Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова).
В: Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то лес затаится, испугается, и мы не узнаем ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много.
Мы отправляемся в лес по тропинке. До первой остановки мы будем идти с высоким подниманием колен, затем след в след, приставным шагом, широким шагом. Итак, в путь.
Объект №1. Березка. (объект зарисовать, отметить на карте).
В: А вот и наша красавица. Как называется это дерево?
Д: Березка.
В: Березка - это дерево или может быть кустарник?
Д: Дерево.
В: Почему вы так думаете? Как расположены ветви по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?
Д: Рассматривают березу и отвечают на вопросы.
В: Дотроньтесь до коры березы, какой у нее ствол?
Д: Холодный.
В: Береза единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
В: Ребята посмотрите внимательно на веточки березы, что вы на них видите?
Д: Шишечки…
В: Так просыпается березка от долгого сна. Эти шишечки как правильно называются? Почки. В них долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны они постепенно проснутся и березка станет еще красивее, не только с листочками, но и с сережками.
В: Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?
Д: Потому, что становится теплее, снег тает…
В: Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Как можно назвать березку? (Стройная, белоствольная, легкая…). Издавна люди знали и о целебных свойствах березки. Чтобы волосы у девушек хорошо росли, были густыми и красивыми, их полоскали отваром листьев березы. А березовый сок дает человеку больше сил. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше. До второй остановки мы будем выполнять следующие движения: ходьба широким шагом, след в след, змейкой. (Дети выполняют движения по команде воспитателя).
Объект №2. Сосна.
В: Ребята, как называется это дерево?
Д: Сосна.
В: Правильно, сосна. Какое это дерево: хвойное или лиственное?
Д: Хвойное.
В: Почему вы так считаете, что сосна хвойное дерево. Чем отличается сосна от березы?
Д: У березы нет иголочек, а у сосны есть.
В: Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное дерево. А у каких еще деревьев вместо листьев хвоя?
Д: Сосна, ель, лиственница, кедр. (Если у детей возникли затруднения, воспитатель называет деревья вместе с детьми).
В: А какие еще растения растут в лесу? (Воспитатель называет вместе с детьми).
В: А чем еще отличается сосна от березы?
Д: Сосна выше березы и она все время зеленая.
В: Сосна – вечнозеленое растение. Свои хвоинки сосна сбрасывает очень редко и почти незаметно. Сосна и другие хвойные деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Положите ладони на ствол сосны, он такой же холодный, как у березы?
Д: Нет, он теплее.
В: Как вы думаете, почему?
Д: У сосны кора не белая.
В: Кора сосны красноватого цвета и поэтому хорошо нагревается на солнце.
В: (Обращает внимание детей на дерево, стоящее рядом). Ребята, посмотрите, что случилось с корой этого дерева? (Кора дерева повреждена топором). Нам нужно срочно помочь сосне, потому, что через эти повреждения могут пробраться жуки – короеды, дерево заболеет и даже может погибнуть. Где наша краска и кисточка? (Воспитатель вместе с детьми обрабатывает масляной краской поврежденный участок коры дерева). Расти деревце и не болей. Ребята, а как изменилась сосна весной?
Д: Ее хвоинки стали ярче, зеленее.
В: Ребята, вы не устали, может вернемся обратно?
Д: Нет, давайте пойдем дальше.
В: Хорошо, продолжаем нашу прогулку. Впереди у нас новая остановка, а значит и новые движения: прыжки с поворотом, боком, через препятствия.
Объект №3. “Сохраним лес”. (отметить на карте).
В: Ребята, сейчас нам предстоит самая ответственная работа. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Д: Пакетов, бумаги, бутылок…
В: Одним словом мусора. Скажите, вам нравится такой лес?
Д: Нет, можно даже пораниться.
В: Правильно. Посмотрите, разбитая банка. Об эту банку можно не только пораниться, но и в солнечную, ясную погоду может произойти пожар. Что же делать, как помочь лесу?
Д: Давайте закапаем банку в песок.
В: А если там корешки растений, мы можем повредить их. Лучше, наверное, аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер. Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. Найдите сухие веточки и с помощью их, накалывая пакеты и бумагу, соберите мусор в свои пакеты, которые мы с вами специально взяли. (Дети с удовольствием принялись очищать лес от мусора).
В: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть.
“Прятки”.
Дети прячутся за деревья. Водящий, досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.
Свободные игры детей.
Дать детям возможность побыть наедине с природой. Понаблюдать за жителями леса. Осторожно раскрыть снежный сугроб, отметить, что под ним ягоды брусники и листочки зеленые. Сделать фотографии на стенд.
В: Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?
Д: Хорошее, давайте еще поиграем.
В: Сегодня мы начали свое путешествие по экологической тропе, вам понравилось в лесу?
Д: Да
В: У нас впереди еще много экскурсий и много нового нам предстоит узнать.
Но, путешествуя по тропе, нужно помнить, что мы пришли в гости и не забывать о лесных правилах, даже во время игр. Прежде чем покинуть лес, давайте почитаем стихи о весне и попрощаемся с деревьями.
Короткая дорога обратно.
Последующая работа:
Беседа о признаках весны (тает снег, появились ручьи, набухли почки, началось сокодвижение). Рассказы детей об увиденном, рисование на тему: “Мое любимое дерево”. Выставка в группе – вернисаж рисунков.
Остальные конспекты занятий в приложении 1 .
Цель: Выявить уровень экологической культуры после проведенной работы.
Задание 1. Диагностическое занятие. « Откуда пришел хлеб». Задание происходило по принципу констатирующего эксперимента.
Таблица 1
Откуда пришел хлеб
Экспериментальная группа |
|
|
Лида Я |
1,2,5,7,8,4,6,3,9,10,11,12. |
1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12. |
Анжела Р |
2,4,5,3,6,8,7,1,9,10,11,12. |
1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12. |
Тоня П |
2,3,4,1,5,6,7,9,8,10,11,12. |
1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12. |
Витя П |
3,1,2,4,7,9,6,5,8,10,11,12 |
1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12. |
Вася Р |
1,3,5,7,2,4,6,8,9,11,10,12 |
1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12. |
Рома В |
2,1,3,7,6,5,4,8,9,10,11,12. |
1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12. |
Выводы: Задание выполнено верно. Карточки с изображениями последовательного производства хлеба разложены правильно.
Задание 2. Диагностическое занятие. «Узнай семена». По аналогии констатирующего этапа.
Данные результатов отражены в таблице 2.«Узнай семена».
Таблица 2
Узнай семена
Экспериментальная группа |
Арбуз |
Тыква |
Горох |
Фасоль |
Редис |
Подсолнечник | |
Лида Я |
+ + |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
++ | |
Анжела Р |
++ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
++ | |
Тоня П |
++ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ | |
Витя П |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
++ | |
Вася Р |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
++ | |
Рома В |
++ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
++ | |
«+»-называет верно «-»-ответа нет. В одной колонке с результатами констатирующего эксперимента присутствуют результаты контрольного эксперимента. Вывод: С заданием справилась вся экспериментальная группа. |
Задание 3. Задания «Состав почвы» строились по аналогии констатирующего эксперимента. Все данные в таблице 3 .
Таблица 3
Состав почвы
Экспер. группа |
Обнаруживает воздух |
Обнаруж. воду |
Обнаруж песок |
Обнаруж глину |
Обнаруж перегной |
Др.част. |
Лида Я |
-+ |
-+ |
++ |
-+ |
-+ |
-+ |
Анжела |
- + |
-+ |
++ |
-+ |
-+ |
Камни + |
Тоня П |
-+ |
-+ |
++ |
-+ |
-+ |
-+ |
Витя П |
-+ |
-+ |
++ |
-+ |
-+ |
-+ |
Вася Р |
-+ |
-+ |
++ |
-+ |
-+ |
-+ |
Рома В |
-+ |
-+ |
++ |
-+ |
-+ |
Мусор+ |
Задание №4. Задание 4 строилось по аналогии констатирующего эксперимента. Все ответы детей отражены в таблице 4 «Растения юга» .
Таблица 4
Растения юга
Экспериментальная группа |
Название деревьев |
Контр.э-т |
Название цветов |
Контр.э-т |
Названия кустарников |
Контр.э-т |
Лида Я |
- |
5 |
- |
4 |
- |
4 |
Анжела Р |
- |
5 |
+ |
5 |
- |
5 |
Тоня П |
- |
6 |
- |
6 |
- |
5 |
Витя П |
- |
7 |
- |
7 |
- |
5 |
Вася Р |
- |
5 |
- |
8 |
- |
5 |
Рома В |
- |
8 |
- |
6 |
- |
5 |