Финансовый контроль и анализ территриальных финансов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа
Краткое описание
Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.
Содержание
Введение 3 1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5 1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5 1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25 2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37 2.1. Федеральное казначейство и его функции 37 2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47 3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51 3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51 3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70 Заключение 79 ЛИТЕРАТУРА 81
Ключевым направлением совершенствования
государственного финансового контроля
как важнейшей составляющей финансового
контроля в РФ и повышения его эффективности
является принятие единой концепции государственного
финансового контроля в РФ, которая должна
установить единые методологические и
правовые основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ, определить
систему органов, осуществляющих контроль,
а также механизм их взаимодействия. В
рамках этих вопросов необходима разработка
научно-методических основ оценки эффективности
деятельности органов государственного
финансового контроля и их сотрудников.
В целях повышения эффективности
расходования государственных средств
перспективным направлением совершенствования
контроля является переход к аудиту эффективности
государственных расходов, который представляет
собой направление деятельности контрольных
органов, предполагающее анализ результативности
и экономности использования государственных
средств, оценку возможных резервов их
роста и обоснованности расходования.
В настоящее время отсутствует единая
методика проведения аудита эффективности
государственных расходов, не определены
критерии и показатели эффективности
использования государственных средств.
Важной проблемой осуществления
контроля является низкий процент возврата
бюджетных средств по результатам проведенных
ревизий и проверок. В связи с этим необходимо
принять комплекс мер: по повышению уровня
результативности контрольных мероприятий,
направленных на уточнение ответственности
государственных должностных лиц за нарушение
требований закона об исполнении бюджетов
и внебюджетных фондов и о распоряжении
государственной собственностью; по повышению
ответственности должностных лиц за неисполнение
предписаний контрольных органов; по установлению
правовых норм, закрепляющих механизм
возврата бюджетных средств и ответственности
должностных лиц за предоставление необеспеченных
бюджетных кредитов и ссуд и т.п.
Важным вопросом совершенствования
контроля является исключение дублирования
действий контрольных органов, заключающееся
в совершении различными органами своих
функций в отношении одних и тех же объектов
контроля, – Министерства финансов РФ,
органов Федерального казначейства, Счетной
палаты РФ, контрольных органов, созданных
главными распорядителями и распорядителями
бюджетных средств при осуществлении
последующего финансового контроля.
Использование новых информационных
технологий должно стать фактором повышения
совершенствования эффективности государственного
финансового контроля. Информатизация
деятельности органов государственной
власти и государственного финансового
контроля на основе передовых технологий
открывает перспективы повышения эффективности
использования государственных ресурсов.
С появлением новых информационных технологий
станет возможным в полной мере обеспечить
открытость бюджетов всех уровней, возможность
в реальном масштабе времени контролировать
расходы и доходы каждого получателя бюджетных
средств. Наличие оперативной информации
о финансово-хозяйственной деятельности
всех участников бюджетного процесса
будет способствовать предупреждению
нарушений финансово-хозяйственной деятельности.
Для формирования единого информационного
пространства необходима информационная
совместимость результатов деятельности
контрольных органов, автоматизация учета
контрольных мероприятий и обеспечение
обмена соответствующей информацией между
контрольными органами и т.п.
Что касается совершенствования
системы внутреннего контроля, то проблема
ее дальнейшего развития не отделима от
проблемы создания единой системы государственного
финансового контроля. Внутренний контроль
– это своего рода фундамент, на котором
выстраивается все здание общественного
контроля за использованием государственных
ресурсов.
В ближайшее время планируется
усилить взаимодействие между внешними
и внутренними аудиторами с помощью принятия
проекта Международного стандарта "Координация
и взаимодействие между высшими органами
аудита и внутренними аудиторами в государственном
секторе".
Взаимодействие высших органов
аудита и органов внутреннего контроля
должно носить двухсторонний характер,
то есть быть конструктивным и с той, и
с другой стороны. При этом органы внутреннего
контроля должны быть настолько функционально
и организационно независимы, насколько
это возможно в рамках соответствующей
организации. И чем более они независимы,
тем более эффективным может быть их взаимодействие
с органом внешнего аудита.
Пока система внутреннего контроля
в России находится в стадии становления.
Из 114 главных администраторов в 57 созданы
структурные подразделения, обеспечивающие
внутренний финансовый контроль, а в 34
главных администраторах эти функции
возложены на другие подразделения и отдельных
должностных лиц.
В каждой стране в соответствии
с особенностями государственного устройства
и национальными традициями сложилась
своя система государственного финансового
контроля, свои особенности организации
органов внешнего и внутреннего аудита,
а также взаимодействия между ними. В ряде
стран, например в США, система организации
внутреннего контроля отличается высокой
степенью централизации. Руководители
соответствующих служб назначаются Президентом
по согласованию с Сенатом. В России органы
исполнительной власти достаточно самостоятельны
в определении статуса и организационных
форм служб внутреннего контроля. И в этой
ситуации особое значение приобретает
разработка единых законодательных и
методологических стандартов, которые
могли бы свести все разнообразие сложившихся
органов внутреннего контроля к единому
знаменателю.
Важнейшую роль в осуществлении
и совершенствовании внутреннего контроля
в России играет Федеральное казначейство,
в управлении которого этот процесс осуществляется
на основе Концепции развития системы
внутреннего контроля и аудита в 2006 –
2011 годах.
Согласно данной Концепции,
целью развития системы внутреннего контроля
и аудита является обеспечение оперативного
контроля за осуществлением функциональных
и административно-управленческих процессов
в Федеральном казначействе и его территориальных
органах.
Достижение этой цели способствует:
- неукоснительному соблюдению
законодательных, нормативных правовых
актов и иных документов, регламентирующих
осуществление Федеральным казначейством
полномочий в установленной сфере
деятельности;
- подготовке качественной
отчетности;
- достижению высокого
уровня сохранности активов, при
осуществлении деятельности.
В рамках этого направления
необходимо обеспечить постоянный контроль
в структурных подразделениях центрального
аппарата Федерального казначейства и
его территориальных органах за выполнением
требований законодательных, нормативных
правовых актов и иных документов, регламентирующих
осуществление Федеральным казначейством
полномочий в установленной сфере деятельности.
Реализация указанной задачи
предполагает осуществление следующих
мероприятий:
- разработка и утверждение
нормативно-правовой базы осуществления
внутреннего контроля;
- пилотное внедрение процедур
внутреннего контроля в отдельных
структурных подразделениях Федерального
казначейства и территориальных
органах Федерального казначейства;
- доработка нормативно-правовой
базы с учетом результатов
пилотного внедрения;
- внедрение процедур внутреннего
контроля в структурных подразделениях
центрального аппарата Федерального
казначейства и территориальных
органах Федерального казначейства;
- проведение мероприятий,
направленных на оптимизацию
процедур внутреннего контроля
и корректировка нормативно-правовой
базы с учетом накопленного
опыта.
Значительные изменения в подходах
к управлению и использованию финансовых
ресурсов в государственном секторе, возможность
применения современных информационных
технологий, тенденции развития контрольной
деятельности в сторону смещения акцента
с последующего на предварительный и текущий
контроль, свидетельствуют о необходимости
внедрения системы регулярной оценки
и мониторинга рисков, препятствующих
достижению намеченных целей.
Под казначейским риском понимается
вероятность наступления событий, которые
могут негативно отразиться на процессах,
процедурах и операциях, проводимых Федеральным
казначейством при осуществлении полномочий
в установленной сфере деятельности.
Целью мероприятий этого направления
является наиболее раннее выявление возможных
нарушений, недостатков и неэффективного
использования ресурсов при осуществлении
Федеральным казначейством своей деятельности.
Внедрение механизмов управления
казначейскими рисками позволит:
- минимизировать возможность
нарушений при осуществлении
Федеральным казначейством полномочий
в установленной сфере деятельности;
- минимизировать риски
потерь, либо неэффективного использования
финансовых ресурсов при осуществлении
закупок товаров, работ и услуг
для и Федерального казначейства;
- проводить постоянный
мониторинг рисков и процедуры,
направленные на их минимизацию
при осуществлении операций в
системе функционирования Единого
казначейского счета.
В рамках этого направления
необходимо решить следующие задачи:
- разработать и утвердить
нормативную и методическую базу
управления рисками в деятельности
Федерального казначейства;
- обеспечить осуществление
процедур выявления, оценки и
минимизации рисков, возникающих
при осуществлении Федеральным
казначейством полномочий в установленной
сфере деятельности.
Существующий порядок проведения
контрольных мероприятий не позволяет
контролировать качество, результативность
и эффективность осуществления Федеральным
казначейством полномочий в установленной
сфере деятельности. В этой связи необходимо
внедрять в практику деятельности Федерального
казначейства и его территориальных органов
осуществление внутреннего аудита.
Под внутренним аудитом понимается
объективная деятельность, направленная
на обеспечение законности, предоставление
рекомендаций по повышению эффективности
и результативности деятельности Федерального
казначейства, повышение эффективности
внутреннего контроля и качества составляемой
отчетности.
Целями мероприятий данного
направления являются:
- обеспечение законности
осуществления Федеральным казначейством
полномочий в установленной сфере
деятельности:
- обеспечение эффективности
осуществления Федеральным казначейством
полномочий в установленной сфере
деятельности;
- предоставление объективной
информации о законности, эффективности
осуществляемых процессов. использовании
Федеральным казначейством государственных
финансовых и нефинансовых ресурсов,
качестве составляемой отчетности.
Осуществление внутреннего
аудита позволит:
- обеспечить проведение
анализа и оценки деятельности
структурных подразделений центрального
аппарата Федерального казначейства
и его территориальных органов;
- оперативно получать
объективную информацию о состоянии
деятельности структурных подразделений
Федерального казначейства и
его территориальных органов
для принятия своевременных управленческих
решений.
В рамках этого направления
необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить организацию
и осуществление анализа и
оценки проводимого внутреннего
контроля исполнения Федеральным
казначейством законодательных, нормативных
правовых актов и иных документов,
регламентирующих осуществление
Федеральным казначейством полномочий
в установленной сфере деятельности;
- обеспечить осуществление
системного и объективного контроля
за соблюдением порядка исполнения
установленных процессов и процедур,
проведением и учетом соответствующих
операций, отражением их в бюджетном
учете и отчетности, соблюдением
полномочий при их санкционировании;
- обеспечить осуществление
процедур управления казначейскими
рисками. возникающими в деятельности
структурных подразделений центрального
аппарата Федерального казначейства
и его территориальных органов;
- обеспечить осуществление
анализа выявленных отклонений
от установленных показателей
деятельности, причин, лежащих в
основе нарушений законодательных,
нормативных правовых актов и
внесение предложений для принятия
мер по их предупреждению;
- обеспечить определение
эффективности использования финансовых
и нефинансовых ресурсов;
- обеспечить определение
целесообразности проводимых процессов,
процедур и операций;
- обеспечить оперативное
предоставление объективной информации
о состоянии деятельности структурных
подразделений центрального аппарата
Федерального казначейства и
его территориальных органов.