Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_-_EKOLOGIChESKOE_Konechnye.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

1.Экологическая  функция государства и права. Эколог.функция как отдельная функция государства признана с начала 90-х годов XXв., т.е. когда в общественном сознании укрепилось понимание необходимости охраны окружающей среды. Ее назначение состоит в том, чтобы силами и средствами государства обеспечить научно обоснованный баланс экологических и экономических интересов общества. Экологическая функция государства реализуется на основе программных документов, определяющих направления внутренней и внешней политики РБ в области охраны окружающей среды: Концепции государственной политики РБ, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 г. Главными направлениями политики в области охраны окружающей среды являются: осуществление конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом; на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав. Основные принципы государственной политики в области охраны окружающей среды согласно Концепции:

Гос-ная собственность на природные ресурсы (кроме земли, которая может находиться также и в частной собственности): охрана окружающей среды в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий; гос-ный экологический контроль; гос-ная экологическая экспертиза: участие общественности в решении экологических вопросов: экономический механизм охраны окружающей среды; система мер уголовной и административной ответственности за нарушение экологическою законодательства, возмещение вреда, причиненного в результате его нарушении: совершенствование нормативной правовой основы охраны окружающей среды; участие РБ в решении мобильных экологических проблем.

2. Эколог.правоотношения. Эколог.правоотношения — урегул-ные нормами права общ.отношения, возникающие в сфере взаимодействия общ-ва с окруж.средой. Основываясь на объективно обусл-ных формах взаимодействия общ-ва и природы, эколог.отношения подразделяют на отношения: а) по исп-ванию прир.ресурсов, их восстановлению и охране (природоресурсные отношения); б) по охране окруж.среды и обеспечению экол.безопасности в процессе осущ-ния эконом.деят-ти (природоохранительные отношения). По степени воздействия на природную среду в процессе хоз-ной и иной деят-ти эколог.отношения подразделяют на: а) связанные с изъятием природного вещ-ва из прир.среды (напр., добыча пол.ископ., заготовка древесины); б) не связанные с изъятием вещ-ва из прир.среды (все виды землеп-вания). Основываясь на выделении в прир.среде отдельных ее компонентов (земли, недр, вод, раст-ного и жив.мира, атмосферного воздуха), приро.объектов (лесов), выделяют соотв-щие группы эколог.отношений: зем-ные отношения (или по поводу исп-вания и охраны земель), горные (исп-вание и охрана недр), водные (исп-вание и охрана вод), по поводу охраны и исп-ания раст-ного мира, жив.мира, атмосферного воздуха, отношения в области исп-вания, охраны и защиты лесов (лесные). Прав.регул-нию подлежат лишь общ-но значимые отношения. Часть эколог.отношений регул-ся исключительно на уровне м/д права окруж.среды (исп-вание и охрана космического пространства). Состав экол правоотношения — субъект, объект (окруж.среда и ее элементы) и содержание (объем прав и обязанностей субъектов).

3. Субъекты эколог.правоотношений. Субъекты права  природопользования: Потенциальные – лица (физ-кие  и  юрид-кие), которые  имеют  право  требовать и  получить  право  природопользования. Реальные  -  которые  имеют  в  пользовании  природный  объект. Условия  для  становления  реальным  субъектом: экологическое  право и дееспособность – способность  лица  приобретать  экологические  права  и  нести  обязанности. Субъекты:  государство  в  лице  своих  органов,  граждане  РБ, предприятия, юрид.лица, общественные  объединения,  совместные  предприятия,  иностранные  юрид-кие  и  физ-кие  лица,  иностранные  государства  и  международные  организации. Права и обязанности: право самостоятельно выбирать формы и способы хозяйственной деятельности, право по своему выбору использовать результаты хозяйственной деятельности; право возводить необходимые строения, сооружения, прокладывать дороги; право требовать возмещение убытков при принудительном изъятии природного объекта. Обязанности: использовать природный объект только для тех целей, для которых он был предоставлен; использовать природный объект рационально способами и методами исключающими причинение вреда другим объектам и пользователям; своевременно вносить платежи за пользование природными объектами; возмещать вред, причинённый нарушениями экологического законодательства; вести первичный учёт **** и ***** состояния использования природного объекта.

