Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"
Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.
Государственный долг подразделяется
на внутренний и внешний.
Внешний государственный долг - это составная
часть государственного долга по внешним
займам и другим долговым обязательствам
перед кредиторами-нерезидентами. Наличие
внешнего долга у страны является нормальной
мировой практикой. Однако существуют
границы, за пределами которых увеличение
государственного внешнего долга становится
опасным. Масштабное привлечение займов
может привести страну к зависимости от
кредиторов. Для относительной характеристики
величины государственного долга в мировой
практике используются специальные показатели
– относительные параметры внешнего долга.
Они включают отношение долговых платежей
(по погашению и обслуживанию долга) к
экспорту товаров и услуг. По классификации
Международного банка реконструкции и
развития низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 18 %; умеренным
– 18-30%.
По сути, наличие внешнего
долга предполагает, что передачу
части созданного продукта за пределы
страны. Рост внешнего долга снижает
международный авторитет страны
и подрывает доверие населения
к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга,
как правило, являются:
другие государства;
международные финансовые организации
(такие как Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития
и др.);
Частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный долг - это
составная часть государственного долга
по внутренним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-резидентами.
Наличие внутреннего долга не является
исключением в экономике, а скорее – правилом.
Экономически развитые страны, как правило,
имеют значительный государственный внутренний
долг. Однако значительна разница в причинах,
способах образования и особенностях
функционирования этого вида долга. Государственный
долг и вызвавшие его дефициты могут быть
тщательно продуманными и спланированными
факторами стабилизации экономики и ее
развития.
Внутренний государственный долг рассматривается
как «заем нации сам себе» и не влияет
на общие размеры совокупного богатства
нации. Определенные отрицательные последствия
по его управлению перекрываются положительными
эффектами от мобилизации дополнительных
финансовых ресурсов в инвестиции или
развитие экономики страны. Однако присутствует
и ряд отрицательных последствие наличия
внутреннего государственного долга:
погашение задолженности производится
за счет бюджетных средств, т.е. за счет
налогоплательщиков: таким образом происходит
переток доходов к владельцам государственных
ценных бумаг, как правило, состоятельным
слоям общества;
для уменьшения долга государство может
увеличивать налоги, что может привести
к макроэкономическим последствиям, таким
как уменьшение инвестиций.
действует эффект «вытеснения инвестиций»
частных предпринимателей. Т.е. выход государства
на ссудный рынок усиливает конкуренцию
на денежном рынке, что в свою очередь
приводит к увеличению процентных ставок
на денежный капитал. Это лишает частный
сектор какой-то части инвестиций и соответственно
«тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга,
как правило, являются:
население;
корпорации;
банки;
другие финансовые и кредитные учреждения.
6 управление государственным долгом. методы управления
Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.
На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.
При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.
Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга.
Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.
Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.
Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.
Административные методы базиру
Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.
В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.
Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.
Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.
Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.
Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.
Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.
Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.
Оно заключается
в формировании политики, проводимой
в отношении госдолга, установлении
границ задолженности, определении
целей и направлений
7. содержанпие финансового контроля, функции, задачи, принципы, уполномоченные огнаы
Финансовый контроль (далее - ФК) - это контроль за законностью
в области образования, распределения
и использования денежных ресурсов всех
звеньев финансовой системы. Содержание
финансового контроля в отношениях, регулируемых
правом, заключается в следующем:
1) проверка выполнения финансовых обязательств
перед государством и органами местного
самоуправления;
2) проверка правильности использования
государственными и муниципальными предприятиями,
учреждениями, организациями, находящимися
в их хозяйственном ведении или оперативном
управлении, денежных ресурсов (бюджетных
и собственных средств, банковских кредитов,
внебюджетных и других средств);
3) проверка соблюдения правил совершения
финансовых операций, расчетов и хранения
денежных средств предприятиями, организациями,
учреждениями и др.
Перед финансовым контролем
стоят следующие задачи:
- содействие сбалансированности между
потребностью в финансовых ресурсах и
размерами денежных доходов и фондов народного
хозяйства;
- обеспечение своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед
государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов
роста финансовых ресурсов, в том числе,
по снижению себестоимости и повышению
рентабельности;
- содействие рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях и бюджетных
учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности;
- обеспечение соблюдения законодательства
и нормативных актов (в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам);
- содействие высокой отдаче внешнеэкономической
деятельности предприятий, в том числе,
по валютным операциям.
Финансовый контроль выполняет следующие
функции:
ü-проверка расходования государственных
средств (соответствие расходов запрашиваемым
суммам и эффективность использования
государственных средств);
ü -проверка своевременности и полноты
мобилизации средств в государственные
ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
ü -проверка соблюдения правил
учета и отчетности.
Принципы финансового контроля
Финансовому контролю как неотъемлимой части
финансовой деятельности присущи те же
принципы, на которых строится её осуществление
и которые законодательно закреплены
в Конституции РФ и иных нормативно - правовых
актах.
Принцип законности в финансовой деятельности
выражается в том, что весь процесс создания,
распределения и использования фондов
денежных средств детально регламентируются
нормами финансового права, соблюдение
которых обеспечивается возможностью
применения к правонарушителям мер государственного
принуждения.
Принцип гласности при осуществлении
финансовой деятельности проявляется
в процедуре доведения до сведения граждан,
в том числе, с помощью СМИ, содержания
проектов различных финансово - плановых
актов, принятых отчётов об их выполнении,
результатов проверок и ревизии финансовой
деятельности и т.д.
Принцип федерализма в финансовой деятельности
проявляется в установлении Конституцией
РФ разграничения компетенции РФ и субъектов
РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции
РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся
финансовое, валютное, кредитное регулирование,
федеральные бюджет, налоги и сборы, к
совместному ведению РФ и субъектов РФ
отнесено установление общих принципов
налогообложения и сборов в РФ.
Принцип плановости в осуществлении финансовой
деятельности означает, что вся финансовая
деятельность государства базируется
на основе целой системы финансово - плановых
актов, структура которых, порядок составления,
утверждения, исполнения закрепляются
в соответствующих нормативных актах.
Независимость контроля должна быть обеспечена
финансовой самостоятельностью контрольного
органа, более длительными по сравнению
с парламентскими сроками полномочий
руководителей органов контроля и закреплением
в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное
соблюдение контролёрами действующего
законодательства, высокий профессиональный
уровень работы контролёров на основе
строго установленных стандартов проведения
ревизионной работы.
Субъектами финансового
контроля являются уполномоченные органы
(государственные контрольные
свою деятельность
самостоятельно). Состав субъектов
финансового контроля, их полномочия
и границы ответственности
8 формы гос фин контроля. методы проведения
В теории и практике государственного
финансового контроля принято различать
следующие его формы: предварительный, текущий и
последующий.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации(ст.
265) законодательно установлено, когда
используются данные формы финансового
контролязаконодательными
органами государственной власт
предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения
проектов законов (решений) о бюджете и
иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных
вопросов исполнения бюджетов на заседаниях
комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных
(представительных) органов, представительных
органов местного самоуправления в ходе
парламентских слушаний и в связи с депутатскими
запросами;
последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении бюджетов.
методы
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
• Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
• Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
• Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
• Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективноеиспользование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"