Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:39, лекция

Краткое описание

Рост цен, то есть удешевление денежной единицы, является важным, но не единственным признаком и показателем инфляции. На инфляцию указывают также увеличение эмиссии денег, рост денежной массы, находящейся в обращении и высокая степень дефицитности государственного бюджета. Рост же цен (на некоторые товары) не всегда обусловлен инфляционными процессами. Рост цен может быть связан с истощением традиционных источников сырья, с ухудшением условий его добычи и, как следствие, с удорожанием этого сырья и увеличением издержек производства тех или иных товаров. Рост цен может быть также связан с повышением качества традиционных товаров, с появлением новых товаров, соответствующих современному техническому и социальному уровню. Такое повышение цен нельзя считать инфляционным.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2 нов Взаимосвязь ЦО денежно-кредитной и налоговой политикой++П.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Продукция одних отраслей в ряде случаев является исходными материалами, сырьем или полуфабрикатами для других отраслей. Это значит, что одно и то же лицо выступает и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Повышение цен на товары, используемые в других отраслях, означает повышение производственных издержек и делает нерациональным продолжение производства при старом уровне цен. В этих условиях необходимо увеличивать объем денежной массы, находящейся в обращении. Это означает, что создаются условия для повышения платежеспособного спроса и для роста цен. Именно такого рода инфляция называется инфляцией издержек.

Главными факторами, вызывающими инфляцию издержек, является повышение затрат на единицу продукции при существующем объеме производства. Рост издержек на единицу продукции при неизменном уровне цен означает снижение прибыли, а также ведет к сокращению производства. Сокращение же производства означает сокращение предложения, а, значит, ведет к росту цен. Рост издержек на единицу продукции может быть вызван: ростом заработной платы; повышением цен на производственные ресурсы. Схематически инфляция спроса и издержек и вызывающие эти виды инфляции факторы изображены на рис.2.6.

  



 


  







 


    Рисунок 2.6- Схема факторов, вызывающих инфляцию спроса и инфляцию издержек

Таким образом, и инфляция спроса, и инфляция издержек берут свое начало в сфере производства. Но инфляция издержек распространяется по всей экономике более медленно. Однако вести с ней борьбу сложнее, чем с инфляцией спроса, поскольку для этого требуется осуществить структурную перестройку производства. Прекращается каждый из этих видов инфляции также по-своему.

Инфляция спроса прекращается, во-первых, тогда, когда денежные средства населения возвращаются в обычные рамки, а, во-вторых, когда денежная масса, находящаяся в обращении, сократится до обычных пределов и не будет чрезмерной по величине. Для достижения этих целей необходимо принять соответствующие конкретные меры.

Инфляция издержек погашает сама себя. Объем производства и занятости сокращается с целью ограничения общего объема издержек. Следовательно, дальнейший рост объема издержек сдерживается происходящим спадом общего объема производства.

Поведение потребителя, оказывающее  решающее влияние на протекание инфляционных процессов, с экономической точки зрения, определяется двумя факторами: изменением цен товара по отношению к его полезности для потребителя; изменением дохода потребителя. Если товар относительно подешевел, а другие показатели, включая качество этого товара и доходы потребителя, не изменились, то спрос на этот товар увеличится. Если доходы потребителя изменяются, то спрос на товары также может изменяться в ту или другую сторону в зависимости от категории данного товара. Есть такие товары, спрос на которые растет с ростом доходов потребителя. Но есть и такие товары спрос на которые с ростом доходов потребителя падает. Например, с ростом получаемой заработной платы потребитель будет покупать меньше относительно дешевого маргарина, но больше относительно дорогого сливочного масла.

Инфляция вызывает необходимость в индексации доходов населения. С этой целью определяется величина прожиточного минимума. На основании этой величины рассчитываются: минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; размеры стипендий, пособий и различных социальных выплат.

Возникает вопрос, каким должно быть соотношение между  спросом, объемом производства и  производственными издержками, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойное вознаграждение производителям, а, с другой стороны, сделать товары доступными для их потребителей и при этом не запустить инфляционный процесс. Цены на производственные ресурсы, определяющие производственные издержки, являются одним из основных факторов, влияющих на денежные доходы владельцев этих ресурсов. От этих цен напрямую зависит распределение благ между наемными работниками, предпринимателями, владельцами земли и капитала. Ценообразование на производственные ресурсы также подчиняется законам спроса и предложения, но в то же время имеет и ряд существенных особенностей.