4. Основания возникновения  и прекращения эколог.правоотношений. Предмето эколог.права выступают эколог.отношения, т.е. общ.отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окруж.среды. Отношения в области взаимодействия общества и природы,  и.е. отношения природопользования и охраны окруж.среды, будучи урегулированными нормами эколог.права, становятся экологическими правоотношениями. Не все эколог.отношения становятся правоотношениями, ко те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано гос-во. Это связано с тем, то одни  эколог.отношения вообще не требуют правового регулирования, не могут быть урегулированы нормами эколог.права, а третьи регулируются нормами других отраслей права. Это говорит о том, что круг эколог.правоотношений постоянно совершенствуется и изменяется. Для возникновения конкретных эколог.правоотношений требуется наличие определенных юрид.фактов, т.е. таких действий или событий, которые в соответствии с законодательством порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или событий.

5. Природа как объект  использования и охраны. Не всякий объект собственности м/б природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта. Внутренним признаком явл-ся совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента: 1. Свойства прир.объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя. 2. Состояние прир.объектов – изменения, вызванные в нем в рез-те природной и хоз-ной деят-ти, засоренность с/х угодий камнями, санитарное состояние леса. 3. Прир.процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п. Внешним признаком явл-ся наличие его экосвязей с другими прир.объектами и с экологической системой в целом. Природа – объективная реальность. Природа ограничивается рамками околоземного пространства и земной природы. Природа состоит из природной и окружающей среды. Природная среда – это естественная среда обитания, которая представляет собой совокупность естественных условий жизни и деятельности человека. Окружающая среда – часть естественной природной среды, которая преобразована посредством деятельности человека. Объекты природы, подлежащие правовой охране, должны обладать следующими признаками: Естественное происхождение (вместе с эволюцией земли). Экологическая взаимосвязь с другими природными объектами и окружающей средой (не должны быть изъяты). Выполнение функций жизненного обеспечения. Функции: экологические, экономические, культурно-оздоровительные.  Природа, как объект использования и охраны представляет собой совокупность экологических систем. Виды систем: Естественные (не нарушенные человеком). Модифицированные (земли с/х назначения, природные парки). Трансформированные (естественные системы, преобразованные деятельностью человека – населённые пункты).  Есть внешние и внутренние границы – пределы изучения и освоения природы.

6. Окруж.среда  как объект правовой охраны. Окружающая среда включает среду населённых пунктов, промышленных зон, с/х зон, курортов и рекреационных зон. Каждому виду характерны признаки. Среда населённых пунктов ограничивается пространством в пределах городской черты. Промышленная зона устанавливается в пределах земель, занятых предприятиями промышленности, транспорта, связи и их охранных зон. Среда с/х зон определяется границами земель, предназначенных для ведения с/х. Среда курорта формируется на земельных участках, обладающих природно-лечебными факторами, благоприятными для лечения и профилактики. Рекреационная зона – земли предназначены и используются для организованного, массового отдыха и туризма населения.

7. Система экол-го  законод-ва. Система экол-го законод-ва – нормы, институты, части, отрасли. Система экол-го законод-ва состоит из общей, особенной и спец.части. Общая часть – те институты, которые регулируют отношения независимо от их принадлежности (понятие экол-го законод-ва, управление природопользованием и охрана окруж.среды, право собственности на природные объекты, право природопользования и юрид.отв-ть). Особенная часть – правовой режим охраны отдельных объектов: режим использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосф.воздуха, жив.мира, правовое регул-ние особо охраняемых территорий и объектов, правовой режим зон чрезвычайной экол-кой ситуации. Спец.часть. Международно-правовая охрана окруж.среды.

8.Конституционные  основы эколог.права. Конституция РБ от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.96 г. и 17 .10.04 г., устанавливает конституционные основы экологических прав граждан, закладывает экономическую основу экологических отношений, определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Исходя из Конституции, меры по охране окружающей среды носят общегосударственный характер. Конституционные основы экологических прав граждан закреплены в главе 2 «Личность, общество, государство». Экологическое содержание могут иметь следующие конституционные права: право на жизнь (ст. 24); право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан (ст. 35); право на свободу объединений (ст. 36); право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40); право на охрану здоровья, которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45). Основу эколого-правового статуса граждан составляет право на благоприятную окружающую среду (ст. 46). Этой норме корреспондирует ст. 55, устанавливающая в качестве долга обязанность охранять природную среду. Ст. 13 Конституции устанавливает исключительную гос-ную собственность на недра, воды. леса. Земли с/х назначения находятся в собственности гос-ва. Конституция определяет основополагающие принципы в эколог. сфере; ответственность за нарушение законодательством об охране окружающей среды, в том числе возмещение вреда ( ст. 46, 60); осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить, вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (ст. 44); государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшении условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ч. 2 ст. 46).

9.Закон РБ «Об охране  окруж. среды» как источник  экол. права. Закон 1992 «Об охране окружающей среды» устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. В силу круга регулируемых Законом отношений он является актом, консолидирующим систему экологического законодательства. Основная задача Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. В качестве основных критериев охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности выступают установленные в Законе нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Закон наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав. С целью обеспечения охраны окружающей среды Закон устанавливает правовые механизмы, при помощи которых достигается качественное состояние окружающей среды, и эколо-го-правовые институты, включая и те из них, которые являются институтами также и иных правовых отраслей. Существует правовая проблема определения места Закона в системе экологического законодательства. В силу того, что в системе экологического законодательства есть ряд кодифицированных законодательных актов (нап. кодекс о земле. водный, лесной кодексы). Закон имеет меньшую юридическую силу по отношению к ним. Для разрешения имеющегося противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса РБ.

10. Нормы м/д  права как источники эколог.права. Нац экол пр как отрасль права изначально развивается в русле принципов и норм м/д права окруж среды. Базовые пр. идеи, лежащие в основе эколого-пр. регулирования, восприняты из м/д права. Это касается ключевых понятий «окруж.среда» и «право на благоприятную окруж.среду», «устойчивое развитие» и др. Появление новых институтов в праве: охрана озонового слоя, климата, биолог разнообразия, экол безопасность генетически измененных организмов — связано с принятием междунар док-ов об охране окруж среды. Формирующиеся в м/д праве подходы к охране окруж среды яв-ся доктринальной основой для разработки нац закон-ва. Согл ст.8 Конст. признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Нормы права, содержащиеся в междун договорах РБ, вступивших в силу, яв-ся частью действующего на терр РБ закон-ва, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из межд договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригос нормат прав акта, и имеют силу того норм пр акта, кот выражено согласие РБ на обязательность для нее соответствующего междун договора. Если вступившим в силу междун договором РБ установлены иные нормы охраны окр среды, чем те, кот предусмотрены закон-ом, то применяются нормы м/д договора.

11. Понятие права собственности  на компоненты природной среды. Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих правомочие собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения природными объектами. Не все природные объекты являются объектами собственности. Природные ресурсы, которые могут быть объектами права собственности – это земля, её недра, воды, леса, растительный мир, животный мир. Не могут быть объектами – атмосферный воздух, энергетические ресурсы ветра, климатические ресурсы, солнечная радиация. В РБ две формы собственности: государственная и частная. Государственная: земли, за исключением переданных в частную собственность, недра, леса, воды, животный мир. Частная собственность (у граждан и юридических лиц): земельные участки. Субъектами права собственности является государство (органы), физические лица (граждане РБ, постоянно проживающие на её территории, либо приравниваемые к ним); юридические лица (могут приобретать земельный участок).

12. Субъекты права собственности  на компоненты природной среды. Компоненты прир.среды отнесены к огран-но оборотоспособным объектам, т.е. таким, которые могут принадлежать лишь опред-нным участникам гражд.оборота. Соотв-но формам собственности выделяются субъекты права собственности на компоненты прир.среды. Субъектом права гос.собственности явл-ся гос-во. В законод-ве не закреплено право коммунальной собственности на прир.ресурсы, находящиеся в пределах адм.-территор.единиц. Правомочия по распоряжению от имени государства-собственника осущ-т уполномоченные гос.органы - Президент, местные Советы, местные исполн. и распор. органы. В частной собственности граждан РБ, постоянно проживающих на терр.РБ или приравненных к постоянно проживающим, могут находиться зем-ные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хоз-ва (в размере до 1 гектара с учетом площади зем.участка, предоставленного для строит-ва и обслуж-ния жил.дома); строит-ва и обслуж-ния жил.дома (в размере в городах - от 0,05 до 0,15 гектара; в сельских нас-ных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара); ведения коллективного садоводства (в размере до 0,15 гектара на одного члена кооператива); дачного строит-ва (в размере до 0,15 гектара на одного члена дачного кооператива). Юрид.лица вправе приобрести зем-ные участки в частную собственность при: а) приват-ции объектов гос.собственности; б) при осущ-нии инвестиционных проектов. Решение о передаче зем-ных участков в собственность юр.лицам принимается Президентом. Иностр.гос-вам зем-ные участки могут передаваться в собственность для обслуж-ния зданий, исп-мых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностр.гос-ва в РБ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"