Земля - наш общий дом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад

Краткое описание

Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

1.6.Типы экологических занятий.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека предается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы.

Занятия обобщающего типа.

На занятиях обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания могут быть суммированы, обобщены. Обобщение знаний культурных и дикорастущих растениях может проходить на основе таких моментов: различное место произрастания, самосев дикорастущих и выращивание человеком культурных растений, особенности ухода за ними, значение культурных и дикорастущих  растений в жизни человека. Формирование обобщенных представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Итак, формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми, а именно бесед. Таким образом: обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия углубленно-познавательного типа.

Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направленно на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Занятия, углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представлении детей, полученные в повседневной жизни, особенно в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов, за сезонными явлениями природы, знакомства детей с рядом однородных предметов природы. Углубленно-познавательное занятие – завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. Занятия углубленно-познавательного типа, как, уже было сказано играют важную роль в природе, в частности с фактами приспособленности животных к среде обитания [4, 67].

 

 

1.7. Формирование интереса к родной природе  -как направление региональной программы экологического воспитания.

 

   В  дошкольном возрасте  процесс познания у ребенка  происходит эмоционально-практическим  путем, носит преимущественно эмоционально-образный  характер, основывается на том, что каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Происходит развитие ребенка как субъекта познания, совершенствуется и обогащается речь, формируется речевая культура, становясь необходимым условием познания. Особенности развития познавательно-речевой сферы ребенка:

-опора на природную детскую  любознательность;

-поощрение познавательной инициативы  ребенка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений;

-опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка;

-организация развивающей образовательной  среды, стимулирующей познавательную, речевую, коммуникационную активность  ребенка;

-предоставление информации из разных областей культуры (речевой, математики, естественных наук, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

Цель: Развитие у ребенка как субъекта познания любознательности, инициативности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиску ответов на возникающие у него вопросы в решении проблемных ситуаций.

Задачи:

-Развитие общих представлений  ребенка об окружающем мире, о  себе, о других людях на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства.

-Формирование речевой и знаковой  культуры, в том числе национальной, как средства эффективного взаимодействия  и необходимого условия познания  окружающего мира.

-Формирование у детей стремления к освоению нового (информации, игр, способов действия с современными техническими системами).

Содержание образования:

Растительный и животный мир. Многообразие. Взаимодействие растений и животных. Домашние животные. Окультуренная природа, декоративные растения. Экосистемы. Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения). Связь живых и неживых объектов природы. Различия живого и неживого.

Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года. Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.

Правила безопасной организации познавательной деятельности.

Основные правила самоорганизации познавательной активности.

Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление.

Основные физические явления: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Географические представления. Земной шар, атмосфера. Глобус. Карта мира. Страны и населяющие их народности разных рас и национальностей. Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря, реки, озера. Карта Краснодарского края, карта города (села). География места проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд.

Природно-климатические зоны. Природные явления: снег, дождь, иней, роса, гроза, радуга, молния.

Природные богатства недр Кубанской земли: нефть, минералы и пр. (с учетом местных условий). Биологические представления. Развитие жизни на Земле. Условия жизни на Земле: происхождение и многообразие форм жизни, микроорганизмы, животные, растения, их особенности, среда обитания.

Земля - наш общий дом, человек – часть природы. Заповедник. Загрязнение окружающей среды. Влияние экологических условий на жизнь человека и живой природы. Деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды.

Стихийные бедствия: засуха, наводнение, землетрясение.

Солнечная система и основные космические явления. Звездное небо. Луна. Кометы, метеориты.

Образовательные задачи

-Воспитывать у ребенка охранительно-бережное  и действенное отношение к  природному миру ближайшего окружения  как среды жизни ребенка.

Формировать у ребенка:

- представления о взаимообусловленных  жизненных связях природного  мира и мира людей;

- элементарные представления о  Краснодарском крае, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом  пространстве.

Развивать у ребенка:

- стремление к познанию природы через творческо-экспериментальную деятельность;

- обобщенные представления о  цикличности изменений в природе (весной, летом, осенью, зимой) по существенным  признакам;

- способность чувствовать и  осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.

Решение образовательных задач предусматривает:

- приобщение детей к нравственным  и эстетическим ценностям природы  через знаково-символическую систему  культуры;

-организацию творческо-экспериментальной  деятельности для самостоятельного  получения необходимой информации  о явлениях и объектах (живой  и неживой) природы;

- знакомство детей с  ростом, развитием и размножением  живых организмов, с их потребностью  в пище, свете, тепле, воде.

- совместное со взрослыми  выращивание растений, осуществление  не- организацию наблюдений за  ростом и развитием растений  и животных;

- организацию наблюдений за  поведением животных, самостоятельное  выделение ребенком характерных  особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;

- соучастие в деятельности взрослых  по защите природных объектов  и сохранению качества окружающей  среды, забота о ближайшем природном  окружении.

Предполагаемый результат образования воспитанников 6-7 -го года жизни

- умение наблюдать за отдельными  природными явлениями и объектами  родного края, сравнивать, делать  умозаключения;

-умение составлять описательные  рассказы о растениях и животных, отражать в речи результаты  наблюдения, сравнения;

- умение соблюдать правила безопасного  поведения в процессе познавательной  деятельности;

- навыки элементарного экспериментирования  с объектами и явлениями природы  Краснодарского края;

- умение использовать в экспериментальной  деятельности измерительные приборы, созданные человеком;

- умение собирать коллекции  из уральского природного материала (исключение составляют живые  объекты), классифицировать и обобщать  их по разным признакам;

- умение выражать эмоциональное  отношение к природе (объектам  и явлениям) средствами художественной выразительности;

- навыки экологически грамотного  поведения в природных, социальных  условиях, рационального природопользования (экономия воды, света);

- умение описывать знакомые  географические объекты и явления, называть и показывать их на географической карте Краснодарском крае, ближайшей местности;

- умение вычленять простейшие  закономерности между отдельными  компонентами и целостными природными, хозяйственными и социальными  системами родного края;

- умение различать источники географической информации и правильно применять их в конкретных жизненных ситуациях.

Предметно-информационная составляющая образованности:

- представления о предметах  живой и неживой природы экосистем  Краснодарского края;

- представления о самоценности и необходимости бережного отношения к природному окружению;

- представление о тесной связи  объектов живой и неживой природы (на примере экосистем родного  края), о взаимосвязи между способами  питания, местами обитания и внешними  условиями, о некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей;

- представления о природе как  взаимосвязанной, упорядоченной и  чувствительной к вмешательству  человека целостности;

- представления о взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлиянии  человека и окружающей среды;

- элементарные представления о  природе, населении и хозяйстве  родного края;

- представления об экологически  целесообразном (не разрушающем  целостность природы и качества  окружающей среды) поведении в  быту, на отдыхе, при изучении  природных объектов и явлений, о необходимости экономного, бережного отношения к природе;

- представления о природно-климатических  зонах, условиях жизни на Кубани, о богатствах недр Земли, Краснодарского  края;

- пространственное представление  наиболее важных географических  объектов в ближайшем окружении, в масштабах своего дома, детского сада, микрорайона и Краснодарском крае;

- представления об основных  источниках получения географической  информации.

Коммуникативно-деятельностная составляющая образованности:

- осознание ценностного отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к себе и своему здоровью;

- возникновение стремления бережно  относиться к природной среде, сохранять и умножать богатство  родной природы;

- осознание разнообразных ценностей  природы и ее незаменимости в жизни человека;

-проявление эмоционально-положительного  отношения к процессу экспериментирования  с различными природными материалами;

- понимание географической карты  как формы отражения знаний  о родном крае;

-понимание влияния обычаев, обрядов, норм поведения на результат приспособления человека к окружающей географической среде.

Информация о работе Земля - наш общий дом