Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка
Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:
Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:
• финансы - экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением;
• кредит - экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств;
• заработная плата - экономические отношения по поводу присвоения части стоимости общественного продукта непосредственно участникам воспроизводственного процесса;
• себестоимость - экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство;
• прибыль - экономические отношения, связанные с формированием средств, направленных на расширенное воспроизводство;
• цена.
Все СЭК взаимосвязаны. В системе СЭК цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений.
Эволюция теории цены. Значение и сущность стоимости и цены товара находились в поле зрения ученых и практиков с древнейших времен существования организованных форм общественного бытия. В частности, первые подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены в трудах античных мыслителей, философов Китая и Индии.
Как древние, так и средневековые авторы уже выделяли такие характеристики цены, как стоимость, затраты, полезность. Именно эти подходы нашли существенное развитие в более поздний период в трудах представителей классической политической экономии, маржиналистской школы и их последователей.
Базовые концептуальные подходы
к ценообразованию
Базовые определения стоимостной теории цены изложены в трудах представителей эпохи становления капитализма (конец XVIII — начало XIX в.) — основателей классической школы политической экономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, в основе учения которых заложен представление, о трудовой теории стоимости. Стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, ценность — издержками, понесенными на его производство.
В. Петти (1623-1687) считается первым автором трудовой теории стоимости. Он ввел понятия «естественной цены» (внутренней стоимости) и «рыночной цены». Стоимость определяется затраченным трудом Независимо от В. Петти трудовая теория стоимости была разработан основателем французской классической экономической школы Пьером Буагильбером (1646-1714), который величину «истинной стоимости» также предлагал определять затратами труда.
Дальнейшее развитие взглядов английской классической школы связано с трудами А. Смита (1723-1790), основным из которых является «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). По мнению А. Смита, стоимость определяется затратами труда, а именно тем количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Вместе с тем стоимость определяется источниками дохода, под которыми он понимал заработную плату, прибыль и ренту.
Трудовая теория стоимости и цены была существенно развита Д. Рикардо (1772-1823), который последовательно раскрыл идею А. Смита о том, что стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах. Д. Рикардо сделал попытку найти количественные соотношения между заработной платой, стоимостью, прибылью и рентой.
Определенный вклад в развитие теории стоимости и цены внес французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832), который существенное внимание уделил исследованию спроса и предложения. Землю, труд и капитал он считал равноценными факторами создания стоимости. По его мнению, стоимость зависит от полезности товара, издержек на его производство, спроса и предложения.
Английский экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873) ввел понятие цены как денежного выражения стоимости. Им исследован ценообразующий фактор конкуренции.
Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены являлся К. Маркс (1818-1883), основной труд «Капитал». Сущность его концепции заключается в признании существования двух экономических категорий — «стоимость» и «цена», каждая из которых имеет собственную характеристику и содержание.
К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости, основу которой составляет понятие того, что рабочий создает большую стоимость, чем он получает в виде заработной платы за вложенный им в производство товара труд. То есть прибавочная стоимость — это стоимость продукта неоплаченного труда рабочих.
Под стоимостью К. Маркс понимает воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода времени) условиям, умелости и интенсивности труда. Так как всякий товар есть результат труда, то все товары становятся качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми.
Цена товара, по Марксу, представляет собой денежное выражение его стоимости. В связи с влиянием различных рыночных факторов цена каждой отдельной единицы товара может отклоняться от его стоимости.
Обобщая позиции сторонников классической школы ценообразования, следует отметить, что их теоретические исследования сформировали подходы, соответствующие затратному ценообразованию.
Теория маржинализма (теория ценности или предельной полезности) появилась в конце XIX в. В ее разработку определенный вклад внесли: французский математик и экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877), немецкий математик и экономист Иоганн Генрих Тюнен (1783-1850), немецкий юрист и экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858)и др.
А. О. Курно ввел понятие эластичного и неэластичного спроса. Он первым разработал модель максимизации прибыли монополистом: при равенстве предельной выручки и предельных издержек в условиях монополии достигается максимум прибыли.
И. Г. Тюнен исследовал производственную функцию и показал, что наибольший чистый доход может быть получен в том случае, если предельные издержки каждого фактора производства будут равны предельной отдаче от их использования.
Г. Г. Госсен в книге «Эволюция законов человеческого взаимодействия» сформулировал следующие законы:
1) желаемость конкретного блага убывает по мере увеличения наличия этого блага;
2) рациональное потребление
устанавливается при равенстве
соотношения предельных
Соответственно делается вывод о том, что объем потребления благ определяется двумя факторами — ценой товара и платежеспособным спросом.
В основе маржиналистской теории лежит предположение о существовании предельной полезности товара, поэтому детализировано исследуются потребности покупателя и поведение отдельных фирм. Представители данного направления заменили категории «стоимость» и «товар» на понятия «ценность» и «экономическое благо».
Основоположниками кембриджской теории цены и стоимости можно считать А. Маршалла (1842-1924), который в работе «Принципы политэкономии» (1890) предпринял попытку объединить взгляды теоретиков классической школы и маржиналистов. В этой связи его считают основоположником неоклассического направления экономической теории. Последователями данной школы являются английские экономисты Артур Пигу (1877 -1959), Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983) и др.
А. Маршалл полагал, что издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены.
Издержки производства представляют собой усилия и жертвы, необходимые для изготовления товара. Следовательно, это отрицательные эмоции, которые определяются у рабочих расходованием их сил, а у предпринимателей — воздержанием от потребления и риском капиталовложений. Поэтому денежная цена издержек производства должна компенсировать данные отрицательные ощущения.
Существенное внимание Маршалл уделял анализу закона спроса и предложения и равновесной цены. Он отмечал, что чем большее количество товара необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена.
Маршалл исследовал функциональную зависимость спроса от изменения цены: спрос на товар является эластичным, если он изменяется в большей степени, чем цена товара.
Из известных экономистов
неоклассического направления следует
отметить вклад представительницы
кембриджской школы Дж. В. Робинсон,
мировое признание которой
Можно считать, что все
последующие теоретические
Из отечественных экономистов следует отметить вклад ученых М. И. Туган:Барановского (1865-1919) и П. Б. Струве (1870-1944). М. И. Туган-Барановский в труде «Основы политической экономии» утверждал, что ценность и стоимость представляют собой логические категории хозяйства. Он считал, что теория предельной полезности дополняет классическую теорию стоимости.
П. Б. Струве в книгах «Хозяйство и цена: критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни» (1913) и «Проблемы капитала в системе политической экономии, построенной на понятии цены» (1917) определял цену как главную категорию экономической науки. Он полагал, что из цен логически и исторически складывается ценность. Ценность не управляет ценами. Образованию цен предшествуют только психические процессы оценки. Этот процесс приводит к меновому акту. Только новейшее время с его железнодорожными тарифами, принудительными картельными ценами, регулированием заработной платы расширяет поле рационального построения цены, создает хотя бы на ограниченных пространствах настоящее управление ценами.
Понятие и экономическая природа цены
Цены и ценообразование
Цена:
Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.
Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
По классической схеме возможны следующие варианты:
1) если спрос превышает предложение (рынок продавца), то цена увеличивается, и наоборот (рынок потребителя); если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;
3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.
Совокупность цен
с учетом их формирования и изменения
действует как ценовой
• - цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
• - ценообразование - процесс установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.