Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка
Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:
Во внешнеэкономических
фирмах существует строгий порядок
составления и утверждения
1) не допускать случаев
ведения коммерческих
2) расчетная цена устанавливает предельно допустимый уровень цены, который может быть утвержден в контракте.
Если в ходе коммерческих
переговоров не удается достичь
соглашения по ценам в пределах расчетных
значений, сделка может не состояться.
В расчет должны быть внесены по
всем предложениям и прежним контрактам
основные технические показатели, необходимые
для характеристики оборудования, а
также условия и сроки
^ Расчетные поправки к ценам конкурента. При расчете цены должна быть проведена детальная оценка всех конструктивных, технологических и других показателей сравниваемого оборудования. В случае расхождения в параметрах сравниваемых машин и оборудования последние приводятся к сопоставимому виду путем определения расчетных поправок, выраженных в процентах к стоимости оборудования. За базу сравнения в первую очередь принимается конкурентная цена, в которой отсутствуют существенные поправки по технико-экономическим показателям. При расчете цены должно быть проанализировано, как правило, не менее 70 % стоимости продаваемого или закупаемого оборудования и не менее 50 % запасных частей. На оставшуюся часть распространяется вывод, полученный по проанализированной продукции. При расчете цены на оборудование, комплектующие материалы и запасные части учитывают влияние следующих поправок:
– приведение цены конкурента франко-завод к условиям поставки ФОВ или франко-границе страны происхождения товара;
– на изменение цен во времени с целью определения цены на год поставки;
– на объем поставки;
– на комплектацию;
– на тропическое исполнение;
– на условие платежа;
– на предоставление услуг специалистов;
– на уторговывание;
– на комиссионное вознаграждение,
выплачиваемое агентским
^ Выбор метода ценообразования. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации и другие показатели. В цене отражается вся система ценообразующих факторов (динамика затрат, инфляция, соотношение спроса и предложения). Важнейшим вопросом методологии ценообразования является вопрос: что принять за основу цены. Результат зависит от того, кто решает эти вопросы: производитель или потребитель. Как достигается единство противоположных интересов. С позиции продавца наиболее простой и выгодный подход к определению цены – установка ее на уровне средних затрат. Плюс нормативная прибыль. Но потребителя не интересуют затраты производства. Для него важны полезность товара, его качество, степень удовлетворения потребностей. При этом и производитель, и покупатель ориентируются на рыночные цены конкурентов. Самый простой способ установления цен – способ «турецкого базара», когда цены нащупываются с помощью уторговывания. Но такой метод может обернуться просчетом одной из сторон. Более эффективны научно обоснованные методы, применяемые на мировом рынке. Эти методы разнообразны в зависимости от спецификации товара. Наиболее сложным, но наиболее правильным следует признать метод определения цен на базе потребительских свойств товара, характерный для рынка машин и оборудования. Другое название – метод параметрического ценообразования. Другой наиболее применяемый метод определения цены, учитывающий экономические результаты использования объекта.
^ Параметрический метод ценообразования. Метод параметрического ценообразования основан на существовании устойчивой зависимости между технико-экономическими параметрами и ценами машин. Увеличение первых влечет за собой рост, а в редких случаях – снижение вторых. Однако указанная зависимость не строго пропорциональна, обычно технико-экономические показатели изменяются быстрее, чем цены. Поэтому при расчете цен в формулу введен степенной коэффициент, который как бы тормозит темп изменения параметров до темпа изменения цены. Данный степенной коэффициент назван коэффициентом торможения:
Ц1 / Ц0 = (П1 / П0)п или Ц1 = Ц0 (П1 / П0)п,
где Ц0, П0 – цена и технический параметр оборудования по конкурентному материалу; Ц1, П1 – цена и технический параметр оборудования, принятого в расчете; п – показатель степени, как правило 0,5 < п < 0,8.
Коэффициент торможения может быть определен с использованием ценовой информации, в которой имеются цены на две отличные по параметрам машины. Важно при этом, чтобы все остальные условия, влияющие на цену, были равными.
Обоснование коэффициента торможения можно произвести:
1) при конструировании продукции, расчете цены на всех стадиях проектирования;
2) с использованием ценовой
информации, в которой сопоставляются
цены на два изделия,
Расчет коэффициента торможения
требует процедуры
Более простая формула дает менее точные данные, но такая неточность допустима.
Ц1 = Ц0 × П1 / П0 × А,
где А – приближенный показатель удельного веса данного параметра в цене изделия (его весомость).
Для расчета выбирают технико-экономические параметры, которые должны отражать основные характеристики оборудования и, что особо важно, быть независимыми друг от друга. В технических системах большинство параметров тесно связаны друг с другом. Обычно в расчет включают не более 3 – 5 технико-экономических параметров. Иногда достаточно одного наиболее весомого параметра. Если оборудование состоит из непостоянных частей, то поправки вводятся по каждой части и затем учитывается доля в цене.
^ Определение цены по экономическим результатам использования. Метод определения цены в зависимости от экономических результатов использования применяется для того, чтобы либо компенсировать покупателю излишне высокие расходы по эксплуатации продаваемого изделия путем снижения цены, либо наоборот – за счет высокой цены получить с него доплату за экономию на этих расходах, которая обеспечивается благодаря улучшенным эксплуатационным характеристикам. В основе метода лежит понятие «цена потребления», представляющая собой сумму продажной цены и всех расходов, которые приходится нести покупателю для обеспечения надлежащей работы оборудования в течение срока эксплуатации. Чем выше срок эксплуатации, тем актуальнее использование данного метода. На рынках продукции, применение которой связано с большими расходами, покупатель ориентируется на конкурентоспособный уровень цен потребления. Поставщики могут рассчитывать на увеличение цены только в размере экономии эксплуатационных расходов, достигаемой за счет повышения технико-экономических параметров.
Расчет и утверждение цен обычно выполняются в одном из трех вариантов:
1. Обоснование экспортной
или импортной цены по данным
«прямых» конкурентных
2. Путем составления
3. Выполнение системы расчетов, обосновывающих размер цены.
Существует ряд теорий цены. Одной из основополагающих теорий ценообразования является трудовая теория стоимости. Ее основоположник – К. Маркс. Согласно трудовой теории стоимости цена – это денежное выражение стоимости товара.
В данном случае стоимость измеряется количеством общественно необходимого рабочего времени, потраченного на изготовление товара. При росте производительности труда (в масштабе всей экономической системы страны) по производству некоторого вида продукции стоимость единицы продукции должна снижаться, поскольку ее производство будет сопряжено с меньшим количеством затрат рабочего времени. Какой-либо продукт принимает форму товара только в том случае, если он получает общественное признание в процессе эквивалентного обмена на другой продукт.
К. Маркс в теории трудовой
стоимости различает
В данной теории обоснован закон стоимости: ценовые пропорции между товарами определяются в конечном счете общественно необходимым абстрактным трудом, затрачиваемым на их производство. Товары в обществе продаются по стоимости, хотя рыночные цены колеблются относительно цены производства (превращенной формы стоимости), равной сумме издержек производства и средней прибыли.
Значение трудовой теории стоимости состоит в следующем. Несмотря на серьезную теоретическую проработку, можно сказать, что трудовая теория стоимости не дает и не может дать практических рецептов решения задач ценообразования. Сторонники этой теории считают, что практические задачи и не должны быть целями развития теорий. Между тем трудовая теория стоимости все же играет огромную теоретическую роль для экономической теории.
В данной теории не создано никаких инструментов для расчета цен, пригодных для использования на практике. Время показывает, что трудовая теория стоимости не ставила перед собой цели создать базис для раскрытия закономерностей ценообразования, которые могут быть востребованы экономической практикой. Ставилась иная цель – обосновать положение, что в основе любых цен лежат трудовые стоимости, оцененные либо непосредственно, как в простом товарном производстве, либо в превращенной форме.
Практика показывает, что трудовая теория стоимости не может достаточно убедительно объяснить количественно механизм формирования цен на развитом рынке. Согласно трудовой теории стоимости цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость измеряется количеством общественно необходимого рабочего времени, потраченного на изготовление товара.
Маржинализм, как научное
направление экономической
Теория предельной полезности гласит «Ценность благ зависит от их редкости, от интенсивности потребности в них и количества благ, способных данную потребность удовлетворить». Факторы, используемые для производства экономических благ, называются экономическими ресурсами. К ним относят землю, труд, капитал предпринимательский талант (способность). Ограниченность в количественном отношении экономических благ возникает в первую очередь из-за ограниченности наличных ресурсов. Ключевым понятием теории является полезность блага, под которой понимают способность экономического блага удовлетворить одну или несколько потребностей человека.
Экономический субъект, рассматриваемый прежде всего как потребитель экономических благ, и его потребительский выбор ставятся в центр внимания теорией предельной полезности, из которой в дальнейшем выделились различные модификации маржинализма.
Теорию предельной полезности называют также теорией потребительского спроса. Действия потребителя как одного из основных экономических агентов объясняют на основе субъективно-психологических оценок полезности отдельного блага или набора благ, которые потребитель им дает, а также его стремлением получить максимум удовлетворения от имеющихся в его распоряжении или поступающих ему в порядке обмена потребительских благ. П. Самуэльсон внес существенный вклад в математическую формулировку теории предельной полезности и смежные разделы маржинализма. Теория предельной полезности прочно связана с законами Госсена.
Первый закон Госсена гласит, что потребности человека по мере их удовлетворения прогрессивно ослабевают, происходит насыщение потребностей. Это означает, что с ростом количества потребляемого блага общая полезность этого блага растет, но скорость ее роста замедляется - происходит насыщение потребности.
Второй закон Госсена звучит так: потребитель достигает идеального положения в своем выборе в том случае, когда ему становится невыгодно как-то изменять достигнутую структуру потребления, поскольку любое изменение только ухудшит его благосостояние. Результатом теории предельной полезности является закон убывающей предельной полезности: с ростом количества потребляемого блага его предельная полезность убывает.
Потребности по мере их удовлетворения насыщаются, т.е. прогрессивно ослабевают, поэтому ценность (стоимость) благ уменьшается по мере увеличения объема их потребления. Полученные учеными данного направления результаты легли в основу рыночного ценообразования. Цена (стоимость) товара согласно данной теории определяется его ценностью для потребителя
Труд, как и остальные факторы производства, приносит доход, называемой заработной платой. Существуют разные подходы к определению сущности заработной платы:
1) Марксистская концепция основана на том, что, во-первых, в качестве заработной платы оплачивается не труд, а способность работника к труду, т.е. его рабочая сила. Денежное выражение стоимости (цены) товара рабочая сила представляет собой заработную плату. Стоимость рабочей силы определяется Марксом стоимостью средств существования работника и его семьи.
Труд же рассматривается как деятельность человека, как процесс его воздействия на природу. Сам по себе труд стоимости не имеет. Тем не менее на поверхности явлений заработная плата предстает как плата за труд, ибо выплачивается после того, как работник определенное время потрудился на производстве. Кроме того, размер заработной платы зависит от продолжительности труда или количества изготовленных изделий. Это, как утверждают марксисты, и создает видимость, что оплачивается труд работника.
Во-вторых, в качестве заработной платы оплачивается не весь продукт труда, а лишь необходимый, т. е. тот который возмещает стоимость рабочей силы.
2) Позиция неоклассиков принципиально иная. Во-первых, они рассматривают заработную плату как цену труда. Во-вторых, их интересует не столько сущность заработной платы, сколько ее уровень, который традиционно определяют соотношением спроса и предложения.