Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
2. Регулирующая. Вступая в кредитные отношения, государство регулирует и воздействует на состояние денежного обращения, на уровень % ставок на рынке капитала и денег.
Государство проводит финансовую политику. Размещая займы (путем выпуска государственных ценных бумаг) сокращает количество денег в обращении, снижает платежеспособность спроса и подавляет инфляцию.
Влияние на % ставки: поскольку ставка рефинансирования – это % ставка, где используется средства на обслуживание государственного долга
На производство и занятость:
-через кредиты и гарантии
поставок товаров
-с помощью государственного
кредита страхуется риск
Если объем привлекаемых средств через ценные бумаги превышает реальные потребности, то это уменьшает инвестиционный фонд страны и сокращает возможности вложения средств в реальный сектор.
3. Контрольная. Соответствующий контроль проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через формы контроля:
- мониторинг – движение
денежных средств через
- проводится контроль за целевым использованием полученных средств.
- проверка соблюдений условий кредитного соглашения (через Счетную Палату).
Государство как кредитор
выдает ссуды и кредиты нижестоящим
организациям власти, юридическим лицам,
а на федеральном уровне – выдает
кредиты иностранным
Бюджетная ссуда – бюджетные средства которые представляются другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Бюджетный кредит выдается бюджету другого уровня или юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Выделяют:
-целевые бюджетные кредиты
для финансирования отраслевых
программ инвестиционного
- на конверсию оборудования промышленности
- на пополнение оборотных средств предприятий.
Способы обеспечения возврата: выделяются только под банковскую гарантию, под банковское поручительство, залог имущества (100% ).
Обязательны условием получения кредита является проверка финансового состояния получателя Счетной палатой или другими финансовыми организациями. За целевым использование бюджетных средств осуществляется государственный финансовый контроль с применением санкций:
При нецелевом использовании кредита взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования.
За несвоевременный возврат
средств сокращается или
Зарубежные кредиты – ссуды, выделенные за рубеж государством иностранным Центральны банкам.
57.Государство как заемщик: государственные и муниципальные займы
Государственные и муниципальные займы – это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от юридических и физических лиц, от иностранных государств и международных государственных организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, как заемщиков и как гарантов.
Классификация:
1. по элементам
- федеральные займы,
- субъектные – займы привлекаемые от имени субъекта
- муниципальные
2. по технологии эмиссии
- облигационные, которые
сопровождаются эмиссией
- безоблигационные – оформляются подписанием договоров и соглашений
3. по валюте займа
- внутренние
- внешние
4. по срокам погашения
- краткосрочные до 1 года
- среднесрочные от 1 до 5 лет
- долгосрочные свыше 5 лет
5. по форме выплаты дохода
- процентные – доход начисляется в виде 5 к номиналу и выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основании купонов
- выигрышные – доход выплачивается на основании тиражей
- дисконтные – это займы, которые продаются с дисконтом номинала, а погашаются по номиналу
6. по видам кредиторов
- среди физических лиц
- среди юридических лиц
- универсальные
7. по способу обращения на рынке
- рыночные – свободно обращаются на рынке ценных бумаг
- нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг
8. по форме выпуска
- в документарной форме
- в бездокументарной форме
9. по способу погашения
- погашается единовременно
- погашается частями
Основные виды ценных бумаг
ОФЗ (облигации федерального займа) – выпущены в 1995 году.
Основные характеристики:
- выражены в рублях (номиналы: 1000 и 10000)
- среднесрочные и долгосрочные
- доход выплачивается в виде % начисленных к номиналу
- владельцы – российские и иностранные физические лица
В зависимости от метода начисления дохода существует 4 вида ОФЗ:
1. ОФЗ-ПК - облигации федерального займа с переменным купонным доходом, т.е. доход определяется на основании доходности за определенный купонный период (3% от всех ОФЗ)
2. ОФЗ-ПД - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, т.е. размер дохода не меняется (29% от всех ОФЗ)
3. ОФЗ-ФК – облигации
федерального займа с
4. ОФЗ-АД – облигации
федерального займа с
ОГСЗ – облигации
ГСО – государственные сберегательные облигации
Облигации внутреннего государственного валютного займа были выпущены в 1993 году, выражены в $; номинал – 1000$, 10000$ и 100000$.
Сроки обращения – 1год, 3 года, 6 лет, 10 лет и 15 лет.
Доход выплачивается в виде 5 к номиналу – 3% годовых 1 раз в год.
Выплачивается в доходной форме с набором купонов.
Владельцы – юридические лица.
Государственный внешний долг
Государство может осуществлять
заимствования в следующих
- синдицированный банковский кредит
- еврозаймы
-кредиты международных финансовых организаций
- межправительственные кредиты
- частные кредиты коммерческих структур
Наиболее распространенной формой являются еврооблигации – долгосрочные долговые обязательства в форме облигаций, номинированных в иностранной валюте; обращаются на международном валютном рынке в бездокументарной форме. Проходят процедуру листинга через основные фондовые биржи. После им присваивается рейтинг крупного рейтингового агентства. Первичное размещение осуществляется инвестиционным синдикатом, который состоит из нескольких инвестиционных банков.
Государственные займы субъектов РФ
Внутренние займы территорий делятся на 2 группы:
1. займы у юридических и физических лиц
2. займы у Федерального бюджета
Для привлечения средств субъекты в основном выпускают:
- облигации типа ОФЗ (60%)
- инвестиционные облигации
- жилищные облигации
- телефонные облигации
- казначейские сертификаты
- казначейские обязательства
«Федеральный закон об
особенностях эмиссии и обращении
государственных и
Проблемы в РФ:
- не существует мониторинга по изучению внутреннего тер. рынка
- недостаточно профессиональное размещение
- давление со стороны более конкурентных ценных бумаг
- параллельное использование других инструментов
Муниципальные ценные бумаги
Наиболее успешные в Московской области, г Арганске, Баранауле, Казани.
Внешние займы территорий имеют право выпускать внешние займы, которые проходят регистрацию в Минфине.
Требования к выпуску:
- общий объем заимствования бюджета в пределах бюджетного года не должен превышать 30% доходности бюджета
- расход на погашение
и обслуживание долгов не
- субъект на свои ценные
бумаги должен получить
Выпуск внешнего займа
субъектов по решению законодательных
органов соответствующего субъекта.
Доход от выпуска ценных бумаг
зачисляется в доход
Процедура эмиссии:
1. принимается решение
органом законодательной
2. органы исполнительной
власти утверждают условия
3. эмитент утверждает решение о выпуске ценных бумаг
4. получается разрешение
ЦБ и государственного
5. регистрируется решение о выпуске в Минфине
6. утверждается документарная формы выпуска
7. размещение ценных бумаг
8. в Минфине утверждается отчет об итогах выпуска
В РФ существует единая система
учета и регистрации всех государственных
заимствований. Все заимствования
и муниципальные и
- объем долговых обязательств
- дата возникновения
- формы обеспечения обязательств
- исполнение обязательств (полностью или частично)
58.Государство как гарант в отношениях государственного кредита
Государство выступает как гарант - при принятии государством на себя ответственности за погашение обязательств получателя гарантии. Государственной и муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, Т.е. гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия обязательства перед 3-ими лицами. Предоставляется на конкурсной основе. Гарант несет субсидиарную ответственность. Процедура прописана в бюджетном законодательстве. Общая сумма всех предоставленных гарантий включается в сумму внутреннего долга РФ (если иностр. – то во внешний долг)
59. Понятие государственных внебюджетных фондов, их значение
Внебюджетные фонды – это форма образования и расходования денежных средств, образованных вне Федерального бюджета и других бюджетов; предназначены для реализации прав граждан на пенсионное обслуживание, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и на медицинскую помощь.
Проекты внебюджетных фондов рассматривается одновременно с рассмотрением бюджета.
Основной источник – ЕСН, дотации их бюджета.
Пенсионный фонд – 20%
Фонд социального страхования – 2,9%
Фонд обязательного
60. Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ
Внебюджетные фонды - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне Федерального бюджета и бюджетов субъектов, предназначенных для реализации прав граждан на пенсионное обслуживание, социальное страхование, социальное обеспечение, на охрану здоровья и мед помощь.
У нас существует 3 фонда:
1)Пенсионный фонд РФ
2)Фонд социального страхования
2)Федеральный фонд
Доходы:
1)Налоговые доходы:
-ЕСН
-дотации из бюджета
- налоговые доходы, распределяемые
органами Федерального
2)Неналоговые доходы:
- страховые взносы на
обязательное пенсионное
- страховые взносы по
дополнительному тарифу для
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации
- доходы от размещения
средств Пенсионного фонда
- штрафы, санкции, суммы,
поступающие в результате
3)Безвозмездные перечисления:
- межбюджетные трансферты
из федерального бюджета,
- безвозмездные поступления
от негосударственных
-прочие поступления
Расходы:
-выплата различных пенсий:
- по старости
- по инвалидности (1-2 группа – 75% от з/п, 3 группа – 30% от з/п)
- по случаю потери кормильца
(оставшиеся на иждивении
- за выслугу лет
- социальные премии тем, кто не имеет право на пенсию по старости
-в том числе пенсии военнослужащим
61. Доходы и расходы фонда социального страхования РФ
Внебюджетные фонды - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне Федерального бюджета и бюджетов субъектов, предназначенных для реализации прав граждан на пенсионное обслуживание, социальное страхование, социальное обеспечение, на охрану здоровья и мед помощь.
У нас существует 3 фонда:
1)Пенсионный фонд РФ
2)Фонд социального страхования
2)Федеральный фонд
Доходы Фонда социального страхования: (из бюджетного кодекса РФ)
1)Налоговые доходы:
-ЕСН
-дотации из бюджета
-доходы, распределяемые
органами Федерального