Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Ценообразованию»
а) установление:• фиксированных иен (тарифов);• предельных цен (тарифов);• предельных уровней рентабельности;• предельных индексов;• предельных торговых надбавок (скидок);• порядка формирования и применения цен (тарифов);
б) декларирование цен (тарифов).
Фиксированные цены (тарифы), устанавливаемые в выраженной денежной величине, и предельные цены (тарифы), величина которых ограничена верхним или нижним пределом
Предельные уровни рентабельности, в основном, применяются при ценообразовании на продукцию, товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и включенных в государственный реестр. Предельные индексы ограничивают рост отпускных цен размерами среднемесячной величины прогнозного показателя инфляции, рассчитываемого на базе индекса потребительских цен
Предельные торговые надбавки, составной частью которых являются надбавки оптового звена, устанавливаются для торговых организаций (оптовых и розничных посредников) с целью регулирования сферы обращения.
Декларирование цен (тарифов) предполагает регистрацию цен (тарифов) предприятиями-производителями (за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения) в соответствующих государственных органах. Обязательной регистрации подлежат цены на новые виды продукции, товары (работы, услуги), к которым относят продукцию, товары, изготовленные субъектом хозяйствования впервые или отличающиеся от производимых улучшенными свойствами, характеристиками и получающие новое обозначение.
Устанавливая порядок формирования и применения цен, государственные органы ограничивают также свободу субъектов ценообразования, предписывая им образовывать цену на различные товары (работы, услуги) в соответствии с установленным порядком.
Косвенное государственное ценовое регулирование предполагает:
регулирование в рамках антимонопольного законодательства;
регулирование в рамках бюджетного законодательства;
регулирование в рамках таможенного законодательства;
регулирование в кредитно-денежной сфере и др.
В мировой практике известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условие для возникновения и развития конкуренции. Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен.
Естественные монополии – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В сферу естественной монополии в республике входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту; электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло- и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи. В Республике Беларусь около 55 таких объединений.
Мировой опыт показывает, что функцию регулирования экономического поведения предприятий, относящихся к естественной монополии, функцию защиты интересов потребителей берет на себя государство в лице постоянно действующих вневедомственных комиссий.
Длительность процесса
Искусственный монополизм в Республике Беларусь возник в условиях монополии государственной собственности, тотального огосударствления, отсутствия конкуренции, как следствие жесткой централизации управления, прогрессирующей концентрации и углубления специализации.
В зависимости от вида и назначения товара, выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие виды ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен и декларирование уровня свободных цен (тарифов).
Монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан.
Монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара.
Предприятия-монополисты, которые освобождены от государственного ценового регулирования должны подвергаться взвешенной и экономически обоснованной демонополизации. Демонополизация представляет собой разукрупнение (разделение) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
Вся деятельность в области цен своей отправной точкой имеет определение предназначения и перспективной линии развития предприятия (фирмы), и в ходе ее практической реализации организационные, экономические, управленческие и другие действия в формировании и применении цен прежде всего согласуются со стратегической линией предприятия, со всеми изменениями, которым она подвергается в рамках жизнедеятельности на рынке.
Важная роль ценообразования для предприятия (фирмы, предпринимателя) бесспорна и современная ценовая политика очень разнообразна. Поэтому изучение технологии расчета установления оптимальных, научно-обоснованных цен является очень актуальным.
В принципе есть два подхода к процессу рыночного ценообразования: установление индивидуальных либо единых цен. Индивидуальная цена определяется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, приводящих к согласованию интересов обеих сторон, т.е. к их взаимному согласию на определенный размер цены.
Ценовая политика большинства предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить некую нормальную прибыль.Процесс первоначального установления цен предполагает включение в себя следующих взаимосвязанных этапов:
1.Изучение рынка.
2.Определение целей ценовой политики.
3.Определение спроса.
4.Оценка издержек.
5.Анализ предложения и цен конкурентов.
6.Выбор метода ценообразования.
7.Установление окончательной цены.
Очень важным представляется определение основных вариантов проблем и сложностей, встречающиеся на каждом из этих этапов.
Порядок установления цен и степень государственного вмешательства при определении их уровней на разных типах рынков
№ п/п |
Типы рынков |
Характеристика рынка |
Порядок установления цен |
Роль государственного вмешательства в установление уровней цен |
1. |
Рынок чистой конкуренции |
Множество продавцов и покупателей схожего товара (сахар, пшеница, медь и т.д.); Ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих цен товара; Продавец не в состоянии запросить цену выше и ниже рыночной |
Цены, как правило, единые, устанавливаются по существующей рыночной цене. |
Минимальна |
2. |
Рынок монополистической конкуренции |
Множество продавцов и покупателей; Предлагаются разные варианты товаров и услуг, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением; Различие в сопутствующих товарам услугах |
Цены разные, устанавливаются в зависимости от поставленной цели (обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства в доле рынка или качестве товара), на основе изучения издержек, цен на товары конкурентов, выбора метода ценообразования |
Минимальна |
3. |
Рынок олигополистической конкуренции |
Небольшое число продавцов, т.к. новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок; Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). |
Цены могут быть едиными разными. Они устанавливаются по методологии, приведенной выше, конкуренция – жесткая |
Минимальна |
4. |
Чистая монополия |
На рынке один продавец: Государственная организация Частная регулируемая монополия Частная нерегулируемая монополия Фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену из-за боязни введения государственного регулирования цены, нежелания привлекать конкурентов, стремления быстрее проникнуть на всю глубину рынка, благодаря невысоким ценам |
Ценообразования складывается по-разному: Государственная монополия в зависимости от цели Регулируемая монополия Нерегулируемая монополия – свободная цена, какую выдержит рынок. |
Высока. Государство непосредственно устанавливает или контролирует цены |
Приступая к ценообразованию, предприятие (фирма, предприниматель) должны прежде всего определить , каких целей они хотят достичь посредством продажи данного продукта. Примерами таких часто встречающихся на рынке целей могут быть:
- обеспечение выживаемости
- максимизация текущей прибыли.
Цель, основанная на максимализации прибыли, имеет несколько вариантов:
1.
Стремление предприятия к
2.
Установление стабильного
3. Увеличение цен в связи с ростом капиталовложений.
Прибыль бывает абсолютной и относительной. Абсолютная прибыль – это доход предприятия за вычетом расходов. Относительная прибыль рассчитывается на одно изделие. Абсолютную прибыль можно получить путем умножения относительной прибыли на количество единиц проданного товара.
Следует отметить, что товары первой необходимости (хлеб, молоко и др.) имеют низкую, а престижные товары высокого качества – высокую относительную прибыль.
- максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают обычно тогда, когда продукт производится корпоративно и в связи с этим сложно определить комплексную структуру и функцию издержек.
- максимальное увеличение сбыта. Предприятия (фирмы) и предприниматели, преследующие эту цель, полагают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек единицы продукции и в конечном итоге – к увеличению прибыли
- «снятие сливок» благодаря установлению высоких цен. Предприятие (фирма) устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки.
- лидерство в качестве. Предприятие (фирма, предприниматель), которое способно закрепить за собой такую репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.
Названные цели ценовой политики определенным образом соотносятся между собой, причем далеко не всегда совпадают. Более того, их достижение происходит в разное время и при различной цене.
25. Определение спроса и оценка издержек
Любая цена, назначенная предприятием (фирмой, предпринимателем), так или иначе скажется на уровне спроса Так, чувствительность потребителей к изменению цен будет ниже при наличии следующих обстоятельств:- товару нет или почти нет замены, или нет конкурентов;- покупатели не сразу замечают повышение цен;- покупатели консервативны и медленно меняют свои привычки;- покупатели считают, что повышение цен оправдано повышением качества, ростом инфляции;- покупатель может часть затрат на товар разделить с кем-либо, например, с членами кооператива;- товар может применяться в системе с ранее приобретенными освоенными товарами (например, фотоаппарат и пленки, авторучки и стержни и др.)
В процессе первоначального установления цен очень важно иметь представление о том, насколько сильно реагирует спрос на различные цены данного товара.
Ценовая эластичность спроса =
Если речь идет об исследовании возможного рынка сбыта новой продукции, то вместо проданного количества используются данные выборочного статистического исследования спроса на новый продукт или экспертные оценки.
Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену сможет установить продавец товара, Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие (фирма) может запросить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками.
Все издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные.
Для осуществления продуманной ценовой политики каждое предприятие (фирма, предприниматель) должно сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства и рассчитывать краткосрочные средние издержки (на единицу продукции). Описанная закономерность динамики издержек важна не только для определения оптимального объема производства, но и при выборе ценовой политики. Если на рынке действует несколько конкурирующих фирм, производящих какой-либо один товар, но имеющих разные производственные мощности и, соответственно, разные минимальные уровни средних издержек, то у них существуют различные возможности для конкуренции.
26. Анализ предложения и цен конкурентов
Разница между верхней границей цены, образуемой спросом, и нижней границей, образуемой издержками, - это и есть пространство для установления цен. В его рамках выдвигается на передний план новый фактор – позиции и поведение конкурентов. Предприятию (фирме, предпринимателю) необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Добиться этого можно несколькими способами. Предприятие (фирма, предприниматель) может поручить своим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Оно может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование. Оно может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов.
Знаниями цен и товаров конкурентов предприятие (фирма, предприниматель) может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если его товар аналогичен товарам основного конкурента, оно вынуждено будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае оно может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Зная спрос, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, предприятие готово к выбору цены собственного товара. Эта цена будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыль, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличием каких-то уникальных достоинств в товаре предприятия. Цены товаров конкурентов и товарозаменителей дают средний уровень, которого предприятию и следует придерживаться при назначении цены. После определения и анализа функции спроса, структуры издержек и цен конкурентов наступает время принимать решение о ценах. Необходимо выбрать такой метод ценообразования, который бы в максимальной степени учитывал названные ограничения.