Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_-_EKOLOGIChESKOE_Konechnye.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

24.Финансирование  программ и мероприятий в области  охраны окруж. среды. Производится за счет: средств республиканского и местных бюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций. Следует отметить, что для финансирования природоохранных мероприятий могут привлекаться и иные внебюджетные источники, не запрещенные законодательством. Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды создаются государственные фонды охраны природы. Они являются государственными целевыми бюджетными фондами. В РБ создаются республиканский и местные (областные, Минский городской, районные и городские) фонды охраны природы. Источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы могут быть: платежи за вредное воздействие на окружающую среду; средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства РБ об охране окружающей среды; средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных. Порядок формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Направления использования средств данных фондов устанавливаются Президентом в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Наряду с государственными фондами охраны природы за счет добровольных взносов юридических лиц и граждан могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.

26. Правовое  регул-ние эколог.налообложения. В соотв-вии со ст.83 Закона «Об охране окруж среды» формой платы за природопользование является экол.налог. В соот. с Законом 1991 г. «О налоге за использование природных ресурсов (экол налог)» плательщиками указанного налога являются юр.лица РБ; иностр.юр.лица и м/д организации; простые товарищества (участники договора о совместной деят-ти); хоз-ные группы; ИП. Плательщиками налога не являются: организации, финансируемые из бюджета; ИП — плательщики единого налога с ИП и иных физ.лиц. Налогом облагаются: объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов; объемы выводимых в окруж среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осущ-щими переработку нефти; объемы перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов; объемы отходов произв-ва, размещенных на объектах размещения отходов; объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потреб.свойства, а также отходов, образующихся в рез-те уничтожения товаров, помещенных под этот режим; объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окруж среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и исп-вания. Экол.налог состоит из платежей за использование (изъятие, добычу) прир.ресурсов, размещение отходов произв-ва, за выбросы загрязняющих веществ в окруж.среду в пределах устан-ных лимитов и платежей сверх утв-ных лимитов. Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов устанавливаются СМ и местными Советами деп-тов по согласованию со спец. уполномоченными гос.органами. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окруж среду, размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается зак-вом, налог взимается в 15-кратном размере устан-ной ставки налога. За превышение устан-ных лимитов исп-вания природных ресурсов либо исп-вание природных ресурсов без установленных в соот с зак-вом РБ лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере устан-ной ставки налога.

27. Экологическая сертификация. Понимается деят-ть по подтверждению соотв-вия объектов оценки соответствия требованиям Н.П.А., в том числе технических Н.П.А., в области охраны окруж среды. Участниками экол сертификации являются: гос специально уполномоченный орган в области охраны окруж среды (Минприроды); республ. орган по сертификации Нац.системы подтверждения соотв-вия РБ (Гос.комитет по стандартизации); центр. орган по экол сертификации (учреждение «Центр м/д эколог. проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»); аккредитованные органы по экол сертификации (учреждение «Белорусский научно-исследов. центр «Экология», учреждение образования «Белорусский нац технический университет», научно-произв.республ. УП «Белорусский гос институт стандартизации и сертификации»); аккредитованные лаборатории аналитического контроля; заявители — юре лица и индивидуальные предприниматели. Объектами экол сертификации явл-ся: система управления окруж средой; продукция; компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окруж среды; оказание услуг в области охраны окруж среды. Данный перечень носит открытый характер и в него могут быть включены и иные объекты, в отношении которых в соот с законодательными актами РБ об охране окруж среды принято решение об оценке соответствия. Экол сертификация носит добровольный характер и осущ-ся по инициативе юрх и физ. лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации. По результатам экол сертификации заявитель получает экол сертификат. Если объектом сертификации являлась продукция, то заявитель имеет право маркировать указанную в сертификате продукцию Знаком экологически чистой продукции.

28.Экологическое  страхование. Экологическое страхование представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическое страхование рассматривается как один из новых элементов экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое страхование носит добровольный характер.

Суть данного вида страхования заключается в объединении ресурсов отдельных субъектов в целях компенсации возможных убытков любому из них. Экологическое страхование позволяет уменьшить издержки предприятий по удовлетворению им претензий третьих лиц в связи с ущербом, нанесенным за загрязнение окружающей среды. Выплата компенсаций самими предприятиями может привести к серьезным финансовым затруднениям, парализующим его работу. Во-вторых, страхование дает гарантию пострадавшим в получении причитающихся им в соответствии с законодательством сумм возмещения независимо от финансового положения причинителя вреда. В-третьих, экологическое страхование позволяет выполнять функции контроля за осуществлением предприятиями мер экологической безопасности. Такой контроль может проводиться на разных стадиях прохождения договора страхования. Так, при заключении договора страхования анализируется хозяйственная деятельность, проводится экологический аудит, определяется степень страхового риска, возможность и целесообразность заключения договора, приемлемые размеры страховых платежей по нему. В процессе действия договора страхования может осуществляться контроль за текущей деятельностью предприятия. В соответствии со ст. 85 Закона «Об охране окружающей среды» экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством РБ о страховании (глава 48 ГК РБ, Закон РБ от 3 июня 1993 г. «О страховании» и иные нормативные правовые акты РБ).

29. Контроль  в области охраны окруж.среды. Представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодаельства в области охраны окруж среды, обеспечение соблюдения юрми лицами и гражданами, осущ-ми хоз-ную и иную деят-ть, требований в области охраны окруж среды. В соответствии со ст.86 Закона контроль в области охраны окруж среды м/б гос-ным, ведомственным, производственным и общ-ным. Осущ-ся в целях обеспечения соблюдения гос.органами, юрид. и физ.лицами законод-ва об охране окруж среды, а также экол безопасности. Гос контроль в данной области осущ-ся Минприроды, иными специально уполномоченными республ.органами гос управления, их территор. органами, местными Советами депутатов и исполн-ными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Перечень должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять гос контроль в области охраны окруж среды, установлен постановлением СМ 2003 г..Ведомственный контроль осущ-ся органами гос.упр-ния на подведомственных им объектах. Например, Мин-во с/х и продовольствия организует внутривед. Радиац.контроль; осущ-т разработку технологий с/х производства на загрязненной радионуклидами территории, выполнение гос программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.. Министерство жилищно-коммунального хозяйства организует и осуществляет ведомственный контроль в области охраны окруж среды в организациях, подчиненных и входящих в его состав. Производственный контроль в области охраны окруж среды осуществляют юр.лица и ИП в процессе своей хоз-ной и иной деят-ти в случае, когда она оказывает вредное воздействие на окруж среду.

30. Мониторинг окруж.среды. Виды: Экологическая; экономическая. Экологический – осущ-ние  эколог.мониторинга -  система  наблюдений  за  состоянием  окруж.среды, в целях своевременного выявления, изменения, оценки и устранения последствий негативных процессов, происходящих в окруж.среде. Система мониторинга в РБ включает: мед-кий мониторинг, т.е. система наблюдения за состоянием здоровья населения; окруж.среды осущ-ся Минприроды. Виды мониторинга:  атмосферного воздуха; гидросферы, земель; общего содержания атмосферного озона;  физических явлений; радиационный; комплексный экологический (состояние отдельных экосистем); биологический; растительности; животного мира; импактный мониторинг: чрезвычайных ситуаций, т.е. систематическое наблюдение за состоянием окруж.среды в период чрезвычайных ситуаций. Локальный, т.е. наблюдение за воздействием на окруж.среду отд-ных источников. Органы монит-га – органы упр-ния природопользованием (земель – землепользованием), органы комитета по зем-ным ресурсам, геодезии и картографии, в целом – министерство природных ресурсов (станции и посты). Экономическая. Выражается в ведении кадастров всех природных ресурсов. Ведение осущ-ся в соответствии с постановлением Совмина 1993 г. «О порядке ведения государственных кадастров», там находится перечень кадастров и органы его осуществляющие. Кадастр – система необходимых и достоверных сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса. Всего в РБ 10 кадастров (всех природных ресурсов + климатический + торфяной + отходов). Специфика кадастрового учёта выражается в: Учёт ведётся по натуральной форме (качество и количество природных объектов, площадь, состав почв).  Учёт ведётся по определённой процедуре (система построения данных). Данные кадастра систематизированы. По каждому виду кадастров есть постановление СМ, регулирующее порядок ведения кадастра.

31. Оценка воздействия  на окруж.среду. ОВОС представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окруж среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Проводится на стадии предпроектных и проектных работ. ОВОС направлена на определение видов воздействия на окруж среду в результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также соответствующих изменений в окруж среде и прогнозирование ее состояния. Организуется заказчиком — инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности, проводится разработчиком — проектной или научно-исследовательской организацией по поручению заказчика одновременно с разработкой проектной документации. Заказчик обеспечивает финансирование всех исследовательских работ, необходимых для проведения ОВОС, организует ее проведение ОВОС и общественных слушаний и изучает предложения общественности о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории. Разработчик проводит ОВОС, рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.Документом, фиксирующим проведение ОВОС, является отчет о результатах ее проведения, подготовленный в соот с требованиями Инструкции Министерства природных ресурсов и охраны окруж среды о порядке проведения оценки воздействия на окруж среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, утвержденной постановлением Минприроды от 17 июня 2005 г. № 30. Этим же нормативным пр. актом утвержден Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке.При заинтересованности граждан и (или) общественных объединений заказчик представляет им необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов ОВОС, результаты оформляются в виде протокола согласования с общественностью, который прилагается к материалам ОВОС.

32. Экологическая экспертиза. Закон устанавливает принципы: обязательность, т.е. любой объект подлежит экологической экспертизе; научная обоснованность. Экологическая экспертиза осуществляется на основании научно-технических технологий; законности. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на основаниях закона и других фактов; независимость в организации и проведение экологической экспертизы; экологическая экспертиза независима, воздействие на неё запрещено; гласности. Заключается в том, что экологическая экспертиза доступна для любого; участие общественности. Кроме государственной может быть общественная экологическая экспертиза, но она рекомендательная. Объекты экологической экспертизы: предплановая, предпроектная документация по хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду; проекты планов, программ, основных направлений либо схем развития и размещения производственных сил и отраслей народного хозяйства; действующие предприятия оказывающие воздействие на окружающую среду; экологическое соответствие отдельных регионов и местностей. Субъекты (кто проводит): заказчики, подрядчики и потребители. Заказчики – государственные структуры, наделённые правом назначения экологической экспертизы (министерство природных ресурсов, совет министров). Подрядчики – исполнители задания (НИИ, подобные учреждения или самостоятельные комиссии, подбираемые компетентными органами и утверждаемые ими. Потребители – предприятия, организации, учреждения, объекты которых стали предметом экспертизы и анализа. Процесс заканчивается вынесением заключения оно обладает силой надведомственного документа, обязательного к исполнению. Проведение гос.экологической экспертизы финансируется из бюджета и за счёт средств, поступающих от заказчика. Эксперты несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заключении. Общ-ная эколог.экспертиза проводится по инициативе общ.организаций негос-ными структурами. Заключение имеет рекомендательный характер.

33. Нормирование в области  охраны окруж.среды.  Нормирование – это деят-ть по установлению нормативов, предельно допустимых воздействий чел-ка на окруж.природную среду. Общие требования к содержанию норм: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рац-ного использования и воспроизводство природных ресурсов. Нормативы: сан.-гигиенические нормативы, т.е. те, которые ориентированы на показание здоровья человека в зависимости от состояния окружающей среды. Это: нормативы предельно допустимых концентраций (НПДК) (в зависимости от кол-ва загрязнений для каждой территории); НПДК уровней и воздействий радиации, шума, вибрации магнитных полей; НПДК остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания; производственно-хозяйственные нормативы: норма выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ). Они устанавливаются в отношении каждого источника выброса; технологические правила; строительные правила; градостроительные правила; комплексные нормативные качества (ПДН) предельно допустимые нормативы нагрузки на охраняемую природную среду: нормативы санитарных и защитных зон для охраны водоёмов, населённых пунктов (зелёные зоны).  

34. Экологический аудит. Экол аудит представляет собой независимую комплексную документированную проверку соблюдения юрми лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окруж среды (в т.ч. нормативов и технических Н.П.А.), а также требований международных стандартов с целью обеспечения экол безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окруж среду хозяйственной и иной деятельности. По результатам экол аудита производится подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окруж среду. Экол аудит проводится за счет собственных средств проверяемых юрх лиц или индивидуальных предпринимателей и может носить добровольный или обязательный характер. В обязательном порядке экол аудит осуществляется: при приватизации предприятий; при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деят-ти ИП, оказ-щих вредное возд-вие на окруж среду. Экол аудит проводится юрми лицами или ИП, имеющими лицензию на данный вид деятельности, выдаваемую Минприроды. Аудиторы могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экол безопасности производства на проверяемых объектах.Правила проведения экол аудита, аттестации экол аудитора, представления заключения о проведении экол аудита, представления отчетности о проведении экол аудита утверждены постановлением Минприроды 2006 г.

35. Учету в области охраны окруж среды подлежат вредные воздействия на окруж среду (объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окруж среду; виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окруж среду; виды и величина вредных физических и иных воздействий на окруж среду) и используемые природные ресурсы. Зак-вом предусмотрены два вида учета в области охраны окруж среды: гос учет и учет, проводимый юрми лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Гос учет проводится территориальными органами Минприроды, а также иными специально уполномоченными республиканскими органами гос управления. Гос учет в области охраны окруж среды осуществляется в целях гос регул-ния природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окруж среду. Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окруж среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окруж среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и гос статистическому учету. Под экологическим паспортом предприятия понимается документ, включающий данные по использованию юрм лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окруж среду. Порядок ведения экол паспорта предприятия устанавливается Минприроды. В Инструкции о порядке проведения гос экол экспертизы содержится норма об экологическом паспорте проекта, который представляется в ряде иных документов проектной документации на гос экол экспертизу. Экол паспорт проекта разрабатывается для: промышленных объектов, объектов мелиоративного и водохозяйственного строительства; линейных сооружений (трубопроводы, автодороги, линии передачи, связи и тому подобное) и представляется в Министерство природных ресурсов и охраны окруж среды РБ в 4 экземплярах, а в его территориальные органы — в 3 экземплярах. В данной области отношений действует также ГОСТ 17.0.0.04-90 «Охрана природы. Экол паспорт промышленного предприятия. Основные положения».

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"