Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)

• Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

9 финансовая политика  государства  в соврем условиях

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально  эти преобразования, но и предотвратить  социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности  перехода от одной системы отношений  к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального  положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая  проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости  как хода, так и результатов  политических и экономических преобразований.

Новая финансовая стратегия разработана  с учетом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного  функционирования рынка товаров, капитала, рабочей силы.

Разработка финансовой политики на современном этапе осуществлялась в условиях острой необходимости  неотложных мер по финансовому оздоровлению, стабилизации денежного обращения. При этом приоритетны направления  финансовой политики для интеграции России в мировое сообщество.

Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Основные задачи бюджетной политики:

· поддержание финансовой стабильности в стране;

· обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

· создание условий для социально-экономического развития.

Ближайшие стратегические цели бюджетной политики:

· существенное снижение расходов бюджета на выполнение государством своих функций;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы;

· обеспечение сбалансированности федерального бюджета;

· урегулирование кредиторской задолженности государства;

· значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

· обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд и т.д.

Основные задачи налоговой политики:

· значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

· упрощение налоговой системы;

· минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

· уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

· создание условий для легализации прибылей предприятий;

· сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время, предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования.

Денежно-кредитная  политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие приоритетные основные задачи:

· сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

· продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая развитие безналичных расчетов;

· контроль над денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса.

10 фкс:понятия, содержание, принципы формирования

Распределение и перераспределение  созданного в обществе продукта, в  конечном счете, находит свое выражение  в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения  денежных средств субъектов экономических  отношений в условиях рыночной экономики  является финансовый рынок.

Существование финансового  рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые  аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а  также наличием ценных бумаг, которые  выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения  свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных  денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению  свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

Одним из главных субъектов  финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и  финансового рынка многоплановы. Государство может выступать  кредитором и заемщиком, устанавливать  общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через  рынок официальную денежно-кредитную  политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает  в качестве заемщика, что связано  с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство  выпускает ценные бумаги. Эмитентом  этих ценных бумаг является правительство, а агентом - Центральный банк.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы  в совокупности составляют финансово-кредитную  систему (ФКС) любого национального  хозяйства.

В целом ФКС включает две  подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится  на сферы, а те в свою очередь - на звенья, подразделения и т.п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Основными принципами формирования ФКС  являются следующие:

- наличие собственной финансовой  базы;

- единство и взаимодействие  всех элементов ФКС, предопределяемое  общностью источника первичных  доходов (ВВП) и финансовой  политики, направленной на согласование  интересов субъектов экономических  отношений;

- функциональное назначение каждой  подсистемы и ее звеньев.

11 финансовая подсистема  фкс: централизованные и децентрализованные финансы

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

· государственный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы государственных предприятий;

· государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

· финансы коммерческих предприятий  и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы кредитных организаций;

· финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и  используются для регулирования  национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих  субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы - это  денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров  и услуг, а также воспроизводства  капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть  финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических  денежных отношений, связанных с  образованием первичных доходов  и накоплений, их распределением и  использованием. 

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся  на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций  основной целью является получение  прибыли. Они функционируют как  хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные  общества. Цель некоммерческих организаций  и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению  между участниками. Они функционируют  в форме финансируемых собственником  учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т.п.

В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое  представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

12 фин рынки:сущность, механизм функционирования, структура

фин рынок-экономические отношения по поводу купли-продажи фин активов и инструментов как товаров на основе спроса и предложения.

покупателями и продавцами выступают дом. хоз-ва, фирмы и гос-во.

Взаимодействие между  продавцами и покупателями осущ-ся 2мя сп-ми: м-тод прямого финансирования и м-тод опосредованного финансирования.

Сущ-т 4 группы финансовых посредников:

1) фин учреждения депозитного типа ( банки, сберегательные институты, кредитные союзы)

2) договорные сберегательные  учреждения (страх.компании, пенсионные фонды)

3)инвестиционные фонды  - продают ценные бумаги

4) организации потребительского  кредита и лизинга

Структура финансового рынка:

1 валютный рынок . объект  продажи-валютные ценности\ин валюта, вкл-т ср-ва на валютных счетах-ценные бумаги и фондовые ценности, выраженные в ин валюте, драг металлы и природные камни.

2 рынок золота- продается  золото как товар с целью  накопления, пополнения золотовалютных резервов и организации бизнеса и промышленного потребления золота.

3 рынок капитала - продаются  долгосрочные финансовые инструменты,  срок обращения которых превышает  5 лет

1)рынок ссудного капитала (кредитные отношения) 
2) рынок долевых цнных бумаг(отношения собственности)

4 рынок денежных средств  - продаются долгосрочные финансовые  инструменты срок ктрх до 5 лет. включает в себя:

1) дисконтный рынок (продаются  векселя)

2) рынок межбанковских  кредитов

3) рынок евровалют -  продаются краткосрочные фин инструменты в евровалюте

4)рынок депозитарных сертификатов- это свидетельство о крупных  срочных вкладах в банках

5 рынок ценных бумаг  (фондовый рынок)- здесь обращаются  ценные бумаги(акции, облигации)и  заменители ценных бумаг (купоны, сертификаты и т д). В зависимости от сроков обращения ценных бумаги сроков совершения операции с ценными бумагами рынок делится на срочный и спотовый. На срочном рынке осуществляется торговля срочными контрактами на ценные бумаги:

1)фондовый рынок

2)фьючерсный рынок

3) опционный рынок

4)

Спотовый рынок-обмен ценными бумагами и ден средствами осуществляется во время сделки

РЦБ делится на биржевой и небиржевой. на биржевом рынке существует специальный фин институт для организации и систематической продажи и перепродажи ценных бумаг-фондовая биржа

РЦБ делится на первичный  и вторичный.

 

13 Государственный  кредит как экономическая и  финансовая категория. Отличие  госкредита от др форм кредита

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если  государство берет на себя ответственность  за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая  в качестве заемщика, государство  влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает  в качестве гаранта, не обязательно  приводят к такому изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме выполняет  свои обязательства, то гарант не несет  никаких дополнительных затрат. Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков  и приводят к расходованию средств  централизованных денежных фондов.

Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени  заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского  или коммерческого кредита в  качестве обеспечения обычно выступают  какие-либо ценности. При заимствовании  средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в  его собственности, имущество данной территориальной единицы или  какой-либо ее доход.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"