Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:39, лекция
Рост цен, то есть удешевление денежной единицы, является важным, но не единственным признаком и показателем инфляции. На инфляцию указывают также увеличение эмиссии денег, рост денежной массы, находящейся в обращении и высокая степень дефицитности государственного бюджета. Рост же цен (на некоторые товары) не всегда обусловлен инфляционными процессами. Рост цен может быть связан с истощением традиционных источников сырья, с ухудшением условий его добычи и, как следствие, с удорожанием этого сырья и увеличением издержек производства тех или иных товаров. Рост цен может быть также связан с повышением качества традиционных товаров, с появлением новых товаров, соответствующих современному техническому и социальному уровню. Такое повышение цен нельзя считать инфляционным.
Сформированные одним из этих способов экспертные группы должны быть проверены на способность выносить компетентные и независимые суждения. Эти суждения могут быть проверены на совокупности независимых факторов путем их ранжирования (то есть расположения этих факторов в порядке их относительной значимости) или же взвешивания (то есть придания этим факторам некоторых количественных оценок, например, по балльной системе). Суждения, выносимые специалистами, составляющими экспертную группу, в пределе могут либо полностью совпадать, либо резко отличаться друг от друга. В первом случае могут возникнуть сомнения в независимости экспертов, можно предположить, что одни из них просто повторяют суждения других. Во втором случае возникают сомнения в квалификации экспертов и в их способности компетентно судить о рассматриваемом предмете.
Для оценки степени
согласованности и
Если после предъявления этих показателей и их ранжирования группой экспертов в результате вычислений получается (большее 0, но меньшее 1) удовлетворительное значение коэффициента конкордации, то можно сделать следующие выводы: совпадение большей части мнений экспертов по этим вопросам нельзя считать случайным и на их мнение можно полагаться; по мнению экспертов, предлагаемый набор показателей является полным и существенно значимым для выбора технологического процесса.
После сформирования, проверки и утверждения групп экспертов можно привлекать их к работе по оценке ситуации, складывающейся в реальной производственно-сбытовой системе. Здесь необходимо выбрать и предложить экспертам метод оценки факторов, характерных для анализируемой ситуации.
Известны следующие методы: непосредственной оценки, в том числе балльный; парного сравнения; последовательного сравнения; ранжирования.
Далее регламентируется
процедура выявления и
Прежде всего, тщательному анализу следует подвергнуть денежно-кредитную и финансовую политику государства. Эта политика проявляется в кредитной и эмиссионной деятельности Национального банка, в государственных бюджетах, в соотношении между дефицитом бюджета и валовым внутренним продуктом.
Необходимо также изучать динамику производства товаров и услуг, а также динамику валового внутреннего продукта в целом за прогнозируемый период.
Общеизвестно, что спад производства товаров и услуг ведет к интенсификации инфляционных процессов. На какой-то временной период отсутствие или недостаточное количество отечественных товаров может быть восполнено увеличением импорта. Подобный импорт, как правило, может оплачиваться только за счет предоставления международных кредитов.
Однако ввоз зарубежных товаров ведет к дальнейшему спаду отечественного производства, а предоставленные извне кредиты приходится рано или поздно возвращать с процентами. Поэтому в долгосрочном плане увеличение импорта, как и получение международных кредитов, может привести лишь к интенсификации инфляционных процессов.
Для предприятия-производителя особое значение имеет оценка инфляции издержек. Это необходимо для того, чтобы учесть удорожание тех факторов, которые влияют на производство и сбыт продукции предприятия. От этого зависит эффективность затрат, необходимых для реализации того или иного начинания. Классификация методов оценки эффективности затрат приведена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7- Классификация методов оценки эффективности затрат
Простая норма прибыли рассчитывается как отношение объема чистой прибыли (например, за квартал, год и т. п.) к общему объему инвестиционных затрат за этот же промежуток времени.
Срок окупаемости затрат определяется путем вычитания из общей суммы затрат амортизационных отчислений и чистой прибыли за рассматриваемый период. Заметим, что окупаемость может и не быть достигнута за весь «срок жизни» данного начинания.
Методы дисконтирования основан
Внутренней нормой прибыли в этом случае является такая норма дисконта, при которой сумма дисконтированных притоков денежных средств оказывается равной сумме дисконтированных оттоков.
Оценка возможной инфляции издержек должна учитывать, что цены у потребителя отличаются от цен у производителя на величину затрат на транспортировку, снабженческо-сбытовую деятельность, а также акцизы. Эти дополнительные затраты также могут быть подвержены инфляции, как и цены производителя.
Таким образом, инфляция может быть оценена количественно. Но речь идет о том, что могут быть приняты определенные меры, способные погасить инфляцию. Эти меры составляют то, что принято называть «антиинфляционной политикой». Антиинфляционная политика может проводиться в двух направлениях: в направлении дефляционной политики и в направлении политики доходов.
Дефляционная политика заключается в снижении государственных расходов, повышении процентной ставки за кредит и в увеличении налогов при ограничении денежной массы. Политика доходов включает в себя контроль или полное замораживание как цен, так и заработной платы, либо устанавливает пределы их роста.
