13. Содержание права собственности
на компоненты природной среды. В соответствии
со ст. 210 Гражданского кодекса РБ собственнику
принадлежат права владения, пользования и распоряжения
своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению
совершать в отношении принадлежащего
ему имущества любые действия, не противоречащие
зак-ву, общественной пользе и безопасности,
не наносящие вреда окруж.среде, историко-культурным
ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых
законом интересов других лиц, в том числе
отчуждать свое имущество в собственность
другим лицам, передавать им, оставаясь
собственником, права владения, пользования
и распоряжения имуществом, отдавать имущество
в залог и обременять его другими способами,
а также распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение
землей и другими компонентами природной
среды в той мере, в какой их оборот допускается
зак-вом, осущ-ся их собственником свободно.
Ограничения в осуществлении права собственности
на компоненты природной среды обусловлены
требованием о целевом характере их использования
и кругом субъектов, в собственности которых
могут находиться компоненты природной
среды в соот с зак-вом РБ.
14. Охрана права собственности
на компоненты прир.среды. Природоресурсное
зак-во предусматривает признание недействительными
сделок, нарушающих право гос.собственности
на компоненты природной среды (ст.159 Кодекса
о земле, ст.55 Кодекса о недрах, ст.94 Водного
кодекса, ст.67 Закона «Об охране и исп-вании
жив.мира», ст.74 Закона «О раст-ном мире»).
Самовольная переуступка права пользования
компонентами прир.среды, а также другие
сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие
право гос.собственности на компоненты
прир.среды, явл-ся недейств-ми. Самовольно
занятые участки (земельные, леса, водные
объекты) возвращаются по их принадлежности
без возмещения затрат, произведенных
за время незаконного пользования. Приведение
участков в пригодное для исп-вания состояние,
включая снос строений, производится за
счет лиц, самовольно занявших такие участки.
Вещно-прав. способами защиты права собственности
явл-ся виндикационный и негаторный иски.
В соотв-вии со ст.282 ГК собственник вправе
истребовать свое имущ-во из чужого незаконного
владения (виндикационный иск). Ст.285 ГК
предусматривает защиту прав собственника
от нарушений, не связанных с лишением
владения (негаторный иск). Собственник
может требовать устранения всяких нарушений
его права, хотя бы эти нарушения и не были
соединены с лишением владения.
15. Право общего природопользования. Право природопользования в общем смысле
представляет собой систему прав.норм,
устан-щие порядок и условия исп-ния отд-ных
природных объектов. В субъект.смысле
– право конкретного субъекта использовать
предоставляемые ему прир.объекты. В зависимости
от предоставляемого ему природного объекта
в право природопользования выделяют:
землепользование (с/х землепользование,
землепользование насел.пунктов); водопользование;
лесопользование; недропользование. В
зависимости от хар-ра и правомочий субъекта
делятся на: общее, спец-ное, совместное
и обособленное. Общее использование –
без какого-либо разрешения в силу гражда.правоспособности
(собирать ягоды, грибы). Спец-ное – исп-вание
природных объектов на основании спец.разрешения,
лицензии либо с применением техн.устройств
и сооружений (пользователи – в большинстве
юрид.лица). Совместное право природопользования
– признаётся использование одного природного
объекта несколькими субъектами. Обособленное
- когда один природный объект
используется одним субъектом
Первичное – предоставлено в собственность
гос-вом. Вторичное – предоставленное
в пользование природопользователем.
В зависимости от срока действия
права делятся: постоянное – без заранее
установленного срока возврата; временное
делится на краткое (1-3 года) и долгосрочное
(от 3 до 10 л.). Принципы: рац-ного природопользования
- эффективное пользование с наименьшими
затратами; целевого исп-вания – это
обязанность; устойчивости права
природопользования – заинтересованность
природопользователя в длительном пользовании.
Есть исчерпывающий перечень
прекращения права природопользования;
платности (налог, арендная плата,
платежи).
16. Право спец-го природопользования. Спец-ное природопользование — осущ-ние природопользования в процессе
эконом. деят-ти. Право спец. природопользования
характ-ся признаками. Разрешительный характер — ведущий
признак, отличающий право спец.природопользования
от права общего природопользования. Целевой характер. При предоставлении
природного ресурса в пользование гос.орган
указывает цель (вид) природопользования.
Закреплен в природоресурсном законод-ве
(ст.4 Кодекса о земле, ст.20 Водного кодекса,
ст.25 Кодекса о недрах, ст.46 Лесного кодекса).
Исп-вание природного ресурса не в соот.
с указанной в док-те целью явл-ся основанием
для прекращения права спец.природопользования.
С целевым характером исп-вания природных
ресурсов тесно связано понятие рац-ного природопользования. Рациональным в соот. с эколог.зак-вом
признается природопользование, которое
характ-ся устойчивостью, т.е. длительным
хар-ром исп-вания прир.ресурса без снижения
его первоначальной кадастровой оценки.
Рац.хар-ру природопользования способствует
и его платность. Платный
характер спец-ного природопользования
урегулирован Законами «Об охране окруж
среды», «О налоге за исп-вание прир.ресурсов
(экол.налог)». Платежи за природопользование
включают платежи за исп-вание природных
ресурсов и платежи за вредное воздействие
на окруж.среду. Рац-ному природопользованию
также способствует установление его сроков. Спец-ное
природопользование м/б постоянным (без
заранее установленного срока) или временным.
Временное выступает как краткосрочное
или долгосрочное. Сроки временного пользования
установлены природоресурсным зак-вом
(землепользование может быть краткосрочным
- до 3 лет и долгосрочным - от 3 до 10 л.).
17. Права и обязанности
природопользователей. Общее содержание права природопользователей
заключается в правомочиях и обязанностях
субьектов этого права по владению и пользованию
соотв-щими природными ресурсами. Правомочия
собств. и правомочия природопольз. по
своей сущности различны. Собственник
пр. ресурсов имеет более широкие правомочия
(право владения, пользования, распоряжения).
Право природопользования явл-ся производным
и зависимым от права гос.собственности
на пр.есурсы и пр.обьекты. Только собственник
в лице респ-ки может определить содержание
права владения и пользования природопользователей.
Правомочия по владению и пользованию
в праве гос.собств. не зависимы друг от
друга (республика вправе владеть землей,
не пользуясь ею); в праве природопользования
они взаимосвязаны (природопользователь
не может владеть природным ресурсом или
обьектом природы не пользуясь им). Содержание
прав.института природопользования заключается
в соответств. правах и обязанностях субьектов
этого права. Эти права и обязанности составляют
содержание норм института природопользования.
18. Право граждан на благоприятную
окруж. среду и гарантии этого права. Право на благоприятную окружающую среду
впервые провозглашено в международных
документах, согласно которым человек
имеет основное право на свободу, равенство
и благоприятные условия жизни в окружающей
среде, качество которой позволяет вести
достойную и процветающую жизнь, и несет
главную ответственность за охрану и улучшение
окружающей среды на благо нынешнего и
будущих поколений. Конституция РБ декларирует
право граждан на благоприятную окружающую
среду и на возмещение вреда, причиненного
нарушением этого права (ст. 46). В Законе
«Об охране окружающей среды» закреплены
право на благоприятную окружающую среду
и иные экологические права граждан. Право
на благоприятную окружающую среду принадлежит
гражданину от рождения и подлежит защите
как личное неимущественное право, не
связанное с имущественным, в порядке,
установленном законодательством РБ.
Моральный вред, причиненный гражданину
нарушением этого права, подлежит компенсации
в соответствии с законодательством РБ
(ст.ст. 12, 14). Право на благоприятную окружающую
среду обеспечивается планированием
и нормированием качества окружающей
среды, мерами по предотвращению вредного
воздействия на окружающую среду и ее
оздоровлению, предупреждению и ликвидации
Последствий аварий, катастроф и стихийных
бедствий: возмещением вреда, причиненного
жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного
воздействия на окружающую среду;
предоставлением полной, достоверной
и своевременной информации о состоянии
окружающей среды и мерах по ее охране;
обжалованием решений и действий (бездействия)
государственных органов, организаций
и должностных лиц; судебной защитой, самозащитой
и получением квалифицированной юридической
помощи; деятельностью общественных объединений;
контролем в области охраны окружающей
среды (ст. 13 Закона «Об охране окружающей
среды).
19. Эколог.права
и обязанности граждан и общ.объединений. Закон «Об охране окруж среды» определяет
перечень экологических прав и обязанностей
граждан (ст. 12) и общ.объединений (ст. 15).
Граждане имеют право:создавать общест
экол объед и общест фонды охраны природы;
обращаться в органы гос управления, иные
организации и к дол лицам для получения
инфор о состоянии окр среды и мерах по
ее охране; принимать участие в подготовке
и обсуждении материалов по оценке воздействия
на окр среду планируемой хоз и иной деятельности
(ОВОС); вносить предложения о проведении
обществ экол экспертизы и участвовать
в ее проведении; оказывать содействие
гос органам в решении вопросов охраны
окр среды; осуществлять общественный
контроль в области охраны ок среды; обращаться
в гос органы с жалобами, заявлениями и
предлож по вопросам, касающимся охраны
окруж среды, вредного воздействия на
окр среду, и получать своевременные и
обоснованные ответы; требовать компенсации
имущественного ущерба и материального
возмещения морального вреда от органов,
учр, орг-ций или предприятий, долж лица
которых допустили нарушение прав и свобод
граждан при рассмотрении их обращений;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда,
причиненного их жизни, здоровью, имуществу
в результате вредного воздействия на
окр среду. Граждане обязаны: соблюдать
зак-во РБ об охране окруж среды; повышать
экол культуру, содействовать воспитанию
в этой области подрастающего поколения;
беречь и охранять природную среду и рационально
использовать природные ресурсы; выполнять
требования, установленные в целях борьбы
с бытовым шумом в общественных местах;
выполнять предписания органов и долж
лиц, осуществляющих гос экол контроль;
возмещать вред, причиненный их действиями
окр среде, и т.д. Содержание прав и обязанностей
общественных объед, осущ-щих свою дея-ть
в области охраны окр среды, корреспондирует
содержанию экол прав и обязанностей граждан.
20. Понятие
гос.управления природопользованием
и охраной окр.среды. Гос.регул-ние – воздействие на общ-во
с целью его упорядочения и развития. Это
организация исполнительно-распорядительной
деят-ти гос.органов. Цель – обеспечение
рац-ного использования природных ресурсов
и охраны окруж.среды. Особенности гос.регул-ния
экологией: юрид.основанием регул-ния
явл-ся преимущественное право гос.собственности
на природные ресурсы; комплексный характер
регулирования. Любой природной объект
связан с другим. Планирование, использование
природных объектов делается с учётом
влияния этих мер на другие природные
ресурсы и в других регионах; регулирование
эколог.отношений осущ-ся не только по
адм.-территор.признаку, но и по природно-географическому.
Гос.регулирование экологией – основанное
на преимущ-ном праве гос.собственности
на природные ресурсы деят-ть исполн.-распорядительных
органов гос-ва по организации, рациональном
использовании прир.ресурсов и эффективной
охраны окруж.природной среды. Содержание:
принцип законности. Реализуется для соблюдения
норм.актов; принцип плановости гос.регулирования
природопользования и охраны окруж.среды;
сочетание гос. регул-ния с местным самоуправлением;
сочетание демократических начал с единоначалием.
Формы управления (правовые и неправовые)
– это внешнее проявление регулирующей
деят-ти. Правовые – правотворческая деят-ть,
правоприменительная и правоохранительная.
Неправовые – оперативное хоз.распорядительство.
Обеспечивают исполнителей необходимыми
средствами для выполнения необходимых
функций. Методы гос.управления: метод
обязательных предписаний (императивный).
Исп-зуется в управленческих отношениях;
рекомендации, т.е. решение не имеет обязательной
силы; метод санкционирования. Обязательный
акт, принимаемый после утверждения
компетентным органом; разрешение – полное
самоуправление. Функции; учёт прир.ресурсов
путём ведения кадастров и мониторинга;
распределение и перераспределение природных
ресурсов. Осущ-ся предоставлением прир.ресурсов;
планирование по охране, исп-ванию прир.объектов
и их фин-вания. Планирование – планы,
программы, бюджет. Фин-рование – из бюджетов,
добровольных пожертвований; пространственно-территориальное
устройство прир.объектов; контроль; разрешение
споров.
21. Адм-ный механизм
управления природопользованием
и охраной окруж.среды. Механизм
упр-ния в области природоп-ния и охраны
окруж среды включает методы, формы, функции
управления и систему гос органов, осущ-щих
управление в данной области. Методы управления
в области природопользования и охраны
окруж среды представляют собой способы
воздействия на поведение и деятельность
управляемых с целью обеспечения рационального
природопользования, воспроизводства
и охраны окруж среды. Выделяют след. методы
управления в области природопользования
и охраны окруж среды: административные,
т.е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью
гос принуждения. В рассматриваемой области
являются преобладающими; - эконом., создающие
условия эконом. заинтересованности юрх
лиц и ИП в реализации природоохранных
мер. Закон «Об охране окруж среды» закрепляет
эконом. механизм в области природопользования
и охраны окруж среды; методы морального
стимулирования, которые реализуются
как посредством применения мер поощрительного
характера, так и в форме воздействия на
нарушителей. Форма управления в области
природопользования и охраны окруж среды
означает юрй способ внутренней организации
управленческой деятельности и внешнего
организационного воздействия на управляемые
объекты. Выделяют правотворческую, правоприменительную
и правоохранительную деятельность государства
как внешнее проявление пр. форм управления.
Под функциями гос управления в области
природопользования и охраны окруж среды
понимаются наиболее характерные, специфические
по своему содержанию обособленные виды
деятельности, воздействующие на экологические
отношения и связи, составляющие единый
хозяйственный механизм.
22. Эконом.механизм
охраны окруж.среды и природопользования. Регул-ние охраны окруж среды и природопользования
выражается в сочетании административно-пр.
средств воздействия и мер экономического
характера. И если метод административно-пр.
воздействия исходит из отношений власти
и подчинения, то экономический механизм
опирается на материальную заинтересованность
исполнителя в достижении реальной цели.
Задачами внедрения экономических методов
являются: обеспечение эколого-экономиче-ской
согласованности между общественными
интересами и интересами отдельных субъектов-природопользователей;
дополнение механизмов регулирования
хозяйственной деят-ти эконом-ми элементами
стимул-ния; обеспечение оптимального
исп-вания фин.ресурсов на природоохранные
цели. Экономический механизм охраны окруж
среды и рационального природопользования
- совокупность предусмотренных зак-вом
экономических мер, которые обеспечивают
охрану окруж среды и рациональное природопользование.В
соответствии со ст.79 Закона «Об охране
окруж среды» эконом. механизм охраны
окруж среды и природопользования включает
следующие элементы:разработку гос прогнозов
и программ социально-экономического
развития РБ в части рационального использования
природных ресурсов и охраны окруж среды;финансирование
программ и мероприятий по рациональному
использованию природных ресурсов и охране
окруж среды;создание фондов охраны природы;установление
платежей за природопользование; проведение
экономической оценки природных объектов;
проведение экономической оценки воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окруж среду; установление мер экономического
стимулирования в области охраны окруж
среды; возмещение в установленном порядке
вреда, причиненного в результате вредного
воздействия на окруж среду; экологическое
страхование.В состав экономического
механизма входят как традиционные элементы
(эколог. налогообложение), так и новые,
возникновение которых связано с переходом
к рыночным отношениям в современных условиях
(проведение эконом.оценки природных объектов).
23.Система органов гос.управления
природопользованием и охраны
окруж.среды. Все органы, имеющие полномочия в природопользовании
составляют систему: общей компетенции,
осущ-т эколог.функцию в ряде функций:
Президент, СМ, Парламент, местные советы
депутатов и исполнительные комитеты.
Нац.собрание определяет гос.эколог. политику
путём издания законод-ных актов, разработки
и утверждения гос. экол.программ. СМ реализует
гос.экологическую политику, создаёт республ-кий
фонд охраны природы, утверждает перечень
особо ценных прир.ресурсов и объектов
окруж.среды, утверждает порядок разработки
эколог.нормативов, лимитов использования
природных ресурсов – выбросов и сбросов,
загрязняющих веществ. Местные советы
депутатов планируют природопользование
и охрану окруж.среды, финансируют и обеспечивают
(материально и технически) эколог.программы
на соотв-щей территории; принимают решения
о запрещение деят-ти предприятий-загрязнителей;
обеспечивают население необходимой эколог.информацией
и др. Они могут делегировать свои полномочия
местным исполнит.комитетам, местным комитетам
по природным ресурсам. Природоохранные
органы: Суды (общие и хоз-ные),
прокуратура, ОВД. Виды: комплексные, отраслевые
и функциональные. Комплексные – управления
всеми прир.объектами (мин-ва). В мин-ве
– департаменты и отделы. В области –
областные комитеты, в районах – инспекции.
Полномочия мин-ва: контроль за деят-тью
всех ведомств в области охраны окруж.среды;
организация мониторинга окруж. Среды;
осуществление гос.эколог.экспертизы;
выдача и аннулирование лицензии; разработка
гос.эколог.программ; ведение Красной
Книги РБ. Отраслевые – регулируют отд-ные
эколог.отношение. Это: комитет лесного
хоз-ва; комитет по земельным ресурсам,
геодезии и картографии при Совмине; комитет
рыбоохраны при Минприроды. Функциональные
– те органы, которые имеют отдельные
функции по управлению отдельными отношениями;
мин-во с/х и продовольствия (контроль,
планирование, использование земель с/х
назначения); мин-во здравоохранения и
комитет Санипеднадзора (контроль за состоянием
водных ресурсов и воздуха); комитет по
проблемам преодоления последствий катастрофы
на ЧАЭС (контроль за использованием радиоактивных
земель); департамент по надзору за безопасным
ведением работ в промышленности и атомной
энергетике (контроль, надзор, лицензирование
по использованию природных недр).