Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии и показать необходимость этого процесса в условиях рыночной экономики. В связи с этим в курсовой работе решаются такие задачи, как рассмотрение теоретических основ разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана, изучаются методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием.
Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия, а предметом - система финансового планирования на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана
1.1 Роль финансового плана в бизнес-плане
1.2 Сущность и содержание финансового планирования
Глава 2. Методы финансового планирования
2.1 Назначение методов финансового планирования
2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
3.1 Перспективный финансовый план
3.2 Текущий финансовый план
3.3 Оперативный финансовый план
3.4. Планирование прибыли в ООО «Рубикон
Расчетная часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 101.63 Кб (Скачать файл)

 

Все три виды финансового  планирования находятся во взаимосвязи  и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для  эффективного оперативного планирования.

3.1 Перспективный  финансовый план

 

Перспективный финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции  и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии  предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового  планирования, так как, является составной  частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться  с целями и направлениями, сформулированными  общей стратегией. Вместе с тем  финансовая стратегия сама оказывает  значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение  долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных  способов и путей их достижения.

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу  факторов внешней среды путем  изучения экономико-правовых условий  финансовой деятельности фирмы, кроме  этого, особое внимание отводится учету  фактов риска.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной  стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько  разработанная финансовая стратегия  согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени  согласованности целей, направлений  и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность  финансовой стратегии фирмы с  прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость  разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности  фирмы в формировании собственных  и привлечении внешних финансовых ресурсов.

 

3.2Текущее финансовое  планирование

 

Составной частью перспективного плана является текущее финансовое планирование, которое представляет конкретизацию его показателей. Для текущего планирования применяются  формы: план доходов и расходов по операционной и инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план. Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы  на конец планируемого периода. Текущий  финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой  по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным  требованием к отчетности. Текущий  финансовый план предпринимательской  фирмы разрабатывается на основе данных, которые характеризуют:

- финансовую стратегию  фирмы,

- результат финансового  анализа за предшествующий период,

- планируемые объекты  производства и реализации продукции,  а также других экономические  показатели операционной деятельности  фирмы,

- система разработанных  на фирме норм и нормативов  затрат отдельных ресурсов,

- действующую систему  налогообложения и т.д.

Для составления финансового  документов в процессе осуществления  текущего финансового планирования важно правильно определить объем  будущих продаж. Это необходимо для  организации производственного  процесса, эффективного распределения  средств.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое  количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и  другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет  о прибылях и убытках, с помощью  которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, после план движения денежных средств  и план баланса.

Заключительным документом текущего годового финансового плана  является плановый баланс активов и  пассивов. Он служит хорошей проверкой  плана прибыли и убытков и  движения наличных средств. В отличие  от бухгалтерского баланса прогноз  баланса может быть составлен  не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного  проекта.

В целом же процесс текущего финансового планирования осуществляется на фирме в тесной связи с процессом  планирования его операционной деятельности.

 

3.3 Оперативное  финансовое планирование

 

В целях контроля за поступлением фактической выручки и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятию  необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее.

Под оперативным планированием  понимается осуществление текущей  деятельности планово-экономических  служб в течение короткого  периода, например, разработка годовой  производственной программы, составление  квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов [4, с. 339].

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в  краткосрочном кредите.

Целью разработки платежного календаря является определение  конкретной последовательности и сроков осуществления всех расходов предприятия, что позволяет сбалансировать потоки денежных средств и обеспечить своевременное  перечисление платежей в бюджет и  нормальное финансирование хозяйственной  деятельности.

При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно  взаимодействует с бухгалтерской  службой, которая обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия (организации), об уплате налогов, о состоянии дебиторской и  кредиторской задолженности, а также  о расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам  и более мелким периодам.

Информационной базой  платежного календаря выступают: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных  вложений; выписки по счетам предприятия  и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные  сроки платежей для финансовых обязательств.

Превышение планируемых  расходов над ожидаемыми поступлениями  будет означать недостаточность  собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком  ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять  следующие меры: перенести часть  не первоочередных расходов на следующий  календарный период; ускорить по возможности  отгрузку и реализацию продукции; принять  меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек  денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут  быть инвестированы в краткосрочные  ценные бумаги.

Кроме платежного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план. Кассовый план (бюджет) – это план оборота наличных денежных средств предприятия, отражающий поступление  и выплаты наличных денег через  кассу.

Регулярное составление  и исполнение кассового плана  призвано обеспечить финансовый контроль за движением наличных денежных средств  на предприятии, их эффективное использование  и своевременное получение.

Кассовый план начинает разрабатываться  на предстоящий квартал в рублях, как правило, за 50 дней до начала планируемого квартала. Следует иметь в виду, что примерно в эти же сроки, - за 45 дней до начала следующего квартала, коммерческие банки обычно требуют  предоставления кассового плана  от своих клиентов юридических лиц [1, с. 554].

Коммерческий банк анализирует  достоверность показателей кассового  плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета [12, с. 285].

Кассовый план предприятия, фирмы, компании, как оперативный  плановый финансовый документ для внутреннего  пользования, выступает как план движения наличных денег и состоит  из четырех разделов.

В первом разделе показывается поступление наличных денежных средств  непосредственно в кассу предприятия. Включает торговую выручку, оплату услуг, коммунальные платежи и прочие денежные поступления предприятия.

Во втором разделе отражаются виды выплат наличных денежных средств. Выплаты наличных денег планируются  исходя из прогнозируемого фонда  оплаты труда, сметы затрат на производство, сметы расходов средств фонда  социальной сферы, фонда материального  поощрения, норм выплат суточных и иных командировочных расходов и т.д.

Третий раздел кассового  плана предприятия посвящен расчету  выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда. В основе расчетов лежит действующий порядок начисления, удержания и выплаты наличных денежных средств в счет оплаты труда.

В четвертом разделе кассового  плана отражаются сроки выплат по фонду оплаты труда. Он представляет собой календарь выплаты заработной платы работникам предприятия, который  составляется с учетом принятой на предприятии системы оплаты труда, предусматривающей сроки выплат (два раза в месяц, раз в месяц, еженедельно) [12, с. 286].

Заключительным этапом финансового  планирования является составление  сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового  плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли. Завершая аналитическую записку, делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия  финансовыми ресурсами и структуре  источников их формирования.

 

3.4 Планирование прибыли в ООО «Рубикон»

 

Планирование прибыли  – это составная часть финансового  планирования. Оно проводится раздельно  по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии  исчисления и налогообложении прибыли  от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных  управленческих решений

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчётов прибыли  служит прогнозируемый объём продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы от объёма продаж. Однако этот объём может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно объём продаж является отправной точкой для планирования. После определения объёма продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных  контрактов.

Важным моментом в планировании прибыли является учёт трудовых затрат. С учётом необходимых отчислений в социальные фонды планируются  затраты на оплату труда. Их ещё называют расходами на персонал. Эти затраты  зависят от вида продукции, расценок.

Далее составляется смета  производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объёма производства.

В результате проведённых  расчётов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции  с учётом остатков готовой продукции  на начало и конец планируемого периода.

На следующем этапе  составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и  управлением производством, а также  с продвижением товаров на рынке  сбыта.

На основании этих расчётов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих  операционных, а также внереализационных  доходах и расходах.

Приведённый метод планирования прибыли носит название метод  прямого счёта. В основе её лежит  поассортиментный расчёт прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предполагает укрупнённый расчёт по позициям плана.

Рассчитывается прибыль  от выпуска товарной продукции как  разница между стоимостью всего  товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции  планируемого периода.

Прибыль от реализации продукции  рассчитывается как разница между  объёмом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объём выручки и полная себестоимость  реализуемой продукции определяется с учётом переходящих остатков готовой  продукции на начало и конец планируемого периода.

Для коммерческих предприятий  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для  этого следует установить точку  безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых  коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая  прибыль, но и без убытка. Этот метод  планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно  – постоянные и условно- переменные и расчёте маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитываются условно-переменные затраты  и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитываются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или  убыток). Точка безубыточности –  это такой объём выручки, при  котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии