Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка
Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.
При распределении доходов учитывается выполнение следующих основных задач:
Основными принципами, которые учитываются при распределении доходных источников являются:
1. принцип значимости, который
реализуется с учетом приоритетности
республиканского бюджета и
одновременно потребности
2. ведомственной подчиненности
конкретных плательщиков
В соответствии с принципами значимости и ведомственной подчиненности в доходы республиканского бюджета зачисляются:
- средства государственных целевых бюджетных фондов;
-средства государственного
внебюджетного Фонда
-налоги на доходы и прибыль;
-НДС;
-Акцизы;
-налоги на приобретение автомобильных и транспортных средств; таможенные пошлины и сборы;
-налоги от реализации имущества, находящиеся в республиканской подчиненности;
-доходы СЭЗ и др.
При этом следует иметь в виду, что многие доходы в виде отчислений передаются в местные бюджеты. Ежегодно в «Законе о бюджете Республики Беларусь» утверждаются размеры отчислений в местные бюджеты. Установление конкретных нормативов отчислений от общегосударственных доходов обеспечивает доведение до местных бюджетов определенных сумм денежных средств, которые позволяют сбалансировать доходы с расходами и тем самым создать возможности успешного выполнения местными органами власти своих функций.
При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:
- финансирование
- выполнение функций местных органов власти, способствующих развитию местного хозяйства, территориальной инфраструктуры, социально- культурных потребностей населения и т. д;
- обеспечение самостоятельности
всех видов бюджетов, посредством
предоставления дотаций и
Перераспределение расходов
между бюджетами
Республиканский бюджет, который признан главенствующим звеном бюджетной системы государства, сосредотачивает немногим больше, чем половина всего консолидированного бюджета. Поэтому его расходы обеспечивают финансирование:
- общереспубликанских программ, связанных с динамичным и инновационным развитием экономики;
- внешнеэкономической
- социальной политики;
- органов государственной власти и управления, юридических служб;
- общегосударственных резервов;
-обороны страны и других
программ и мероприятий
К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе: областные, городов областного подчинения и бюджеты районов. В бюджеты районов включаются: районные бюджеты, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении местного хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.
Областные бюджеты выполняют две основные функции:
На бюджеты первичного уровня (районные, сельские, поселковые) возложено в основном, финансирование социально- культурных мероприятий, благоустройство населенных пунктов, содержание органов местного управления, формирование фондов местного значения и др. Расходы бюджета г. Минска финансируют мероприятия, связанные с выполнением функций областного и базового уровней.
Доходы местных бюджетов, с учетом средств, передаваемых из республиканского бюджета, позволят профинансировать расходные обязательства местных исполнительных и распорядительных органов.
В том случае, если объем расходов бюджета превышает доходы, то образуется дефицит бюджета. В мировой практике многих стран бюджетный дефицит становится постоянным явлением, поскольку государства вынуждены постоянно увеличивать объем расходов для удовлетворения возрастающих общегосударственных потребностей.
Появление целевых денежных фондов произошло задолго до возникновения единого централизованного денежного фонда государства-бюджета- в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во всё новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для особых целей. Они носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своё существование.
Наличие в составе
финансовой системы в качестве
самостоятельного звена
Зарубежный опыт финансовой
деятельности показывает, что даже
при наличии сильного
Государственные целевые бюджетные фонды представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках социального и экономического развития страны.
Для данных фондов
характерно чёткое
Особенности этих фондов:
Создаются только на основании нормативно-правового акта(закона, постановления и др.);
Формируются компетентным уполномоченным органом;
Образуются с заранее установленной целью;
Подлежат государственному финансовому контролю;
Являются институтом финансовой системы.
Государственные целевые
бюджетные фонды
По правовому положению
они делятся на государственные
(республиканские) и местные. Первые
находятся в распоряжении
В зависимости от
целевой направленности
В зависимости от
сроков создания различают
В настоящее время
в Республике Беларусь системы
государственных денежных
Специальных фондов, аккумулированных в бюджетах различных уровне (бюджетные фонды);
Образуемые за пределами бюджетной системы (внебюджетные фонды).
Государственные целевые бюджетные фонды
Специфика целевых
бюджетных фондов в отличие
от бюджета состоит в том, что
фонды функционируют в
Подп. 1.29 п.1 ст. 2 БК под государственным целевым бюджетным фондом понимает совокупность денежных средств, формируемую в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счёт определённых доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемую на определённые цели, в том числе в соответствии с бюджетными программами, утверждёнными в установленном порядке.
В РБ перечень целевых
бюджетных фондов ежегодно
Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
Республиканский дорожный фонд;
Фонд охраны природы;
Фонд национального развития;
Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;
Фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания);
Инновационные фонды.
Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки взимается с организаций по ставке 1 % от выручки, полученной от реализации продуктов, товаров (работ и услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, страховыми организациями).
Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог на территории РБ осуществляется за счёт средств соответствующих государственных целевых фондов – дорожных фондов, которые подразделяются на : республиканский дорожный фонд и местные дорожные фонды. Образуются в соответствии с Законом РБ от 23 декабря 1991 г. «О дорожных фондах в Республике Беларусь».
Средства дородных фондов образуются за счёт:
Налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
Сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования в РБ;
Платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РБ;
Платы за проезд по платным автодорогам и мостам.
Фонды охраны природы образуются на республиканском и местном уровнях. Формируются за счёт:
платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
платежей за размещение отходов производства и размещение товаров, помещённых под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещённых под этот режим;
Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»