Если ставится задача стимулирования производства, то применяется политика доходов. Если надо удержать экономику от недопустимо быстрого роста, то следует проводить дефляционную политику. Если необходимо сдержать инфляцию любой ценой, то применяется комбинация из политики доходов и дефляционной политики.
Радикальным средством борьбы с инфляцией является денежная реформа. Денежная реформа — это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного обращения.
Денежная реформа
может проводиться путем
Предупреждение возможного развития инфляции приводит к необходимости повышения активности ценовой политики предприятия. Поэтому задача экономистов состоит в нахождении оптимального уровня цен, позволяющего устойчиво развиваться производству. Для этого нужно научиться управлять ростом денежной эмиссии, жестко увязанной с проведением структурной перестройки в экономике, а также упорядочением бюджета и мерами прямого регулирования цен.
Опыт стран с устойчиво развивающейся рыночной экономикой свидетельствует, что главными направлениями сдерживания инфляции и проведения эффективной политики цен являются значительный рост инвестиций и стимулирование общего оживления экономики, прежде всего в отношении стабилизации реального производства.
Система налогов оказывает влияние на цену. Цены в свою очередь определяют размеры налогов. Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, формирующей его доходы.
К налогам, входящим в состав себестоимости продукции, относятся социальные налоги. Ставка социального налога влияет на уровень себестоимости и долю прибыли в цене. Чем она выше, тем выше себестоимость и ниже доля прибыли. Платежи социального назначения и заработная плата, являясь ценой воспроизводства рабочей силы, участвуют в формировании себестоимости и таким образом взаимодействуют с ценами на продукты. На себестоимость продукции относятся также платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по страхованию имущества предприятия, которые учитываются в составе производственных фондов, а также земельный налог, государственные и таможенные пошлины и др. Налоги по-разному оказывают воздействие на уровень и структуру себестоимости и цен по различным отраслям и предприятиям. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые налоги определены с учетом специфики отдельных видов производства. Например, налоги, связанные с разработкой природных ресурсов, включаются в себестоимость предприятий добывающих отраслей. Во-вторых, следует иметь в виду, что даже такие общие для всех отраслей и предприятий налоги, как отчисления на социальные нужды, налог на недвижимость и некоторые другие налоги по разному оказывают влияние на уровень затрат и цен в связи с различной трудоемкостью и фондоемкостью производства.
Налог на недвижимость возмещается за счет финансовых результатов деятельности предприятия, т.е. за счет прибыли, до ее налогообложения. Ставки этого налога определяются местными исполкомами в пределах законодательства. Воздействие этого налога на структуру и уровень цен находится в прямой пропорциональной зависимости от фондоемкости производства.
Налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на структуру и уровень цен, являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и налог на прибыль.
Воздействие налога на прибыль на уровень и структуру цен на много меньше, чем влияние НДС и акцизов. Ставка НДС установлена в размерах 20%, а по некоторым продовольственным товарам и товарам для детей - 10%, имеется также ставка 0, по сахару -24%, а ставка налога на прибыль – в размере 18%. Однако ставка НДС установлена к цене реализации, а ставка налога на прибыль – к прибыли, составляющей лишь часть цены.
Величина прибыли в основном зависит от двух факторов: во-первых, от прибыли на один руб. продаж: если расходы повышаются, то прибыль снижается; если конкуренция приводит к снижению продажных цен, то прибыль также снижается, и наоборот; во-вторых, от величины товарооборота – любой рост объемов сбыта приводит к росту прибыли.
Акциз относится к косвенным налогам, уплачиваемый покупателями определенных товаров: водки, табака, бензина, автомобиля, драгоценностей и др. Законодательством предусмотрено два вида ставок акцизов. Ставки акцизов могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфическими (в евро или белорусских рублях на единицу реализованной продукции). Этот налог дифференцирован по видам товаров в зависимости от отношения затрат и цен. Так, низкая себестоимость спирта и водки и высокие цены на них позволили по этим видам продукции установить высокие ставки акциза (от 80 и выше процентов к стоимости в отпускных ценах). По другим видам товаров, облагаемым акцизом, по которым высоким ценам не соответствуют низкие затраты, ставки акцизов установлены ниже. Таким образом, размеры акцизов определяются в строгой зависимости от соотношения цен и затрат на различные виды товаров. Формально плательщиками акциза являются, предприятия производящие подакцизную продукцию, но действительным его плательщиком является потребитель, который оплачивает акциз при покупке товара или получении услуг.
Налог на добавленную стоимость – косвенный налог с предприятия, но уплачиваемый, в конечном счете, потребителем. Как косвенный налог НДС является формой надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предприятия. Этот налог устанавливается не на предприятие, а на потребителя. В республике Беларусь принят за основу зачетный метод исчисления НДС. В себестоимость продукции не включается НДС, уплаченный по сырью и комплектующим, за исключением случаев, когда обороты по какому-либо товару или услуге в соответствии с законодательством Республики Беларусь освобождены от уплаты НДС. В этом случае суммы НДС, уплаченные при покупке сырья и комплектующих, относятся на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), используемых в производстве.
Информация о работе Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой