Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические основы организации факторинговых операций в России и определить перспективы их развития.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- раскрыть сущность факторинга и рассмотреть его классификацию;
- рассмотреть правовые основы организации факторинговых операций;
- дать оценку факторинговым операциям, осуществляемыми коммерческими банками;
- выявить проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга;
- определить направления совершенствования законодательной основы о факторинге;
- предложить пути снижения рисков при проведении факторинговых операций.
2.2
Проблемы, возникшие
в деятельности коммерческих
банков при осуществлении
факторинга
Факторинговые операции являются относительно новым банковским продуктов для большинства российских банков. Некоторые уже успели приобрести ценный опыт по оказанию данных услуг, некоторые стоят только на пороге расширения своего продуктового ряда. Однако даже те банки, которые могут гордиться опытом работы в данном сегменте, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными с изменениями в законодательстве, необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. Для ряда других банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга. Также стоит отметить, что факторинговые операции являются очень трудоемкими и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов.
Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.
На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако закон о «Лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в октябре 2005г выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ в 2004 году был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций лицензироваться не будет. На текущий момент поправки в ГК РФ внесены не были, хотя их внесение было запланировано Правительством РФ на июль 2005г. Отмена лицензирования факторинговых операций изменит рынок факторинговых услуг, увеличится число его участников, а основными игроками на нем станут факторинговые компании. Так, согласно исследованиям МЭРТ, в «2001 году доля факторинга в ВВП РФ составляла 0,1%, в 2004 году – 0,5%. Если будет принят законопроект, то к 2008 году можно будет добиться того, что доля факторинга в ВВП страны составит 2,9%, а объем этого рынка приблизится к 800 млрд долларов».
Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».
В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».
В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).
Однако при
Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).
Проблема
Факторинговая операция отлична от кредитных операций и требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Необходимо делегирование полномочий по установлению лимитов на дебиторов либо малому кредитному комитету, либо другому органу/группе специалистов для более оперативного решения конкретных задач.
Высокая доля неплатежей, плохая дисциплина платежей со стороны дебиторов, недостаточная компетентность банков в области финансового анализа, оценки кредитоспособности клиентов, управления рисками
Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга, является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.
Запуск факторинга
требует немалых
Несмотря на сложность
проведения факторинговых операций,
они пользуются большой популярностью,
а спрос на факторинговые услуг
со стороны компаний превышает предложение.
Поэтому, существующие проблемы, связанные
с оказанием факторинговых услуг, будут
преодолеваться, а уровень качества их
оказания повышаться.
3 Развитие факторинговых операций в деятельности банков
3.1
Совершенствование
законодательной
основы о факторинге
В настоящее время
регулирование факторинговой
Однако из-за существующих противоречий в различных законодательных актах им могут фактически заниматься и организации, не имеющие банковской лицензии. В итоге некоторые компании, практикующие этот вид деятельности, предпочли получить банковскую лицензию (например, лидер рынка НФК), в то время как другие на свой страх и риск работают без нее.
В то же время в Федеральном законе № 128-ФЗ от 80.08.2001 г. « О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не перечислен среди видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Участники рынка давно ждут официального снятия этого противоречия. Однако не все одобряют отмену необходимости лицензирования. Ассоциация российских банков, к примеру, опасается, что в результате вывода факторинга из-под надзора ЦБ возрастет число недружественных поглощений путем скупки долгов. С другой стороны, подобнее проблемы можно предотвратить, зафиксировав в Гражданском кодексе запрет на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности.
Доводы в пользу лицензирования факторинговой деятельности основываются главным образом на п.2 ст.3 ГК РФ, в которой закреплено главенствующее значение ГК в системе иных правовых актов. Последние должны соответствовать Кодексу как по форме, так и по форме, так и по содержанию.
Противники
Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка