Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, дипломная работа
С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2 система принудительного исполнения была организована на новых принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы системы исполнительного производства. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации - новый вид федеральных органов исполнительной власти.
В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
В четвертую очередь
В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.
При недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
Участниками отношений по реализации судебных решений могут быть самые различные субъекты. Действующее законодательство позволяют говорить о таких:
должник;
взыскатель;
судебный пристав-исполнитель;
суд (судья);
налоговые органы;
иные органы.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» защите прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий посвящена глава XI25.
Так, ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определяет, что на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.
Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 91 Федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскатель вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.
В случае неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа, в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» раскрывает понятие сторон исполнительного производства. Сторонами являются должник и взыскатель. Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником признаются организация или гражданин, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Чаще всего должником в
Статья 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает широкий круг прав и обязанностей сторон, гарантируя им доступ к материалам исполнительного производства, возможность непосредственного участия в нем, а также предоставляет право на защиту своих прав путем подачи ходатайств, жалоб на действия судебных приставов-исполнителей и заявления отводов. Что же касается обязанностей сторон, то в этой статье законодатель ограничился лишь указанием на необходимость соблюдения сторонами законодательства об исполнительном производстве. Нужно отметить, что вопросы ответственности за неисполнение законодательства об исполнительном производстве урегулированы в отдельной главе 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (ст. ст. 85-87).
Помимо прав, установленных статьей 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», можно выделить и другие права, указанные в других статьях:
право взыскателя отказаться от взыскания (ст. 23 п. 1);
право сторон заключить мировое соглашение (ст. 23 п. 2);
право отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (ст. 23 п.7);
право взыскателя оставить нереализованное имущество должника за собой (ст. 54 п.4) и др26.
Итак, как показывает проведенное исследование, действующее исполнительное законодательство отнюдь не совершенно: существует ряд коллизий, необходимо пересмотреть соотношение правомочий суда и судебного пристава исполнителя.
Среди недостатков действующего
исполнительного
1. Предлагаемые в Законе
«Об исполнительном
2. Особенно много вопросов
возникает в связи с оценочной
деятельностью судебных
На практике существуют следующие этапы: арест имущества, изъятие арестованного имущества, передача имущества на реализацию и непосредственно реализация имущества.
В пункте 6 ст. 46 Закона указано, что взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа. То есть уже на первом этапе необходимо каким-то образом оценить имущество. Согласно ст. 52 Закона, оценку должен производить судебный пристав-исполнитель.
Однако в России уже действует Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым рыночную стоимость имущества может устанавливать только эксперт-оценщик. Кроме того, судебный пристав-исполнитель и не может обладать необходимыми познаниями.
3. Немало споров вызывает вопрос об исполнении исполнительных документов, в которых в качестве должников фигурируют государственные либо муниципальные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Статьей 58 Закона предусмотрено, что взыскание обращается на имущество, принадлежащее должнику-организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
Однако Гражданский кодекс РФ определяет, что распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении, а также недвижимым имуществом, принадлежащим лицу на праве хозяйственного ведения, допускается только с согласия собственника этого имущества, т. е. государства или муниципальных органов. Этот тезис подтверждает и недавнее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которое запрещает обращать взыскание на имущество учреждений, находящееся на праве оперативного управления.
Существующие недостатки,
коллизии, пробелы необходимо решать
в ближайшее время и
Современное реформирование исполнительного законодательства в Российской Федерации идет по пути кодификации уже действующих норм. Уже точно понятно, что Исполнительный кодекс РФ будет принят в ближайшие несколько лет, и крайне важно, на наш взгляд, чтобы новый исполнительный закон вобрал в себя рациональные и действенные нормы, проверенные на практике.
В новом исполнительном
законе должны быть учтены следующие
аспекты исполнительного
- новый исполнительный
закон, должен охватить не
- должно быть дано
понятие категории «
- должен содержать
развернутые процедуры
- нормы о «государстве
как должнике; должны быть четко
проведены грани, когда должник
Будем, надеется, что в Исполнительном кодексе РФ нормы исполнительного производства найдут детальное и рациональное правовое регулирование. Но поскольку, разработка и принятие Исполнительного кодекса РФ займет время, необходимо в кратчайшие сроки внести изменения в законодательство об исполнительном производстве, устранив наиболее существенные его противоречия. В частности, необходимо принять судебные толкования по противоречивым нормам. В противном случае, как отмечает, Золотухин О.В., деятельность судов всех уровней не будет иметь ни малейшего смысла, правосудие будет заканчиваться на стадии вынесения "бумажного" решения, а сам конституционный признак РФ как "правового" государства превратится в фикцию.