Во-первых, на рынках производственных факторов в известной степени происходит перемена ролей между продавцом и покупателем. На рынке товаров и услуг покупателями являются домашние хозяйства, а продавцами — фирмы-изготовители или связанные с ними организации и отдельные лица. На рынке трудовых ресурсов, земли, капитала, оборудования, наоборот, покупателями, в конечном счете, являются фирмы-изготовители, а продавцами — домашние хозяйства и отдельные лица, являющиеся собственниками этих ресурсов. Такая перемена ролей ведет и к перемене целей, преследуемых участниками сделок. На рынках товаров и услуг целью продавца является получение максимальной прибыли, а целью покупателя — получение максимальной полезности. На рынках производственных факторов продавец стремится предлагать товар такого качества и в таком количестве, чтобы обеспечить максимальную полезность продаваемого товара. Покупатель же, в роли которого в конечном счете выступает предприятие-изготовитель, приобретает данный производственный ресурс, чтобы в результате максимизировать свою прибыль.

Во-вторых, получить свою прибыль предприятие-изготовитель может только на рынке товаров и услуг. Поэтому спрос на тот или иной производственный ресурс зависит не только от конъюнктуры, складывающейся на рынке этих ресурсов, но и от конъюнктуры рынка товаров и услуг. Таким образом, спрос на различные производственные факторы является производным от спроса на товары и услуги.

В-третьих, необходимо исходить из того, что производственные факторы являются, как правило, объектами длительного пользования. Они могут быть использованы и в течение многих циклов изготовления одной и той же продукций, и для различных видов продукции. Поэтому производственные факторы зачастую не продаются в постоянную собственность новому владельцу, а сдаются ему в аренду для использования в течение определенного периода времени. В связи с этим принято говорить, что у каждого производственного фактора есть две цены — прокатная и капитальная.

Прокатная цена производственного фактора есть сумма денег, которую необходимо уплатить по текущим ценам за использование этого товара в течение конкретного ограниченного срока времени. Капитальная цена производственного фактора есть сумма денег, которую необходимо уплатить по текущим ценам за приобретение этого товара для его использования в течение всего срока его службы.

Таким образом, инфляция спроса и инфляция издержек возникает при взаимодействии различных  рынков — рынка производственных факторов и рынка товаров и услуг. Поэтому общее равновесие достигается лишь тогда, когда взаимосвязанные цены обеспечивают баланс спроса и предложения на всех рынках, включая как рынок товаров и услуг, так и рынок производственных факторов.

Общей закономерностью экономического равновесия является так называемый закон Вальраса. Этот закон гласит, что если на всех рынках данной экономики, кроме одного, устанавливается равновесие, то и этот последний рынок рано или поздно также придет в равновесие. Для проведения адекватного анализа состояния экономики в целом следует оговорить, что является критерием ее эффективности.

Наиболее наглядный  критерий эффективности был предложен В. Парето. Согласно этому критерию, любое перемещение того или иного ресурса или изменение характера его использования может рассматриваться как действие, ведущее к повышению эффективности этого ресурса, если в результате этого некоторые участники экономической деятельности что-то выигрывают, а остальные ничего не теряют. Поэтому эффективной по Парето, то есть достигшей предела эффективности по Парето, является такая экономика, в которой нельзя улучшить положение кого-либо, не ухудшая положения других.

Состояние экономики, предпочтительное по критерию Парето (так называемое Парето-предпочтителъное состояние), — это такое состояние экономики, при переходе в которое из исходного состояния хотя бы для одного лица происходит улучшение его положения без ущерба для кого бы то ни было из остальных.

Теория экономики благосостояния гласит, что, во-первых, наличие общего конкурентного равновесия ведет к эффективному по критерию Парето распределению ресурсов, а, во-вторых, с помощью перераспределения ресурсов можно достигнуть их любого распределения, эффективного по критерию Парето. В этих случаях лучшим выбором оказывается отход от эффективного распределения ресурсов в одном из секторов экономики, что, тем не менее, компенсирует диспропорции в других секторах экономики.

2.4 Оценка уровня инфляции

Инфляционные  процессы, происходящие в экономике, должны получить свою количественную оценку — по состоянию на текущий момент и на перспективу. Такие прогнозы должны составляться и для краткосрочных периодов, и на более длительный срок. Оценка возможной будущей инфляции (так называемых инфляционных ожиданий) крайне необходима для выработки ценовой политики, проводимой предприятием, и для формирования адекватной линии поведения в изменяющейся обстановке. Инфляционные ожидания должны учитываться для: внедрения продукции на новом рынке, расширения или сохранения позиций на старом рынке либо для ухода с него; разработки структуры предприятия, его возможного перепрофилирования, определения величины производственных мощностей; разработки бизнес-планов предприятия; разработки бизнес-планов для реализации отдельных программ; оценки, анализа и выбора различных организационно-технологических мероприятий; определения доходов и выручки; оценки издержек на закупку сырья, материалов и полуфабрикатов; оценки заработной платы; расчета показателей прибыли, убытков, ликвидности, платежеспособности; обоснования цен на продукцию предприятия; расчета технико-экономических показателей.

Таким образом, расчет инфляционных ожиданий является необходимым элементом принятия организационных и управленческих решений. Оценка инфляционных ожиданий обычно производится в пять этапов: уточнение показателей динамики цен, определение длительности периода прогнозирования; подготовка информации и анализ исходных данных; выявление факторов и условий, которые влияют на темпы инфляции и на определение количественной меры их воздействия; расчет темпа инфляции; вероятностная оценка инфляционных ожиданий для построения оптимистического, пессимистического и оптимального прогнозов.

Для прогнозирования  информационных ожиданий целесообразно использовать определенную номенклатуру показателей. Эти показатели являются общепринятыми в статистической практике.

К ним относятся  следующие:

- сводный индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ). Этот индекс обычно публикуется в средствах массовой информации. Он рассчитывается органами статистики по отношению к ценам декабря предыдущего года. Расчет ведется по отношению к ценам, как на потребительские товары, так и на услуги. В большинстве стран, достигших определенного уровня развития экономики, этот индекс рассматривается как основной показатель;

-индекс цен производителей промышленной продукции. Так же, как и предыдущий, этот показатель рассчитывается с той же периодичностью (и там же публикуется). Однако этот расчет производится только применительно к продукции, производимой промышленностью. Полученная таким образом величина индекса используется при назначении цен на продукцию, производимую данным предприятием. Еще одной особенностью данного индекса является то, что он рассчитывается не только по отношению к декабрю прошлого года, но и путем сопоставления того или иного периода текущего года с соответствующим периодом предыдущего года;

- индекс тарифов на грузовые перевозки дает представление о динамике изменения стоимости перевозок транспортом общего пользования;

-индекс цен на материально-технические ресурсы рассчитывается органами статистики и так же, как и вышеназванные индексы, систематически публикуется. Здесь отражаются и изменения отпускных цен, и тарифов на транспортировку, а также снабженческо-сбытовых расходов и налогов. Это необходимо потому, что зачастую цены у потребителя значительно превышают цены у изготовителя данной продукции;

- индекс цен на сельскохозяйственную продукцию дает информацию об изменении цен у производителей этой продукции. Поскольку производство сельскохозяйственной продукции носит ярко выраженный сезонный характер, наиболее показательным в этом случае будет индекс, рассчитанный в среднем по отношению к предыдущему году в целом.

-индекс цен на услуги для населения особенно важен для предприятий сервиса. Индекс цен на сервисные услуги за время либерализации экономики в РФ существенно превышал индекс цен на материализованные потребительские товары. Это объяснялось необходимостью ликвидации сложившихся ранее ценовых диспропорций.

Еще одним числовым показателем уровня инфляции является так называемый дефлятор, то есть отношение номинального валового внутреннего продукта (ВВП) данного года к этому же самому ВВП, но выраженному в ценах базового года.

При оценке инфляционных ожиданий приходится делать многокритериальный выбор. Это значит, что по одним индексам и данным следует ожидать одних числовых значений инфляции, а по другим — других. Для того, чтобы сориентироваться в массе всех имеющихся данных и сделать правильные выводы, следует применять методы, основанные на использовании опыта и квалификации различных специалистов. Такого рода методы, весьма разнообразные по своему содержанию, носят общее название экспертных методов.

Для реализации таких методов проводятся экспертизы. Специалисты, которым доверяется проведение экспертиз, должны обладать соответствующей  профессиональной квалификацией и формировать свои оценки независимо друг от друга и от внешних влияний. Экспертизы могут быть индивидуальными и групповыми, а также проводиться очно или заочно.

Ключевым вопросом здесь является вопрос о числе  привлекаемых экспертов и об уровне квалификации специалистов, входящих в группу экспертов. Очевидно, что большим количеством недостаточно компетентных людей нельзя компенсировать отсутствие у них требуемой квалификации. С другой стороны, снижение численности группы экспертов (в пределе экспертное суждение может выносить один человек) приводит к повышению роли случайных факторов, субъективизму и предвзятости. Поэтому отбор экспертов и образование из них групп целесообразно осуществлять с помощью специальных групп по руководству экспертизой. Деятельность таких групп по формированию групп экспертов также может быть отнесена к экспертным методам.

Для подбора  экспертов используются следующие  методы: документальный — на основе анализа анкет экспертов и других видов документов, содержащих более или менее объективную информацию о людях, к которым они относятся; экспериментальный — на основе анализа опыта работы экспертов при проведении предыдущих экспертиз; голосования экспертов, составляющих группу по отбору и формированию экспертной группы; самооценки, которую осуществляют применительно к поставленной задаче экспертизы кандидаты в создаваемую группу.

Информация о работе Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой