Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Основной целью и ожидаемым результатом проекта “Фантазии о землепользовании” является формирование у детей начальных навыков в планировании землепользования, осознание ими принадлежности к определенной группе населения, активно участвующей в решении местных экологических проблем, развитие творческого начала и чувства хозяина своей земли.
В ДОУ работа по этому направлению ведется постоянно и систематически. Эффективные занятия по формированию интереса непременно повысят уровень экологической культуры и интерес к родной природе у дошкольников 6-7 лет.
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с внесением регионального компонента
Цель:
-познакомить детей
Программные задачи:
-Систематизировать знания
-Закрепить элементарные
-Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе.
-Воспитывать у детей интерес к жизни леса.
Предшествующая работа:Чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
Материал:Мяч, "Многофункциональное настенное панно", набор картинок: Деревья: дуб, клен, каштан, липа, пихта, ель, сосна, береза, ясень.Кусты: орешник, боярышник, шиповник, терн, черемуха, калина, малина.Травы: одуванчик, лютик, незабудка, мать-и-мачеха, мята, крапива, зверобой, подорожник, колокольчик, осот.Грибы и мох.Животные: медведь, волк, лиса, хорек, ласка, рысь, белка, еж, заяц, мышь, крот, олень, кабан.Птицы: сыч, сова, дрозд, сорока, кукушка, дятел, щегол, синица, сойка, иволга.Насекомые: бабочки, муравей, комар, муха, божья коровка, стрекоза, жуки.Картинки животных, растений и птиц, не живущих в наших местах, а также домашних животных.
Ход занятия:
В гости к ребятам приходит Незнайка и начинает фантазировать:
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Ой, я сегодня в нашем лесу был: как там красиво: Ну, просто настоящие джунгли: кокосы, бананы, ананасы. Лианы везде, орхидеи. Цветы огромные, разноцветные. Кругом слоны, зебры, крокодилы гуляют. Я даже какаду видел. Правда, правда!
Воспитатель: - Незнайка, ты уверен, что был в нашем лесу, а не где-нибудь в Африке? Что-то я не припомню, чтобы в Краснодарском крае крокодилы с какаду водились.
Незнайка: - Конечно, уверен!
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, нам Незнайка правду сказал? Давайте расскажем и покажем ему с помощью "настенного панно", какие растения, животные и птицы живут в наших лесах. Какие деревья растут в лесу? Прикрепите их к "панно". Получился у нас лес? Что еще растет у нас в лесах? (Добиваться обобщенных понятий: кустарники, травы, грибы.) Назовите и прикрепите их к "панно". Молодцы!
Незнайка: - Хороший у вас лес получился!
Воспитатель: - Получился ли лес? Почему? (Нет животных.)
Педагог просит других детей прикрепить на "панно" животных и назвать их.
Незнайка: - Ну, теперь лес готов?!
Воспитатель: - Нет, в лесу еще живут насекомые. Какие насекомые живут в наших лесах? Почему? Зачем они лесу? Поселите насекомых.
Незнайка: - Вот теперь точно все! Лес готов!
Воспитатель: - Ребята, что будет, если в лесах будет много насекомых? (Они все съедят.) Что же делать? Какие птицы живут в нашем крае? Почему? Выберите и поселите их. Посмотрите, что же у нас получилось? (Лес.)
Воспитатель: - Понял Незнайка, какие растения и животные живут в наших Краснодарских лесах?
Незнайка: - Понял, только теперь я в лес не пойду, комаров много, да и волков я боюсь.
Воспитатель: - Ну ладно Незнайка, не ворчи. Лучше поиграй с нами.
Подвижная игра "Классификация":Дети становятся в круг, педагог в центр. Он бросает мяч детям по очереди и называет объект с "панно", а ребенок должен сказать, к какой группе это относится. Например: волк - хищник, мать-и-мачеха - лекарственная трава.
Дидактическая игра "Найди хозяина":Детям предлагается найти на "панно" тех, кому принадлежат изображения на карточках, которые показывает воспитатель. Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена. Незнайка тоже участвует в игре и отвечает неправильно, дети его поправляют. Примеры дидактических игр для "панно":
"Кто как передвигается?" Из изображений, прикрепленных к "панно", найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
"Кто живет в нашем крае". Педагог предлагает прикрепить к "панно" только тех животных или птиц, которые встречаются в Краснодарском крае.
"Отыщи хищников (травоядных, грызунов, насекомых)".Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что есть на "панно".
"Кто где живет?" Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к "панно". Например: лиса - в норе, белка - в дупле и т. д.
"Кто (что) здесь лишнее?" Среди растений, животных, птиц выбрать на "панно" те, которых нет в Краснодарском крае.
"Найди того, о ком расскажу". Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.
"С какого растения листочек?" Детям показывают карточки с изображением листочков, иголок, а они называют и показывают соответствующие растения.
"Кто зимует с нами?" Показать птиц, которые зимуют в наших краях.
"Подбери цветы лета (осени, весны)".Собрать с "панно" осенний, весенний, летний букет.
"Чьи это семена?"Прикрепить
семена к соответствующему
"Так бывает или нет?"Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.
"Что было бы если бы?" На "панно" размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева - листьев, корней; у ежа иголок и т. д.
Физ. минутка “В гости к корню”
Дружно за руки возьмемся,
В подземелье мы пойдем.
Под полянами мы пройдемся
И лесок не обойдем
1,2,3 – повернись!
И ты корню поклонись!
Нагибайся, погляди-ка,
Ты не прячься, корневище,
Все равно тебя найдем.
1,2,3 – повернись,
И ты корню поклонись!
Игра - эстафета "Собери грибы". Дети делятся на две команды, по очереди бегут к "панно", берут по одному съедобному грибу и несут в свою корзину. Затем результаты подчитываются, и объявляется команда - победительница.
Дидактическая игра "Опиши, мы угадаем". Ребенок описывает то, что сам выбрал на "панно". Например: сосна - высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.
Воспитатель: - Молодцы! Вы много знаете о природе родного края.
"Незнайка: - Спасибо ребята! Теперь я знаю, что растет и кто живет в наших лесах. Обещаю, больше не выдумывать.
Воспитатель: На прощанье я хочу вам подарить подарок. .Вручает корзину с природным материалом. Дети благодарят Незнайку. В группе дети изготавливают поделки из природного материала. Оформляется выставка.
Занятия по приобщению дошкольников к природе в (Приложение 1).
Занятие - экскурсия по экологической тропе в мае
Мы живем на юге нашей страны. Климатические условия нашего края позволяют проводить работу по экологическому воспитанию в непосредственном контакте с объектами природы в течение всего года.
Экскурсии в поле во время уборки зерновых, на животноводческую ферму, не только расширяют представления детей об окружающем мире, но и воспитывают уважение к людям труда.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за домами, то есть все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы.
Ребенок, прошедший школу «зеленого» дошкольного воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. И где бы он не находился: в лесу, на лугу, он проявит наблюдательность, пытливость ума, потому что имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет радоваться им и заботиться о них. Изучение видового состава растений, животных, интересных участков способствовало созданию экологической тропы. Дети с удовольствием отправятся в путешествие. Живой, пытливый интерес ребят к удивительному миру Природы станет самой большой благодарностью для нас, взрослых.
Программное содержание.
Обучающее: учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме “лес”.
Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир;.
Воспитательное: воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; практическими делами охранять и беречь лес.
Материалы: флажки красного цвета (для перехода через проезжую часть), целлофановые пакеты, фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, карандаш, корзина.
Движения: ходьба с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, змейкой, прыжки с поворотом, боком, через препятствия.
Предварительная работа: беседа о правилах перехода через проезжую часть, чтение произведений о весне.
Ход экскурсии
В Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?
Д: В лес.
В: Вы хотите прогуляться по этой тропинке? Узнать много интересного. На каждой лесной тропинке нам будет встречаться все новое и новое чудо.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой:
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое - пчелою забралось в цветок.
А третье – лягушкою, скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит “от чего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом и так целый день!
Пойдем - ка дружок, по тропинке лесной
Ответы искать под зеленым шатром. (А. Дитрих).
В: Итак, мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему!
В: Какое сейчас время года?
Д: Весна.
В: Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц, шум ветра…).
Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу? Уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь, правда, ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья леса?
Д: Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения …
В: Прежде, чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в лесу, о которых вы забыли сказать.
“Лесные правила”.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,