Материалы,
запасные части и фурнитура, используемые
бытовыми организациями, включаются в
тарифы на услуги или дополнительно оплачиваются
заказчиком по ценам их приобретения с
добавлением фактических затрат на приобретение
в соответствии с Особенностями состава
затрат, включаемых в себестоимость организациями
бытового обслуживания населения.
Цена заказа
по бытовой услуге равна стоимости материалов,
запасных частей, фурнитуры плюс цена
услуги. С 1 января 2010 г. освобождены от НДС обороты
по реализации ни территории РБ населению услуг
парикмахерских, бань и душевых, по стирке
белья и химической чистке, ремонту часов,
производству и ремонту одежды и обуви,
ремонту и техническому обслуживанию
бытовых приборов, ремонту предметов личного
пользования и бытовых товаров. Цена
услуги включает в себя:- себестоимость,
исходя из стоимости обработки;- прибыль.
Рентабельность
бытовых услуг исчисляется как отношение
прибыли к себестоимости обработки (без
учета стоимости материалов).
Субъекты
хозяйствования должны иметь экономическое
обоснование (плановую калькуляцию с расшифровкой
статей затрат) установленных тарифов
или ставок на указание услуг на бумажных
носителях. Тарифы помещаются в прейскуранты.
По новым видам услуг производится регистрация
цен в соответствующих органах ценообразования.
Субъекты
хозяйствования могут предоставлять скидки
с утвержденных тарифов в зависимости
от условий договора. Условия предоставления
скидок и конкретные их размеры указываются
в Порядке предоставления скидок, утвержденном
в организации.
Облисполкомами
может осуществляться регулирование цен
и тарифов на отдельные виды социально
значимых бытовых услуг. Дифференциация
тарифов на бытовые услуги производится
в зависимости:- от категории (разряда)
объекта бытового обслуживания (например,
в салонах-парикмахерских цены выше; швейные
ателье бывают разных разрядов);- качества
работ и уровня культуры обслуживания;-
степени срочности исполнения заказов;-
предоставляемых заказчикам дополнительных
удобств (ремонт и обслуживание на дому,
выездное обслуживание);- изменение сезонного
спроса населения на отдельные услуги;-
степень приближения услуг к заказчику.
17. Ценообразование на жилищно-коммунальные
услуги
В состав услуг
жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
включаются услуги по предоставлению
населению государственных квартир, создание
нормальных условий проживания (водоснабжение,
теплофикация, канализация, электрификация,
газификация), благоустройство территорий
(озеленение, освещение, санитарная очистка
и др.). Особенности ценообразования на
различные виды жилищно-коммунальных услуг определяются
следующими факторами: социальной
значимостью этих благ для населения,
характером производства и потребления,
спецификой местных условий производства
и др. Предприятия, создающие услуги, реализуют
их самостоятельно, без помощи сбытовых
и торговых организаций. Вследствие этого
цены и тарифы на услуги коммунального
хозяйства выполняют функции отпускных
и розничных цен.
Все
основные виды жилищно-коммунальных услуг
удовлетворяют первостепенные потребности
населения, поэтому при установлении цен и тарифов
учитывается необходимость обеспечения
доступности их всем слоям населения. Тарифы
на услуги жилищно-коммунального хозяйства
регулируются государством. Производство
и потребление большинства услуг (за исключением
производства электроэнергии и добычи
газа) носит местный характер. В связи
с этим цены и тарифы утверждаются местными
органами власти и различаются по областям
и районам. К особенностям формирования
цен и тарифов на жилищно-коммунальные
услуги относится их дифференциация по
различным категориям потребителей:население;бюджетные
организации, предприятия общественного
питания и бытового обслуживания, коммунальные
предприятия;сельскохозяйственные предприятия;промышленные,
строительные, торговые и прочие хозрасчетные
предприятия.
В соответствии с
Жилищным кодексом Республики Беларусь введен
порядок оплаты занимаемых жилых помещений,
который предусматривает взимание платы исходя из общей
площади жилого помещения и ставки квартирной
платы, утвержденной в установленном порядке.
Жилищным кодексом предусмотрена отдельная
плата за пользование лифтамиПлата за отопление взимается из
общей площади жилого помещения. Тарифы
на электроэнергию и газ устанавливаются
едиными по всей территории Республики
Беларусь с дифференциацией по отдельным
категориям потребителей (промышленность,
сельское хозяйство и население). Нормативы
потребления природного и сжиженного
газа устанавливаются с учетом теплоты
его сгорания. Тарифы на воду и услуги канализации устанавливаются
местными органами власти дифференцированно
для различных городов и населенных пунктов,
так как между ними имеются существенные
различия в уровне этих затрат, обусловленные
объективными факторами..
Расчет цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги
осуществляется на услуги:водоснабжения
и канализации – за 1 куб. метр подачи воды
и за 1 куб. метр отвода сток в городскую
канализацию;отопления и горячего водоснабжения
– за 1 Гкал тепловой энергии;сбора, вывоза
и обезвреживания твердых бытовых отходов
– на 1 человека в месяц, для юридических
лиц – за 1 куб. метр;за пользование лифтами
– на 1 человека в месяц (за исключением
1 и 2 этажей);по техническому обслуживанию
жилого дома – на 1 кв. метр общей площади
жилого помещения.
Население
оплачивает коммунальные услуги
исходя из фактического потребления
данных услуг в натуральном
выражении по показателям приборов
учета, если такие приборы не
установлены, то по единым республиканским
тарифам, которые определяет Совет
Министров РБ.
Исходя из реформы
жилищно-коммунального хозяйства,
к 2015 году планируется довести
до 100% уровень оплаты населением
жилищно-коммунальных услуг, в 2010 –
до 80%.
18. Особенности
ценообразования на рынке транспортных
услуг
Транспортный
тариф представляет собой цену перевозок
грузов. Его специфика заключается в том,
что он устанавливается на продукцию,
которая не имеет вещественной формы.
Транспорт лишь доставляет определенные
потребительные стоимости, к покупателю
не меняя их состава и объема. Услуги транспорта
необходимы при производстве и реализации
всех товаров. Их стоимость отражается
в различных элементах конечной цены продукции:
себестоимости (транспортно-заготовительные
расходы по доставке материальных ресурсов
и частично по доставке готовой продукции),
оптовой и розничной торговых наценках.
Поэтому изменение транспортных тарифов
оказывает существенное влияние на уровень
и динамику отпускных и розничных цен
товаров.
Особенности
формирования рынка транспортных услуг
и их тарифов связаны с участием различных
видов транспорта в перевозочном процессе:
железнодорожного, автомобильного, воздушного
и водного..
Различают следующие
виды транспортных тарифов:дифференциальные;пропорциональные;аккордные.
Дифференциальные тарифы устанавливаются
таким образом, что тарифные ставки за
единицу транспортной продукции изменяются
в той или иной закономерности в зависимости
от расстояния перевозки, чаще снижаются
с увеличением расстояния перевозки (тарифы
железнодорожного транспорта).
Пропорциональные тарифы
устанавливаются в виде единых ставок
за единицу транспортной продукции на
всех расстояниях перевозки. В этом случае
провозная плата за перевозку груза возрастает
прямо пропорционально расстоянию перевозки
(тарифы автомобильного транспорта).
Аккордные тарифы устанавливаются
в виде фиксированных ставок за перевозку
грузов в конкретных корреспонденциях
или за определенное расстояние перевозки
(водный, авиационный транспорт).
Грузовые транспортные
тарифы различаются по родам отправок
в зависимости от размера партии предъявляемого
груза: тарифы за повагонные, судовые,
автомобильные, контейнерные перевозки,
мелкие отправки.
Себестоимость перевозок характеризует
предельный размер эксплутационных расходов.Основные
факторы, определяющие различие в себестоимости
перевозки различных грузов, можно подразделить
на две группы.
К первой группе относятся
факторы, связанные со свойствами
самого груза, географией и условиями
его производства и потребления,
степенью его подготовленности
к перемещению
Вторая группа факторов
обусловлена характеристиками транспортных
средств, применяемых для перевозки
грузов. Особенность формирования
затрат на транспорте с учетом
технологии перевозочного процесса
является деление издержек по
двум стадиям: по начально-конечным
и движенческим операциям.
Начально-конечные операции
предполагают расходы на содержание
подвижного состава во время
стоянки, подготовку его к погрузке
и выгрузке, маневренным работам
и т.д. Эти затраты не связаны
с дальностью перевозки и зависят
только от объема груза.
Движенческие операции
определяют расходы по перемещению
грузов: топливо, содержание путей
сообщения, энергетического хозяйства,
связи, сигнализации, подвижного состава
в пути следования и т.д. Эти
расходы непосредственно зависят
от дальности перевозки – чем
больше дальность, тем меньше
себестоимость.
Железнодорожный
транспорт. В зависимости от вида отправок тарифы
железнодорожного транспорта подразделяются
на повагонные, контейнерные, мелкие и
малотоннажные отправки. Самые низкие
– повагонные тарифы, устанавливаемые
в расчете за вагон, с учетом его грузоподъемности
и независимо от загруженности по видам
груза.
Автомобильный
транспорт. Тарифы на грузовые автомобильные перевозки
формируются не только под воздействием
затратного фактора, но и под воздействием
спроса и предложения.
Тарифы воздушного транспорта
построены просто – за 1 т/км независимо
от типа самолета, скорости и рода груза.
Основными видами перевозок на речном транспорте являются
перевозки сухогрузов и наливных грузов,
а также буксировка леса на плотах
19. Формы государственного ценового
регулирования
Методы государственного регулирования
цен
Методы прямого регулирования цен:
1)
административное установление
цен;
2)
«замораживание» цен;
3)
установление предельного уровня цен;
4)
регламентация уровня рентабельности;
5)
установления нормативов для
определения цен;
декларирование
цен и др. |
ЦЕНА |
Методы косвенного регулирования цен:
1)
налогообложение;
2)
регулирование денежного обращения;
3)
оплата труда;
4)
кредитная политика;
5)
регулирование государственных
расходов;
6)
установление норм амортизации
и др. |
При
прямых методах регулирования цен государство
непосредственно воздействует на цены
путем регламентации их уровня, установления
нормативов рентабельности или нормативов
элементов, составляющих цену, или другими
аналогичными методами.
Проводя
активную ценовую политику, государство
может обеспечить прибыльность бизнеса,
который невыгоден для чисто рыночного
хозяйствования (долговременные научно-технические
программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное
хозяйство и др.). подобный результат может
быть достигнут как путем использования
договорных цен, так и через размещение
государственных заказов и закупок.
Рассматривая
прямое государственное регулирование
необходимо помнить о двух моментах. Во-первых,
при чрезмерном государственном регулировании
цен рыночные механизмы ослабевают и возникает
опасность потери рыночных ориентиров
для сопоставления затрат и результатов.
Во-вторых, в случае полного отхода государства
от участия в формировании цен и их регулирования
разрушаются основы экономики, государство
теряет один из важнейших методов борьбы
с монополизмом, а рыночные отношения
и финансовое положение многих предприятий
становится достаточно неустойчивым.
Косвенные
методы проявляются в воздействии государства
не на сами цены, а на факторы, влияющие
на ценообразование, которые носят макроэкономический
характер. К косвенным мерам можно отнести
такие средства по реформированию экономики
и совершенствованию механизма хозяйствования,
как принятие и совершенствование антимонопольного
законодательства, стимулирование малого
предпринимательства, обоснованная налоговая
политика, разгосударствление и приватизация,
предоставление дотаций и субсидий, сокращение
бюджетного дефицита, контроль и регулирование
доходов населения.
20. Система государственного ценового
регулирования в Республике Беларусь
Переход
от плановой экономики к рыночной предполагает
проведение определенной государственной
ценовой политики.
В
соответствии с Конституцией Республики
Беларусь государственную политику в
области ценообразования определяет президент
Республики Беларусь.
Основные
направления ценовой политики в РБ отражены
в Концепции ценообразования в Республике
Беларусь. В этом документе определяются
основные направления совершенствования
ценообразования и усиления его влияния
на динамичное, сбалансированное развитие
страны на ближайшие годы.
В
качестве принципов ценообразования определены:
сочетание
свободных и регулируемых цен;разграничение
полномочий субъектов ценообразования
по установлению и регулированию цен;установление
регулируемых цен на уровне, обеспечивающем
субъектам хозяйствования покрытие экономически
обоснованных затрат и получение достаточной
для расширенного воспроизводства прибыли,
при необходимости с предоставлением
государственных дотаций и других мер
государственной поддержки;осуществление
государственного контроля за законодательством
о ценообразовании.
Устанавливая
цены на товары (работы, услуги), субъект
хозяйствования должен иметь представление
о системе нормативных ограничений и требований,
а также о мерах ответственности за нарушение
установленных ограничений и невыполнение
соответствующих требований.
Прямое государственное ценовое
регулирование предполагает: