Финансовый контроль и анализ территриальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5
1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5
1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25
2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37
2.1. Федеральное казначейство и его функции 37
2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47
3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51
3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51
3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70
Заключение 79
ЛИТЕРАТУРА 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 292.69 Кб (Скачать файл)

Действовала такая схема: суммы бюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т.е. министерств и ведомств и далее перераспределялись с помощью коммерческих банков. При этом Минфин РФ как главный распорядитель бюджетных ассигнований был лишен возможности контролировать прохождение и нецелевое использование этих средств. Само прохождение денег по счетам коммерческих банков значительно удлиняло "пробег" бюджетных средств до конечных получателей. Коммерческим банкам было выгодно "прокручивать" эти деньги, играть на рынке государственных ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств. Поэтому, с одной стороны, постоянно рос средний уровень остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков, а, с другой стороны, широкое распространение получили задержки выплаты заработной платы бюджетникам, невыплаты пенсий, пособий. Все это приводило к росту социальной напряженности в обществе и одновременно ослаблению контроля за целевым использованием бюджетных средств. Поэтому было решено вновь перейти к казначейской системе исполнения бюджета. После Указа Президента РФ 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 27 августа 1993 г. началась работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.

Федеральное казначейство – это система органов федерального казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов РФ. Его структура является трехуровневой.

Первый уровень – Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ, по должности он является заместителем министра финансов.

Второй уровень – территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители территориальных УФК назначаются и освобождаются от должности министром финансов но представлению начальника ГУФК.

Третий уровень – территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) – по городам (за исключением городов районного подчинения). Руководители ОФК назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов по субъектам РФ.

Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе стали вести учет и распределение федеральных доходов. По состоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем субъекте РФ – Республике Татарстан было открыто УФК. Таким образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были также созданы 2239 ОФК.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

- осуществляет сводный  учет доходов и расходов федерального  бюджета;

- управляет движением  средств на счетах казначейства;

- доводит информацию о  результатах исполнения федерального  бюджета до вышестоящих исполнительных  и законодательных органов власти;

- осуществляет руководство  работой нижестоящих органов  казначейства, получает от них  оперативную информацию и отчетные  данные о доходах и средствах  федерального бюджета;

- ведет сводный реестр  распорядителей средств федерального  бюджета;

- обеспечивает исполнение  нижестоящими органами казначейства  бюджета в соответствии с действующим  законодательством;

- организует распределение  в установленных размерах доходов  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов РФ, а также  передачу в местные бюджеты  отчислений от поступлений по  государственным налогам и доходам;

- организует и осуществляет  краткосрочное прогнозирование  и кассовое планирование средств  федерального бюджета.

В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения следующих задач:

1. Организация, осуществление  и контроль за исполнением  бюджетов различных уровней, управление  доходами и расходами на счетах  казначейства исходя из принципа  единства кассы.

2. Регулирование финансовых  отношений между бюджетами, осуществление  контроля за поступлением и  использованием внебюджетных средств.

3. Сбор, обработка и анализ  информации о состоянии государственных  финансов, предоставление высшим  законодательным и исполнительным  органам власти и управления  отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных  фондах, а также о состоянии  бюджетной системы в целом.

4. Управление и обслуживание  совместно с Банком России  и другими уполномоченными банками  государственного внутреннего и  внешнего долга РФ.

5. Размещение на возвратной  и платной основе государственных  финансовых ресурсов.

6. Разработка методологических  и инструктивных материалов о  порядке ведения учетных операций  по вопросам, относящимся к компетенции  казначейства, обязательных для  органов государственной власти  и управления, предприятий, учреждений  и организаций.

7. Ведение операций по  учету государственной казны  РФ.

В части контрольных функций Федерального казначейства следует отметить, что они реализуются посредством предварительного и текущего контроля за участниками бюджетного процесса. В этом направлении задача состоит в максимальном применении технических средств контроля на стадии принятия от главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств расходных расписаний в части контроля за непревышением доведенных до них от Минфина РФ лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Предварительный казначейский контроль предшествует фактическому исполнению бюджета, т.е. поступлению налоговых и иных платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства.

Предварительный казначейский контроль – это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений, других документов. Он направлен на предупреждение неэффективного, нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Проведение предварительного контроля предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, сверку соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.

Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Это контроль за оперативной деятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета, состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетных ассигнований финансовой дисциплины, т.е. соблюдения бюджетных норм и нормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а также целевого использования бюджетных средств.

Федеральное казначейство начинает текущий контроль уже на стадии принятия денежных обязательств получателями бюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (услуг, работ) в порядке, предусмотренном ст. 250 БК РФ. Текущий контроль осуществляется при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Наряду с этим, в соответствии со ст. 251 БК РФ Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям Кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Такой контроль наиболее эффективен в целях сохранности средств федерального бюджета и оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования государственных ресурсов.

Предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств, осуществляемый органами Федерального казначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей. Это обусловлено технологией прохождения средств через систему счетов федерального казначейства.

Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины Федеральному казначейству предоставлены следующие права:

- производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях  и организациях, в банках и  иных финансово-кредитных учреждениях  любых форм собственности, включая  совместные предприятия, проверки  денежных документов, регистров  бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных  с зачислением, перечислением и  использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;

- получать от финансово-кредитных  и налоговых органов справки  и сведения о состоянии счетов  предприятий и учреждений, использующих  средства федерального бюджета  и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и  регулирования бюджетных процессов;

- приостанавливать операции  по счетам предприятий, учреждений  и организаций, использующих средства  федерального бюджета РФ и  внебюджетных фондов, в случаях  непредставления органам казначейства  бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных  средств;

- налагать на банки  или иные кредитные учреждения  штрафные санкции в случаях  несвоевременного зачисления ими  средств, поступивших в доход  федерального бюджета и внебюджетных  фондов, или перечисления средств  из этих фондов на счета  получателей;

- взыскивать в бесспорном  порядке бюджетные и внебюджетные  средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в  случае использования их не  по целевому назначению с наложением  штрафа в размере действующей  учетной ставки Центрального  банка РФ;

- изымать на основе  письменного постановления должностного  лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях  финансовой дисциплины;

- требовать от руководителей  и других должностных лиц проверяемых  органов устранения выявленных  нарушений и недостатков в  порядке исполнения бюджета.

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципиальное отличие от банковской системы исполнения. При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам, средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение же федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств – доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

1) значительно ускорить  процесс финансирования за счет  сокращения пробега средств от  распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость  бюджетных средств;

2) повысить эффективность  использования бюджетных средств  за счет более жесткого контроля  за целевым использованием средств;

3) снизить стоимость обслуживания  внутреннего долга путем увеличения  точности прогнозирования доходов  и расходов на базе оперативного  учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета. Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

1) информация по исполнению  бюджета становится актуальной, так как любые потоки информации  регистрируются казначейством;

Информация о работе Финансовый контроль и анализ территриальных финансов