Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_-_EKOLOGIChESKOE_Konechnye.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

36. Учет природных  ресурсов и ведение природных  кадастров. Виды: Экологическая; экономическая. Экологический – осущ-ние  эколог.мониторинга -  система  наблюдений  за  состоянием  окруж.среды, в целях своевременного выявления, изменения, оценки и устранения последствий негативных процессов, происходящих в окруж.среде. Система мониторинга в РБ включает: мед-кий мониторинг, т.е. система наблюдения за состоянием здоровья населения; окруж.среды осущ-ся Минприроды. Виды мониторинга:  атмосферного воздуха; гидросферы, земель; общего содержания атмосферного озона;  физических явлений; радиационный; комплексный экологический (состояние отдельных экосистем); биологический; растительности; животного мира; импактный мониторинг: чрезвычайных ситуаций, т.е. систематическое наблюдение за состоянием окруж.среды в период чрезвычайных ситуаций. Локальный, т.е. наблюдение за воздействием на окруж.среду отд-ных источников. Органы монит-га – органы упр-ния природопользованием (земель – землепользованием), органы комитета по зем-ным ресурсам, геодезии и картографии, в целом – министерство природных ресурсов (станции и посты). Экономическая. Выражается в ведении кадастров всех природных ресурсов. Ведение осущ-ся в соответствии с постановлением Совмина 1993 г. «О порядке ведения государственных кадастров», там находится перечень кадастров и органы его осуществляющие. Кадастр – система необходимых и достоверных сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса. Всего в РБ 10 кадастров (всех природных ресурсов + климатический + торфяной + отходов). Специфика кадастрового учёта выражается в: Учёт ведётся по натуральной форме (качество и количество природных объектов, площадь, состав почв).  Учёт ведётся по определённой процедуре (система построения данных). Данные кадастра систематизированы. По каждому виду кадастров есть постановление СМ, регулирующее порядок ведения кадастра.

37. Лицензирование природопользования. Лиценз-ние – основной вид предост-ния права. Это разрешение компетентного гос.органа на осущ-ние конкретного вида деят-ти владельцу лицензии.  Сейчас широко распространено и закреплено законодательством: кодекс «О недрах», закон «Об охране и использовании животного мира». Признаки  лиценз-ния: акт собственника прир.ресурса. Выдаётся спец-ным уполномоченным гос.органом (Минприроды).; форма проявления госконтроля за исп-ванием прир.ресурсов, т.е. устан-ный срок, условия использования, возможные нарушения; средства регул-ния общ.отношений данной области. Лицензия м/б классифицирована: в зависимости от срока действия –  разовая (на отстрел); краткосрочная; долгосрочная (не менее 5-ти лет); по предоставленным полномочиям: отдельные (на осущ-ние одного вида природопользовательской деят-ти); комплексные (несколько видов: для геолог.исследования недр и добычи полезных ископаемых). Органы, выдающие лицензии: Минприроды (обл.комитеты); комитет лесного хозяйства; комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии. Функции лицензирования: информационная (собирает, накапливает инф-цию о масштабах эколог.деят-ти); предупредительная (установление пределов, ограничение и воздействие на природу); контрольная; функция гаранта реализации прав граждан и юрид.лиц в области охраны окруж.среды и природопользования.

38. Разрешение споров  в области использования природных  ресурсов и охраны окруж.среды. Споры в области использования природных ресурсов и охраны окруж среды разрешаются уполномоченными органами гос управления и (или) судом. Институт разрешения споров в области использования и охраны природных ресурсов сложился в природоресурсном законодательстве. Этому виду споров свойственен внесудебный порядок их разрешения. Такие споры разрешаются органами гос управления, предоставляющими при родные ресурсы в пользование. Так, ст.99 Водного кодекса устанавливает, что споры по вопросам использования и охраны вод разрешаются органами, осущ-ми гос.управление в области использования и охраны вод, и судами. Ст. 104 Лесного кодекса определяет, что споры о лесопользовании разрешаются Мин-вом лесного хоз-ва, местными исполн-ными и распоряд-ными органами и судами. В соотв-вии со ст.56 Кодекса о недрах споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами гос управления в соот с их полномочиями в области недропользования и судами. Земельные споры, кроме споров, связанных с правом собственности на землю согласно ст.148 Кодекса о земле, разрешаются исполнительными и распорядительными органами или судом. Споры, связанные с обращением с объектами растительного мира, разрешаются специально уполномоченными республиканскими органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами и (или) судом. Ст.72 Закона «Об охране и использовании животного мира» устанавливает, что споры по вопросам пользования животным миром разрешаются судами. В суд.порядке разрешаются, как правило, споры, вытекающие из имущественного характера отношений по использованию природных ресурсов, т.е. имеющие гражданско-правовую основу.Споры в области охраны окруж среды разрешаются Минприроды или его территор-ми органами и (или) судом.

39. Понятие и сущность  эколого-правовой отв-ти. Под юрид.отв-тью за эколог.правонарушения понимают отношения между гос-вом в лице в лице спец.уполномоченных органов, в т.ч. и правоохранительных и совершившим эколог.правонарушение лицом по применению к нарушителю мер гос.принуждения. Эколог0-правовая отв-ть рассматривается в перспективном смысле – это обязанность соблюдения норм эколог.права, а в ретроспективном -  это обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушителям норм эколог.права. Юрид.отв-ть обладает признаками:  применяется в 2 формах: активной и ретроспективной; является одной из форм государственного принуждения и применяется гос.органами; применяется на основе предусмотренного законом правоприменительного акта; применение юрид.отв-ти регламентируется системой процесс.правил, предусмотренных различными отраслями права; юрид.отв-ть наступает лишь в том случае, когда правонарушение бесспорно доказано в установленном законе порядке. Специфические признаки: правонарушение всегда складывается в сфере взаимодействия общества и природы; объектом посягательства выступают чисто экологические элементы окружающей среды; наступает за нарушение правил экологического пользования. Виды ответственности: по способам воздействия: компенсационная; репрессивная; объективная, по факту причинения вреда; субъективная, только при наличии у субъектов вины правонарушения. В зависимости от применяемых санкций: дисциплинарная;  административная; уголовная. В зависимости от того к какому виду экологических отношений относится: земельно-правовая; водно-правовая и т.д. Функции юрид.отв-ти: стимулирующая; компенсационная, направленная на возмещение любого причинённого вреда; превентивная (предупредительная); карательная, наказываются лица, виновные в совершении экологических правонарушений. Принципы отв-ти: законности; равенства всех граждан перед законом; справедливости; гуманизма; дифференцированного возложения отв-ти; личной виновной ответственности.

40. Экологическое правонарушение: понятие и виды. Под эколог.правонарушением понимают противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный в РБ эколог.правопорядок и причинение вреда гос-ву, природопользователям и окруж.среде. Элементы экологического правонарушения: объекты; субъекты;  объективная сторона; субъективная сторона. Под объектом экологического правонарушения понимают: право собственности на природные объекты, порядок природопользования и охраны природных объектов,  права и законные интересы юридических и физических лиц природопользователей;  природная среда и здоровье человека. В качестве предмета посягательства могут выступать отдельные природные объекты. Субъектами м/б физ-кие и юрид.лица РБ, так и иностранные. Спец.субъектами могут выступать должн.лица. Признаки: объект.сторона выражается в деянии (действии или бездействии); противоправное поведение нарушителя; причинение вреда в рез-те нарушения или угроза причинения вреда; причинно следственная связь между противоправным поведением нарушителя и причинённым вредом. Субъект.сторона хар-ся наличием вины: умышленной или неосторожной. Факультативные признаки субъект.стороны: мотив и цель правонарушения. Виды: по содержанию: нарушение права собственности; нарушение порядка пользования и охраны прир.объектов, вызывающих загрязнение, засорение и истощение. В зависимости от санкций: уголовная; дисциплинарная; административная; гражданская. По видам экол. правоотношений: земельные; водные и т. д.

41. Адм-ная отв-ть  за экологические правонарушения. Адм.отв-ть означает применение компетентными органами и должн.лицами в установленном порядке адм.взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Адм.отв-ть предусматривается в эколог.законодательстве: в кодексах РБ о земле, о недрах, лесном и водном, а также в Законе «Об охране окружающей среды» и т. д. Конкретные виды административной ответственности устанавливаются в Кодексе РБ об административных правонарушениях. Так, глава VII «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры» (ст. 52 – 89) определяет ответственность за нарушение земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах  и предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 3 минимальных заработных плат и на должностных лиц – от 3 до 10 минимальных заработных плат. К административной ответственности можно отнести и такие меры административного взыскания как предупреждение, лишение специального права (природопользования) юридического лица, принудительное прекращение деятельности предприятия.

42. Уголовная  ответсвенность за экологические  правонарушения. К угол-ной отв-ти привлекаются лица, виновные в причинение значительного ущерба природной среды, в деянии которых содержатся признаки общ.опасности. Под эколог-ким преступлением понимается виновное, общ.опасное деяние, посягающее на эколог-кий правопорядок и причиняющая вред окруж.среде и здоровью человека. Глава 26 УК отв-ть за преступления: преступлениями признаются  совершённые умышленно или по неосторожности общ.опасные деяния, причиняющие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному миру и другим природным объектам. УК устанавливает размер ущерба. Крупным размером ущерба признаётся размер ущерба на сумму в 250 и более раз превышающую размер б/в, установленный на день совершения преступления, особо крупным – в 1000 и более раз превышающую размер такой б/в. По ряду преступлений (незаконная охота и др.) действует адм-ная преюдиция. Санкции: штраф; исправительные работы на срок до 2 лет; арест на срок до 6 месяцев; ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет; лишение свободы от 2 до 10 лет; лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деят-тью. Угол-ная отв-ть применяется судами в порядке, установленном УПК.

43. Гражданско-правовая  ответственность. Гражд.-правовая отв-ть представляет собой, основанную на законе имущественно правового воздействия на нарушителя, выражающееся в лишении определённых имущ-ных прав или возложенных на него имущественных обязанностей. Условиями гражд.-правовой отв-ти явл-ся: противоправность поведения нарушителя; причинение вреда; вина нарушителя; причинно-следственная связь между противоправностью и причинением вреда. Вред состоит из 2 частей: ущерб – реальные потери; убыток – расходы на восстановление, неполученные доходы, эколог-кие потери. Способами устранения вреда явл-ся: взыскание убытков в связи с неисполнением договора; признание совершённой сделки недействительной; возмещение вреда. При возмещении вреда, причинённого природным объектам, м/б использован таксовый метод исчисления вреда. Такса – это условная единица исчисления ущерба. Два порядка возмещения вреда: добровольный; судебный. Вред, причиняемый окружающей среде или здоровью населения, возмещается в полном объёме. Порядок возмещения вреда установлен в ГК. Привлечение к гражданско-правовой отв-ти осущ-ся независимо от других видов юридической ответственности.

44. Правовые  формы возмещения вреда, причиненного  природной среде правомерной  хоз-ной деят-тью. В соот со ст. 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных зак-вом . К таким случаям экологическое зак-во относит:1) уплату платежей за природопользование, установленных в соот с ст. 79 Закона «Об охране окруж среды»; Законом 1991 г. «О налоге за использование природных ресурсов (экол налог)»; 2) возмещение потерь с/х и лесохоз-ного произв-ва предусмотрено ст.134 Кодекса о земле, ст.103 Лесного кодекса. Порядок возмещения определен постановлением СМ 1999 г. Потери с/х и лесохоз-ного производства возмещаются юрид. и физ.лицами: которым отводятся с/х земли либо земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства; вокруг объектов которых устан-ся охранные, санитарные и защитные зоны с исключением с/х земель либо земель лесного фонда из оборота или переводом их в менее ценные земли. Возмещение потерь с/х и лесохоз-ного произв-ва осущ-ся указанными лицами до отвода им зем.участка в натуре (на местности) в доход гос-ва. Зак-вом предусмотрены случаи, когда такие потери не возмещаются (при строит-ве жилых домов, школ, организации заповедников, нац.парков и др.); 3) возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием зем-ных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юрид. лиц, граждан или индивидуальных предпринимателей, которым отведены изъятые земельные участки. Возмещение убытков производится лицами, которым отведены изымаемые земельные участки, а также лицами, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, или ухудшение качества близлежащих земель. Убытки возмещаются землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков, понесших эти убытки, в полном объеме, включая упущенную выгоду.

45. Земли как  обьект использования и охраны. В соответствии со ст. 5 Кодекса РБ о земле Советы депутатов предоставляют земельные участки во владение и пользование. Право владения землей означает охраняемую законом возможность факт-го обладания ею ст.52 Кодекса о земле - граждане РБ имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение зем.участков в след.случаях: личное подсобное хозяйство, строительство дома, садоводство, животноводчество, дача, народные промыслы, наследство. Ст. 64 предусматривает, что в постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам и др. для ведения с/х производства. Пользование землей предусмотрено ст. 8 Кодекса о земле и означает возможность извлекать из земли ее полезные свойства. Пользование может быть постоянным или временным. Постоянное пользование - без заранее установленного срока. (ст. 55 Кодекса о земле - огородничество ст. 74 сенокошение, ст. 96 пром. и транспорт. предприятия, ст. 98 оборона). Временное - краткосрочное до 3-х лет, долгосрочное от 3 до 10. Самостоятельный вид пользования – аренда. Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, и иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. Земля предоставляется гражданам, колхозам, совхозам, предприятиям, иностранцам. Право землевладения и землепользования следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок рационального использования земли в соответствии с целью или право владения и пользования землей, т. е. непосредственной эксплуатации земли как природного ресурса с целью получения какого либо блага. Основания возникновения права землепользования и землепользователя - предоставление в порядке отвода ст. 15 Кодекса о земле. Основания и порядок прекращения права пользования и владения - ст. 35-38 Кодекса о земле

46. Правовые меры охраны земель. Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рац-ному использованию прир.объектов, ресурсов и комплексов подразделяются: на предупред-ные; запрет-ные; восстановительные; карательные. В ст.135 Кодекса о земле содержатся предупред-ные меры — «система рац-ного использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий хар-р и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окруж.среды». Ст.40 Кодекса определяет меры запретительного хар-ра, когда устанавливается запрет на изъятие с/х земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, нац-ных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резервантов для строит-ва объектов, не связанных с их целевым назначением. Нормы Кодекса по возмещению в полном объеме убытков, причиненных нарушением прав землепольз-лей, землевладельцев и собственников земельных участков, а также по возврату самовольно занятых земельных участков и приведению их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки юридических лиц относятся к восстановительным мерам. Сюда же можно отнести нормы ст.101 Закона «Об охране окруж.среды», в соотв-вии с которыми вред, причиненный окруж.среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством. К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законод-ве, в соотв-вии с которыми лица, виновные: в самовольном занятии земельных участков; порче с/х и других земель, загрязнении их хим-ми и радиоактивными вещ-ми, произв-ными отходами, сточными водами; засорении земель строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами; размещении, строит-ве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользовании земельных участков или использовании их не в соотв-вии с теми целями, для которых они предоставлены; невыполнении требований природоохранного режима использования земель; использовании земельных участков не в соотв-вии с теми целями, для которых они предоставляются; невыполнении условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы; несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; уничтожении, самовольном переносе межевых знаков границ землепользовании и землевладений; искажении сведений, содержащихся в земельно-кадастровой книге сельского исполн-ного и распоряд-ного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель, несут гражд-кую, адм-ную или угол-ную отв-ть в соотв-вии с законод-вом РБ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"