33. Стратегии ассортиментного
ценообразования
Группа
ассортиментных стратегии ценообразования
применяется предприятиями, фирмами, реализующими
определенный ассортимент взаимозаменяемых,
взаимодополняемых товаров или услуг.
Наиболее распространенной и понятной
является стратегия ценообразования товарных
наборов. Содержание ее заключается в
том, что цена набора (бритвенный прибор
и лезвия, фотоаппарат и фотопленка, косметические
наборы, наборы стереоаппаратуры) устанавливается
ниже, чем сумма цен входящих в него компонентов
Стратегия
различной прибыльности используется
в ценообразовании на взаимозаменяемые
товары или услуги. При этом предприятие,
фирма устанавливает на аналогичные товары
цены таким образом, что получает большую
прибыль от дорогостоящих моделей и порой
даже убыток от дешевых, а в целом имеет
среднюю норму прибыли.
Стратегию
имидж-цен в состоянии проводить наиболее
конкурентоспособные предприятия, пользующиеся
устойчивой репутацией на рынке, выпускающие
престижную продукцию. Более высокие цены
могут устанавливаться, например, на высококачественные
парфюмерные изделия известных фирм (Johnson
& Johnson, Procter & Gamble), марочные вина, коньяки,
аспирин фирмы Ваеуег более тонкой очистки,
чем обычный аспирин и на другую популярную
продукцию.
34. Становление
и развитие налогообложения
Налог – одно из
основных понятий финансовой
науки. Проблемы правильного понимания
его природы обусловлены тем,
что налог – понятие не только
экономическое, но и правовое, социальное,
философское. Налогообложение как
элемент экономического строя
общества присуще всем государственным
системам как рыночного, так и
нерыночного хозяйствования.
В развитии налогообложения можно
выделить несколько этапов.
Первый
этап охватывает собою древний мир,
когда понятие «налог» еще не существовало,
и средние века. Для данного периода характерны
неорганизованность и случайный характер
налогообложения. Налоги существовали
в виде бессистемных платежей, преимущественно
в натуральной форме. По мере укрепления
товарно-денежных отношений налоги принимали,
в основном, денежную форму.
Конец
ХVII – начало XVIII в. – второй период развития
налогообложения, характеризующий отнесением
налогов к основным источникам доходной
части бюджета.
Для государств данного периода
характерен сословный уклад. Форма
правления – монархия, еще не
располагавшая регулярными налоговыми
поступлениями в бюджет и покрывавшая
расходы на содержание двора,
судебных органов и государственной
администрации за счет доходов
от использовавшихся в финансовом
отношении регалий и собственных
доменов.
Третий
период развития налогообложения
начинается в ХIХ в. и характеризуется
уменьшением числа налогов и усилением
роли государства при их установлении
и взимании. Постепенно в обществе наряду
с развитием финансовой науки происходит
становление научно-теоретических воззрений
на природу, проблемы и методики налогообложения.
Венцом финансовой науки оказались налоговые
реформы, проведенные после Первой мировой
войны и полностью обоснованные научными
принципами налогообложения. Именно тогда
была заложена конструкция современной
налоговой системы.
Современный период развития налогообложения характеризуется
более глубоким теоретическим обоснованием
его проблем. В 80—90-е гг. промышленные
страны с развитой рыночной экономикой
провели налоговые реформы, направленные
на совершенствование систем прямых и
косвенных налогов, стимулирования деловой
активности.
С 1 января 2004 года введен в действие
Налоговый кодекс Республики Беларусь
(Общая часть), а 1 января 2010 года – Особенная
часть Налогового кодекса.
Налоговым кодексом установлена
система налогов, сборов (пошлин), взимаемых
в бюджет Республики Беларусь,
основные принципы налогообложения.
Каждое лицо обязано уплачивать законно
установленные налоги, сборы (пошлины),
по которым это лицо признается плательщиком.
Налогообложение в Республике Беларусь
основывается на признании всеобщности
и равенства. В современных условиях развития
внешнеэкономической деятельности вопросы
налогообложения регулируются не только
налоговым кодексом, но и таможенным законодательством.
35. Понятие
и определение налога
Изучение экономической литературы
показывает, что к определению
категории «налог» сложились
два подхода:
- первый подход определяет налог
как обязательный платеж в
казну государства:
- второй подход определяет налог
как сложную философскую, экономическую
и правовую категории.
Философский
смысл категории «налог» состоит в том,
что он является потребностью каждого
жертвовать частью своих богатств для
обеспечения всеобщего благополучия.
В работах основоположников экономической
науки У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо налоги
рассматривались как добровольные подаяния
на благо развития нации.
Налоги как экономическая категория
выступают инструментом обеспечения государства
и его образований финансовыми ресурсами
для регулирования интересов всех субъектов
общества.
Свойство налогов как правовой категории выражается
через правовую форму установления конкретных
видов налогов. Основными
признаками понятия «налог» являются:
- императивность – предполагает
отношения власти и подчинения.
- смена формы собственности. Посредством
налогов часть собственности субъекта
(корпорации) в денежной форме переходит
в государственную, при этом образуется
централизованный денежный фонд (бюджетный
фонд).
- безвозвратность и безвозмездность.
В соответствии с изложенными
признаками, согласно Налогового кодекса
Республики Беларусь, представим следующие
определения:
- налогом признается обязательный
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в республиканский и
(или) местные бюджеты;
- сбором
(пошлиной) признается обязательный
платеж в республиканский и (или) местные
бюджеты, взимаемый с организаций и физических
лиц, как правило, в виде одного из условий
совершения в отношении их государственными
органами, в том числе местными Советами
депутатов, исполнительными и распорядительными
органами, иными уполномоченными организациями
и должностными лицами, юридически значимых
действий, включая предоставление определенных
прав или выдачу специальных разрешений
(лицензий), либо в связи с перемещением
товаров через таможенную границу Республики
Беларусь.
Не
являются налогами, сборами (пошлинами)
платежи, осуществляемые в рамках отношений,
не регулируемых Налоговым Кодексом и
иными актами налогового законодательства,
а также платежи в виде штрафов или иных
санкций за нарушение законодательства.
36. Принципы
налогообложения
Принципы налогообложения — это исходные,
базовые категории и положения, по которым
формируется налоговая система в конкретных
динамических условиях экономики страны.
- принцип равномерности — требует, чтобы граждане каждого государства
принимали материальное участие в обеспечении
правительства соразмерно доходам, которые
они получают под покровительством правительства.
Часто данное правило называют принципом справедливости,
требующим, чтобы обложение было достаточно
жестким для богатых лиц и щадящим для
социально слабо защищенных слоев населения;
- принцип определенности — означает,
что сумма, способ и время платежа должны
быть заранее известны плательщику;
- принцип удобства (простоты) — предполагает,
что налог должен взиматься в такое время
и таким способом, которые представляют
наибольшие удобства для плательщика,
- принцип экономности (дешевизны) — предполагает
сокращение издержек взимания налогов:
расходы по их сбору должны быть минимальными;
- принцип эффективности — состоит в следующем:
а) налоги должны оказывать влияние
на принятие экономических решений;
б) налоговая структура должна
содействовать проведению политики
стабилизации и развития экономики
страны;
в) налоговая система должна быть
понятной налогоплательщикам и
принята большей частью общества,
не вызывая произвольного толкования;
г) административные расходы по
управлению налогами и соблюдению
налогового законодательства должны
быть минимальными.
Основные принципы налогообложения
в Республике Беларусь (статья 2 часть
1 НК РБ):
1) ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать
налоги, сборы (пошлины), а также обладающие
установленными НК РБ признаками налогов,
сборов (пошлин) иные взносы
и платежи, не предусмотренные
НК РБ либо установленные в ином порядке,
чем это определено Конституцией, НК РБ,
актами Президента;
2) каждое лицо обязано уплачивать
законно установленные налоги, сборы
(пошлины), по которым это лицо
признается плательщиком;
3) налогообложение в Республике
Беларусь основывается на признании
всеобщности и равенства;
4) допускается установление особых
видов таможенных пошлин либо
дифференцированных ставок таможенных
пошлин в зависимости от страны
происхождения товаров в соответствии
с НК РБ и таможенным законодательством;
5) не допускается установление
налогов, сборов (пошлин) и льгот
по их уплате:
- наносящих ущерб национальной безопасности
Республики Беларусь;
- наносящих ущерб политической и экономической
стабильности, в том числе нарушающих
единое экономическое пространство республики;
- наносящих ущерб ее территориальной
целостности;
- ограничивающих свободное передвижение
физических лиц, перемещение товаров (работ,
услуг) или финансовых средств в пределах
территории Беларуси;
- создающих в нарушение Конституции
и принятых в соответствии
с ней законодательных актов, иные
препятствия для осуществления предпринимательской
и другой деятельности организаций
и физических лиц, кроме запрещенной
законодательными актами.
37. Основные
функции налогов
Социально-экономическая сущность,
внутреннее содержание налогов
как финансовой категории, выявляется
через их функции. В современных
условиях развития национальных
экономических систем, налоги можно
разделить на основные и дополнительные.
К основным функциям налогов относят:
-
фискальная – обеспечение финансирования
государственных расходов;
- регулирующая
– регулирование хозяйственной конъюнктуры,
структуры занятости, накопления, внешнеэкономических
связей, научно-технического прогресса
и других объектов. Суть функции сводится
к тому, что налогами облагаются ресурсы,
направляемые на потребление, а ресурсы,
направляемые на накопление производственных
фондов, освобождаются от налогообложения.
Поэтому данная функция имеет три составляющие:
- стимулирующая – оказывает влияние
на воспроизводство, стимулируя его темпы,
усиливая или ослабляя накопление капитала,
расширяя или уменьшая платежеспособный
спрос населения, используя систему льгот
и освобождений;
- сдерживающая – целенаправленное
сдерживание темпов воспроизводства посредством
ставок налогов, или введения дополнительных
налогов;
- воспроизводственная – предназначена
для аккумуляции средств на восстановление
используемых ресурсов.
К дополнительным функциям налогов
относят:
- перераспределительная
— обеспечение процесса перераспределения
части совокупного общественного продукта,
главным образом чистого дохода, и направления
одной его части на расширенное воспроизводство
израсходованных факторов производства,
а другой — в централизованный фонд государственных
ресурсов, т. е. в бюджет государства;
- контрольная — своевременное отслеживание
государством поступлений в бюджет налоговых
платежей, что позволяет сопоставлять
их величину с потребностями в финансовых
ресурсах и в конечном счете определять
необходимость реформирования налоговой
системы и бюджетной политики государства;
- социальная — поддержание социального
равновесия путем уменьшения неравенства
в реальных доходах отдельных групп населения.
Таким образом, функции налогов
выявляют их социально-экономическую
сущность, выражающуюся в принудительном
изъятии определенной части доходов
у предприятий и населения, имеющих
объекты налогообложения. Каждая
функция отражает определенную
сторону налоговых и финансовых
отношений.
38. Классификация
налогов
1. По способу изъятия и признаку переложимости
различают:
1.1. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества
или доходов, окончательным плательщиком
которых является их владелец, т. е. юридический
и фактический плательщики совпадают.
Эти налоги подразделяются на:
- реальные уплачиваются с учетом не
действительного, а предполагаемого среднего
дохода плательщика,
- личные уплачиваются с реально полученного
дохода и учитывают фактическую платежеспособность
плательщика.
1.2. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые
в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые
в бюджет в процессе потребления (реализации)
товаров и услуг. В зависимости от объектов
взимания косвенные налоги подразделяются
на: