Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать особенности организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе.

Задачи:
раскрыть значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться;
изучить исследовательский потенциал младшего школьного возраста;
выявить особенности проблемно – исследовательского метода преподавания как основного метода исследовательского обучения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ заданий исследовательского характера КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников
1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте
1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК средства развития учебно-исследовательской деятельности
2.1 Изучение системы работы учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой И. А. по использованию заданий исследовательского характера
2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.docx

— 139.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  заданий исследовательского характера  КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников

1.1 Понятие учебно-исследовательской  деятельности, ее особенности в  младшем школьном возрасте

1.2 Организация учебно-исследовательской  деятельности младших школьников

1.3 Использование заданий  исследовательского характера как  средства развития учебно-исследовательской  деятельности

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ  МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ КАК средства развития учебно-исследовательской деятельности

2.1 Изучение системы работы  учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой  И. А. по использованию заданий  исследовательского характера

2.2 Систематизация групп  заданий исследовательского характера  и их апробация в самостоятельной  практической деятельности младших  школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Испытание натуры (природы) трудно…

однако приятно, полезно, свято.

Чем больше таинства ее разум постигает,

тем вящее увеселение чувствует сердце»

М.В.Ломоносов

В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения – на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития универсальных действий, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин — недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. В XXI веке становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Познавательное отношение ребенка к окружающему миру появляется в раннем детстве. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. По данным психологических исследований именно потребность во внешних впечатлениях выступает предпосылкой и даже движущей силой психического развития ребенка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психологическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Преобладание репродуктивных методов в современном образование вызывает протест со стороны современных специалистов, но всё же многие учителя испытывают трудности в применении методов исследовательского обучения на уроках. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых возможно достижение новых образовательных результатов.

Данная проблема позволила сформулировать тему работы.

 
 
Тема: «Методика организации исследовательской деятельности младших школьников в начальной общеобразовательной школе».  
 
Цель: показать особенности организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе.  
 
Задачи: 

  1. раскрыть значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться; 

  1. изучить исследовательский потенциал младшего школьного возраста; 

  1. выявить особенности проблемно – исследовательского метода преподавания как основного метода исследовательского обучения; 

  1. изучить строение урока-исследования 

  1. разработать рекомендации по организации уроков исследований; 

 
 
Глава I. Становление исследовательского подхода в изучении природы и сущность основных понятий 

Задатки исследовательского обучения наблюдаются ещё в античности, в частности это знаменитые беседы, которые проводил Сократ. Но всерьёз об исследовательских методах заговорили гораздо позже.

1.1  Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.  
 
            1.2 Сущность и содержание исследовательской деятельности  
Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность нами были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл

А. И. Савенков дает определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления».

Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.

Важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка следует понимать следующие моменты:

- исследовательская инициатива  может проявляться или отдельным  ребенком или группой детей (здесь  можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей  договариваются между собой, распределяют  цели и средства, какие стратегии  совместного обследования используют)

- Ученые выделяют следующие  группы мотивов исследовательской  инициативы «бескорыстная» познавательная  активность, практические, учебные, мотивы  внесения разнообразия в однообразные  условия, вызывающие скуку.

- При этом важно понимать, что результатом реализации указанных  мотивов (соответственно) будут: познание  безотносительно к решению утилитарных  практических задач, достижением  конкретного утилитарно значимого  результата, направленность субъекта  на приобретение опыта, изменение  настроения ребенка.

- Фактором, запускающим процесс исследовательской инициативы является, по наблюдениям и выводам многих психологов (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) субъективная неопределенность: объекта, ситуации, которая проявляется в новизне, сложности, коллективном конфликте или противоречивости поступаемой информации.

- К средствам исследовательского  поведения, имеющимся у ребенка  психологи относят: анализаторы (зрительное  исследование, слуховое, тактильное, вкусовое  и т.д.), природные и искусственные  орудия; (технические средства наблюдения  и т.д.); другие субъекты; внутренние  психические средства исследовательского  поведения: инстинктивные программы (врожденные ориентированно-исследовательские реакции); опыт исследовательского поведения конкретного человека.

- По использованию речи  в исследовательском поведении  различают вербальное и невербальное  исследовательское поведение.

Познавательные вопросы включают в себя:

а) вопросы идентификации (что это такое? кто это?)

б) вопросы классификации и определений (например, что означает то или иное слово)

в) вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.)

г) вопросы объяснения и аргументации.

2) Социально – коммуникативные  вопросы включают в себя:

а) вопросы о намерениях и деятельности (что ты будешь сейчас делать?)

б) оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?)

в) вопросы подтверждения и поиска помощи

г) риторические вопросы

д) вопросы неопределенного смысла.

- По характеру двигательной  активности различают локомотивное (наблюдаю со стороны, наблюдаю перемещаясь относительно объекта изучения) и манипулятивное (что могу с ним сделать, изучаю изменяя положение объекта в своих руках) обследование.

- К условиям исследовательского  поведения относят физические  условия (буквально, возможность или  невозможность проведения того  или иного действия), социальные (на макроуровне, общество в целом  поощряет одни виды исследования  и запрещает другие, определяет  цели наиболее важных исследований, задает требования к результатам  и т.д.).

На индивидуальном уровне, взрослый направляет исследовательское поведение ребенка, привлекает его внимание и поощряет исследовать одни предметы и старается вызвать негативное отношение и запрещает обследовать другие. Ребенок исследует не только физические предметы, но и социальные отношения, в которые он включен.

- Результатом всего исследовательского  поведения будут, новая информация  об объектах, на которые было  направлено исследование (прямой  продукт), новая информация о других  объектах и о других свойствах  изучавшегося объекта, которые не  являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой  исследовательской деятельности  и ее практического опыта; познавательное  и личностное развитие исследователя.

1.3 Значение  развития исследовательского отношения  к окружающему миру в формировании  умения учиться;

С первого сентября 2011 года начинает действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования:

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 

Информация о работе Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира