Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
- экологические знания и умения;
- экологическое мышление;
- ценностные ориентации;
- экологически оправданное поведение.
Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.
Целью нашей работы является рассмотреть систему проведения занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у детей 6-7 лет.
Задачи:
-Рассмотреть понятия «
-Изучить теоретические основы
зарубежных и отечественных
-Раскрыть структуру
-Изучить особенности раститель
-Провести опытно-
-Составить методический материал. Выполнить подборку специальных занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.
Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделить воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Для реализации целей и задач работы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры у старших дошкольников посредством занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.
Объект исследования – специальная серия занятий по по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет.
Было выдвинуто предположение о гипотезе, что формирование начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при использовании специальной серии занятий по ознакомлению с миром растений и животных родного края .
Реализация данной гипотезы идет через следующие направления:
-уточнение и углубление
- формирование элементарных
представлений о причинно-
-развитие гуманного
- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
-выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
- развитие познавательного интереса к окружающему миру;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
В своей работе, мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта.
Апробация исследования происходило в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении №7 «Колокольчик» в подготовительной группе .
Понятие экологической культуры соединяет в себе знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и в ознакомлении с родной природой руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно—волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и её главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.
Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. Академик Б.Т Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строится на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно—эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. В.А. Игнатова всесторонне (теоретически и экспериментально) изучает процесс становления экологической культуры. Исходной в её исследовании является такая позиция: экологическая культура—часть общечеловеческой культуры, отдельная её грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде. Экологическая культура может быть сформирована у дошкольников в процессе обучения. Ключевыми показателями экологической культуры являются целостное представление о социоприродной среде, обобщённая картина мира, понимание системности и процессуальности мира; экологическое мышление; экологически целесообразная деятельность и поведение. Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования [5, 90]. Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
Катастрофическое ухудшение
экологической обстановки стоит в ряду
самых актуальных проблем современности.
Одна из главнейших задач государства
- рационально использовать природные
ресурсы не только в интересах человека,
но и природы.
В дошкольном детстве закладываются основы
личности и в том числе позитивное отношение
к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы
непрерывного экологического образования.
Поэтому перед педагогами встает задача
формирование у дошкольников основ экологической
культуры.
Формирование экологической воспитанности
дошкольника предполагает решение следующих
задач:
1.Развитие у детей
2.Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3.Накопление детьми
Задача педагогов детского учреждения
на основе эмоционально-эстетического
восприятия детей направлять их к познанию
окружающей природы, формировать правильные
представления, воспитывать бережное
отношение ко всему живому. В течение последних
пяти лет в нашем детском саду ведется
углубленная работа по экологическому
воспитанию дошкольников. Начиналось
все с установления контактов с МЦБК ,
краеведческим музеем, СЭС. Тогда же мы
приступили к созданию условий для обучения
педагогов новым методам и технологиям
экологического воспитания для применения
в работе с детьми разного возраста.
Нами были изучены и проанализированы
разделы по экологии в программах воспитания
и обучения детей в детском саду: "Кроха",
"Детство", "Радуга", "Развитие",
"Истоки"; программы экологической
направленности: "Мы", "Наш дом
- природа", "Юный эколог", "Паутинка",
программа Н.Г.Калегиной г.Казань.
Элементы этих программ внедряем в нашу
работу. Проблемы экологического воспитания
регулярно обсуждаются на консультациях,
семинарах, педсоветах. Чтобы определить
пробелы в знаниях педагогов, мы используем
анкетирование по вопросам экологии и
экологического воспитания детей. На основе
данных анкет планируется дальнейшая
методическая деятельность коллектива.
Планомерная, целенаправленная работа
с кадрами, понимание значимости экологических
проблем все это позволяет проводить обширную
целенаправленную работу с детьми в данном
направлении. Оно стало приоритетным в
воспитании и обучении детей нашего образовательного
учреждения. Экологические знания стали
включаться во все занятия и другие виды
детской деятельности. Воспитывая в детях
любовь ко всему живому, мы прежде всего
стараемся пробудить интерес к обитателям
уголка природы: растениям, животным и
птицам. Это дает возможность проводить
систематические и длительные наблюдения,
эксперименты и позволяет удовлетворять
любознательность детей. Помимо уголков
природы, в ДОУ оборудован экологический
кабинет, в котором имеются разнообразные
комнатные растения, живой уголок с временными
и постоянными обитателями, здесь представлены
разные климатические зоны (полюс, тропики,
пустыня и средняя полоса), различные виды
ландшафтов (овраг, горы, равнина, река,
болото, водопад, озеро). В отдельном помещении
создана мини-лаборатория. Дошкольники
очень любознательны, они с интересом
присматриваются к окружающей действительности,
стремятся проникнуть в её тайны, поэтому
стараемся не упустить очень важный вид
деятельности детей экспериментирование.
Это разнообразные опыты с водой, снегом,
сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми
и нерастворимыми и многое другое. В экологическом
кабинете дети старших групп с удовольствием
помогают ухаживать за животными и растениями.
Малыши приходят играть в песочницу, круглый
год узнают различные свойства песка.
Важное место в кабинете занимает зона
релаксации - мягкий диванчик, окружённый
зелёными растениями, здесь дети отдыхают
психологически. Выращивая отдельные
экземпляры растений в огороде, на окне
дети познают их характер и потребности
на разных стадиях роста и развития. Круглый
год выращиваем овощи: летом на грядках,
в остальное время на окне. Дети очень
гордятся результатами своего труда. На
занятиях дети получают знания о ценности
воды в природе, о взаимодействии живых
организмов, о животных и растениях других
материков, о человеке, как части природы.
Учатся моделировать, выделяя самые главные
существенные признаки. Влияние природы
на детей огромно, а впечатления детства
остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно
наши воспитатели на прогулках обращают
внимание детей на красоту родной природы.
Созданная руками сотрудников и природой
экологическая тропа непосредственно
на территории детского сада позволяет
значительно расширить объекты наблюдения.
Маршрут этой тропы предусматривает следующие
объекты: участок леса с хвойными и лиственными деревьями,
муравейником, мхом и грибами. Цветник. Сад. Луг. Птичье дерево. Старое поваленное дерево, где живут
насекомые, улитки. Вытоптанные и не вытоптанные
участки для наблюдения изменения растительного
покрова под влиянием вытаптывания. Старый пень, покрытый мхом и грибами. Участки лекарственных
трав. Каждый сезон дети совершают экскурсии
по экологической тропе, наблюдают за
изменениями в жизни природы, за отдельными
организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что экологическая
тропа помогает в воспитании у детей осознанного
отношения к родной природе, так как дети
принимают действенное участие в создании
и сохранении природных богатств. Большое
внимание уделяем проблеме охраны окружающей
среды. Показываем и объясняем, как ухудшение
экологических условий сказывается на
жизни человека и живой природы, учим уважительному
отношению к окружающему миру.
Анализируя свою работу, вскрывая причины
не усвоения некоторыми детьми правил
поведения в лесу, в парке, на участке детского
сада, мы пришли к выводу, что необходим
тесный контакт с семьёй. Это заставило
нас активизировать свою работу с родителями
это: родительские собрания, информационные
листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные
беседы, ведение экологических дневников.
Родители не отказывают в посильной помощи,
интересуются проводимой нами работой.
Экологические акции очень объединяют
педагогов, детей и родителей.
Совместно мы провели акции "Посади
дерево!", " Сохраним природу чистой".
Планируем провести "Комнатное растение
моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка",
"Добрая зима", "Берегиня".В нашем
дошкольном учреждении дети вовлекаются
в разные мероприятия. В результате целенаправленной
работы по экологическому воспитанию
и образованию произошли изменения в поступках
и поведении детей. Дошкольники стали
осознанно относиться к природным богатствам,
ко всему живому внимательнее, трудолюбивее
и наблюдательнее, что отражается в их
рисунках и рассказах. Считаем, что выбранное
нами приоритетным экологическое направление
в работе с дошкольниками, перспективная,
наиважнейшая задача. И в процессе решения
этой задачи мы сможем воспитать экологически
грамотного человека, способного любить,
ценить и рационально использовать природное
богатство [8, 99]. .
1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников6-7лет
Для дошкольной педагогики
экологическое воспитание - это новое
направление, которое появилось на рубеже
80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления.
Его базовой основой является традиционно
сложившийся программный раздел «Ознакомление
детей с природой», смысл которого состоит
в том, чтобы сориентировать маленьких
детей в различных явлениях природы, главным
образом доступных непосредственному
наблюдению: научить различать растения
и животных, давать им некоторые характеристики,
в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные
связи. В последнее десятилетие работа
дошкольных учреждений сосредоточилась
на воспитании у детей бережного отношения
к живому - ознакомление с природой приняло
природоохранную окраску. Экологическое
воспитание - новая категория, которая
непосредственно связана с наукой экологией,
различными ее ответвлениями. В классической
экологии центральными понятиями являются:
взаимодействие отдельно взятого организма
со средой его обитания: функционирование
экосистемы - сообщества живых организмов,
проживающих на одной территории (имеющих
поэтому однотипную среду обитания) и
взаимодействующих между собой. Оба понятия,
в форме конкретных примеров из ближайшего
окружения ребенка-дошкольника, могут
быть представлены ему и стать основой
развивающего взгляда на природу и отношения
к ней. Взаимодействие человека с природой
- второй, чрезвычайно важный аспект экологии,
ставший основой бурно развивающихся
отраслей - социальной экологии, экологии
человека - не может остаться в стороне
от познания современного ребенка. Конкретные
примеры использования человеком природных
ресурсов и последствия этого воздействия
на природу и на здоровье людей могут быть
взяты на вооружение дошкольной педагогикой
с целью формирования у детей начальной
позиции по этому вопросу. Итак, в основе
экологического воспитания - адаптированные
на школьный возраст ведущие идеи экологии:
организм и среда, сообщество организмов
и среда, человек и среда. Цель экологического
воспитания дошкольников - формирование
начал экологической культуры - базисных
компонентов личности, позволяющих в дальнейшем,
в соответствии с Концепцией общего среднего
экологического образования, успешно
присваивать в совокупности практический
и духовный опыт взаимодействия человечества
с природой, который обеспечит его выживание
и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией
дошкольного воспитания, которая, ориентируясь
на обще-гуманистические ценности, ставит
задачу личностного развития ребенка:
заложить в дошкольном детстве фундамент
личностной культуры - базисные качества
человеческого начала в человеке. Красота,
добро, истина в четырех ведущих сферах
действительности - природе, «рукотворном
мире», окружающих людях и себе самом -
это те ценности, на которые ориентируется
дошкольная педагогика нашего времени.
Природа планеты - уникальная ценность
для всего человечества: материальная
и духовная. Материальная, потому что в
комплексе все эти компоненты составляют
среду обитания человека и основу его
производственной деятельности. Духовная,
потому что является средством вдохновения
и стимулятором творческой деятельности.
Природа, отраженная в различных произведениях
искусства, составляет ценности рукотворного
мира.
духовные ценности. Это также отношение
к себе, как части природы, понимание ценности
жизни и здоровья и их зависимости от состояния
окружающей среды. Это осознание своих
умений созидательно взаимодействовать
с природой. Первоначальные элементы экологической
культуры складываются на основе взаимодействия
детей под руководством взрослых с предмет¬но-природным
миром, который их окружает: растениями,
животными (сообществами живых организмов),
их средой обитания, предметами, изготовленными
людьми из материалов природного происхождения[5,59].
.
Задачи экологического воспитания - это
задачи создания и реализации воспитательно-образовательной
модели, при которой достигается эффект
- очевидные проявления начал экологической
культуры у детей, готовящихся к поступлению
в школу. Они сводятся к следующему:
создание в педагогическом коллективе
атмосферы значимости экологических проблем
и приоритетности экологического воспитания;
создание в дошкольном учреждении условий,
обеспечивающих педагогический процесс
экологического воспитания;систематическое
повышение квалификации педперсонала:
овладение методами экологического воспитания,
совершенствование экологической пропаганды
среди родителей;осуществление систематической
работы с детьми в рамках той или другой
технологии, постоянное ее совершенствование;
выявление уровня экологической культуры
- реальных достижений в интеллектуальной,
эмоциональной, поведенческой сферах
детской личности при ее взаимодействии
с природой, предметами, людьми и оценках
себя [15,70]. .
связь растительных и животных организмов
со средой обитания, морфофункциональная
приспособленность к ней; связь со средой
в процессы роста и развития;многообразие
живых организмов, их экологическое единство;
сообщества живых организмов; человек
как живое существо, среда его обитания,
обеспечивающая здоровье и нормальную
жизнедеятельность;
использование природных ресурсов в хозяйственной
деятельности человека, загрязнение окружающей
среды; охрана и восстановление природных
богатств. Первая и вторая позиции - это
классическая экология, ее основные разделы:
аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность
отдельно взятых организмов в их единстве
со средой обитания, и синэкология, вскрывающая
особенности жизни организмов в сообществе
с другими организмами на общем пространстве
внешней среды. Ознакомление с конкретными
примерами растений и животных, их обязательной
связью с определенной средой обитания
и полной зависимостью от нее позволяет
сформировать у дошкольников первоначальные
представления экологического характера.
Дети усваивают: механизмом связи является
приспособленность строения и функционирования
различных органов, контактирующих с внешней
средой. Выращивая отдельные экземпляры
растений и животных, дети познают различный
характер их потребностей во внешних компонентах
среды на разных стадиях роста и развития.
Важным аспектом при этом является рассмотрение
труда людей как средообразующего фактора
[6, 20].