факторинга, охватывающий финансирование в счет поставленных в Россию товаров, административное управление дебиторской задолженностью и услуги по выдаче иностранному поставщику поручительства. Также экспортер получает возможность поиска надежных покупателей в России и страховки от риска неплатежеспособности российских покупателей. Начиная с 2001г. членство в IFG дает уникальную для российского рынка возможность оказывать услуги, как прямого импортного факторинга, так и услуги по двухфакторной схеме.

        Реверсивный импортный  факторинг является факторинговым  механизмом, позволяющим российским импортерам получить от своих иностранных контрагентов отсрочку платежа до 120 дней, а также способствующим установлению более доверительных отношений между российским и иностранными компаниями. Иностранные поставщики товаров и услуг готовы предложить своим покупателям выгодные условия оплаты поставок с отсрочкой платежа, однако по ряду причин избегают работать по подобной схеме на российском рынке: высокие кредитные риски, а также риски ликвидности, которые присущи всем развивающимся рынкам; ограниченное знание обычаев делового оборота в России. Схема реверсивного импортного факторинга позволяет преодолеть все эти ограничения. Схема операции аналогична внутреннему реверсивному факторингу; в течение 5-7 дней зарубежный экспортер получает авансовый платеж, что позволяет российскому импортеру свободно реализовывать закупленную за рубежом продукцию на российском рынке без необходимости покрытия дебиторской задолженности перед экспортером в течение всей отсрочки, далее решить вопросы погашения лога не с иностранной компанией, а напрямую.

        Таким образом, можно  выделить следующие виды проведения факторинговых операций: конвенциальный, конфиденциальный и тихий; внутренний и международный; открытый и закрытый (конфиденциальные); с правом регресса, или без права регресса; при условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты. 

        1.2 Особенности развития факторинговых услуг в России 

        В России первые факторинговые отделы были созданы в 1989 г., при республиканских банках, областных и городских управлениях Промстройбанка СССР. Первым нормативным документом, устанавливающим порядок проведения факторинговых операций, было инструктивное письмо Госбанка СССР №252 от 12.12.1989г. «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». Анализ содержания этого письма показывает, что факторинг рассматривался как покупка прав требования поставщика.

        После отказа от использования  в расчетах платежных требований с 1 июля 1992г. факторинг утратил свое значение, но в последние годы стал приобретать все большую популярность.

        В российском же законодательстве факториноговые отношения были впервые  урегулированы на уровне закона только частью второй нового Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996г. (Глава 43 «Финансирование под уступку денежного требования»).

        Массовый выход  отечественных предпринимателей на международные рынки способствовал  активному поиску российским коммерческими банками новых направлений надежного возвратного вложения средств, новых способов привлечения клиентов. Этим также было обусловлено возникновение потребности в факторинге как способе эффективного финансирования бизнеса. В создавшихся условиях развитие рынка факторинговых услуг в России характеризуется следующими особенностями.

        Первая связана  с определением стратегических вариантов  развития факторингового бизнеса: создание департамента факторинга в банке или специализированной компании.

        Сторонники этого  подхода связывают развитие факторинга в рамках банков с рядом обстоятельств, в частности: необходимостью управления ликвидностью; возможностью банка предложить клиенту целый комплекс финансовых услуг, в том числе факторинг; использованием краткосрочных кредитных ресурсов.

        Однако данный вариант  имеет свои недостатки, связанные, во-первых, с особенностями системы принятия решений. В частности, работы факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего – скоринговых систем оценки, которыми большинство банков еще в полной мере не владеют. В настоящее время банки при осуществлении факторинга используют кредитные технологии, что негативно сказывается на оперативности. Отметим, что, например, лизинговый бизнес российских банков нередко выделен в отдельные компании, так как это самостоятельный продукт со своей специфической технологией. Во-вторых, сложности связаны с наличием внутренней конкуренции с кредитными подразделениями. Факторинг для банков оказывается привлекательным лишь в тактической перспективе – как расширение продуктовой линейки; в более долгосрочной перспективе – невыгодным из-за высоких рисков и, соответственно, высокой себестоимости этого инструмента по сравнению с кредитом. До сих пор руководство многих банков рассматривает залог как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования. В действительности же риски факторинга не столь высоки при использовании скоринговых систем и функционирования бюро кредитных историй.

        В настоящее время  ситуация на российском рынке свидетельствует о том,  что лидерами являются специализированные факторинговые компании. Примером может служить Национальная факторинговая компания, которая стала преемником бизнеса КБ «НФК «Уралсиб-НИКойл», созданного в 2003г. в результате выделения факторингового направления из общей продуктовой линейки АБ ИБГ «НИКойл» (с 2005г. – ФК «Уралсиб») в отдельное юридическое лицо.

        Практика показывает, что факторинговые отделы банков, сформировавшись, выделяются в отдельные от банков–учредителей формально независимые структуры – специализированные филиалы или дочерние компании.

        Кроме того, в мире наметилась тенденция отхода банков как владельцев факторингового бизнеса на второй план. Так, крупнейший в мире владелец факторингового бизнеса – General Electric Capital, дочерняя структура знаменитой электротехнической корпорации, на долю которой приходится около 30% всего мирового факторинга. Среди мировых лидеров факторинга – структуры, принадлежащие General Motors и компании экспресс-доставки UPS. В последние годы все больше факторинговых фирм создается страховыми компаниями.

        С факторинговыми подразделениями  крупных банков, имеющих разветвленную сеть филиалов, аналитики связывают освоение региональных рынков. Учитывая возникающие технические проблемы при передаче подлинников документов (накладных, счетов-фактур), в случаях, когда факторинговая компания и клиент находятся в разных городах или регионах, необходима филиальная сеть. Например, в рамках бизнес-направления факторингового обслуживания АБ ИБГ «НИКойл» создан бизнес-блок регионального факторинга. Появление самостоятельной структуры свидетельствует о том, что для бизнес-напрвления факторингового обслуживания региональный факторинг является одним из приоритетных направлений. 

Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка