Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:05, курсовая работа
Краткое описание
Цель: показать особенности организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе.
Задачи: раскрыть значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться; изучить исследовательский потенциал младшего школьного возраста; выявить особенности проблемно – исследовательского метода преподавания как основного метода исследовательского обучения;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ заданий исследовательского характера КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников 1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте 1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников 1.3 Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК средства развития учебно-исследовательской деятельности 2.1 Изучение системы работы учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой И. А. по использованию заданий исследовательского характера 2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Начальный уровень характеризуется
появлением внешних мотивов к
ведению исследования, возможностью
с помощью учителя находить
проблему и предлагать различные
варианты её решения. На начальном
этапе дети способны выполнять
элементарные кратковременные исследования
по аналогии с помощью взрослых.
Наблюдается владение основами
знаний по организации своей
исследовательской работы, некоторыми
простыми исследовательскими умениями.
Проявление креативности можно расценивать
как невысокое.
3. Продуктивный уровень
обладает следующими характеристиками:
устойчивые внутренние и внешние
мотивы к ведению исследовательской
работы, есть желание вести самостоятельно
(индивидуально или с группой)
исследование. Учащийся имеет определенные
знания об исследовательской
деятельности, владеет многими умениями
осуществления учебного исследования
(может определить тему, цель и
задачи исследования с помощью
педагога или самостоятельно, работать
с источниками информации); демонстрирует
возможность оригинального подхода
к решению проблемы, представлению
результата своей деятельности.
4. Креативный уровень можно
определить следующим образом: проявляется
постоянный интерес к ведению различного
рода исследований, возможность самостоятельно
и творчески подходить к выбору темы исследования,
умение ставить цель, задачи, продуктивно
находить способы решения поставленных
задач; высокая доля самостоятельности
в реализации работы на всех этапах исследования;
умение оригинально представить результат
деятельности.
Для определения уровня сформированности
исследовательских умений у младших школьников
использовались следующие диагностические
методы:
- педагогическое наблюдение,
осуществляемое педагогом на
уроках по различным дисциплинам,
на занятиях исследовательской
деятельностью;
- анализ продуктов исследовательской
деятельности детей (исследовательских
работ);
- опросники, позволяющие выявить
и оценить сформированность конкретных
умений, наличие знаний об исследовательской
деятельности, проявления креативности,
степень самостоятельности в исследовательской
работе, мотивационное отношение к учебному
исследованию младших школьников. (см.
Приложение №3)
2.5 Методические рекомендации
по организации исследовательской деятельности
в начальной школ.
Педагогические
условия формирования исследовательских
умений младших школьников:
1. Учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей:
использование адекватных методов
обучения; адаптация понятий, связанных
с исследовательской деятельностью,
к возрасту учеников; доступность
форм и методов проводимых
исследований, соответствие тематики
исследования возрастным особенностям
и личностным интересам младших
школьников. Исследование должно
быть посильным, интересным и
значимым для ребенка, полезным
для его личностного развития.
Индивидуальный подход позволяет
учитывать способности, возможности,
интересы, темп работы каждого
учащегося, регулировать помощь
взрослого, оказываемую в процессе
учебного исследования.
2. Мотивированность исследовательской
деятельности учащихся реализуется за
счет создания ситуаций практического
и интеллектуального затруднения в урочной
и во внеурочной деятельности, актуализации
потребности в новых знаниях, в расширении
круга интересов учащихся, сообщении им
знаний об исследовательской деятельности
и ее значении для человека. Необходимо
помогать учащимся видеть смысл их творческой
исследовательской деятельности, её возможности
в реализации собственных способностей,
в саморазвитии и самосовершенствовании,
понимать ценность исследовательской
деятельности.
3. Деятельность педагога,
реализующего позицию организатора
учебно-исследовательской деятельности.
Педагог должен владеть знаниями об исследовательской
деятельности, включаться в сотрудничество
и сотворчество, обладать творческим потенциалом
для организации процесса учебного исследования,
соответствующего возрасту и интересам
детей, создавать творческую образовательную
среду путем организации поиска, поощрения
творческих начинаний и действий детей,
использования творческих исследовательских
заданий, продуктивных методов обучения,
создания возможностей для самореализации
учащихся, для проявления их самостоятельности
и инициативности.
Важно обеспечение педагогом
целенаправленности и систематичности
процесса развития исследовательских
умений младших школьников. Существенную
роль в этом играет технология организации
исследовательской деятельности, согласно
которой выстраиваются исследовательские
занятия с применением игровых, исследовательских,
проблемных и эвристических методов обучения.
Пять групп исследовательских
умений младших школьников:
1. Умения организовать
свою работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные
с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с
информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и
представить результат своей
работы.
5. Умения, связанные с
анализом своей деятельности
и с оценочной деятельностью (оценочные).
Таким образом, исследовательские
умения детей младшего школьного возраста
мы определяем как интеллектуальные и
практические умения, связанные с самостоятельным
выбором и применением приемов и методов
исследования на доступном детям материале
и соответствующие этапам учебного исследования.
Условия эффективности
исследовательской деятельности:
1. Ученик должен хотеть
проводить исследование. Этого должен
хотеть и учитель (провести именно
это исследование). Если направление,
тема не будут интересны хотя
бы одной из двух взаимодействующих
сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь
это сделать. Но, прежде всего
это должен уметь сделать учитель.
Как вы сможете руководить
исследовательской деятельностью,
если не представляете себе
всю структуру работы, не знаете
методики, не можете определить
направления детальности? Для выполнения
работы у ученика уже должны
быть сформированы определённые
компетентности.
3. Ученик должен получить
удовлетворение от своей работы.
(И учитель тоже – от своей
деятельности и от работы ученика).
Исследовательскую работу выполняют
в определенной последовательности.
Процесс выполнения
включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели
и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление
научных исследований;
6) внедрение и эффективность
научных исследований;
7) публичное представление
работ на разного рода конференциях,
чтениях.
Основополагающим моментом
формулирования темы является решение
проблемы выбора.
Обычно, в исследовательской
работе 1/3 времени занимает правильная
формулировка темы и цели работы, а также
выбор или отработка методики проведения
исследования.
1/3 - затрачивается на сбор
материала во время наблюдений
или при проведении опытов. И
не менее 1/3 времени уходит на
обработку материала, его анализ
и обобщение, написание текста
работы.
Успех любой работы в первую
очередь зависит от того, насколько ясно
сформулирована цель исследования и его
задачи. Цель работы должна быть конкретной,
чётко сформулированной, чтобы ясно выделить
вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Планирование работы подразумевает
также необходимость в выборе методов
работы и в определении методики проведения
исследования. Очевидно, что истину дают
не предположения, а точно и правильно
подобранные факты и их объяснения, поэтому
очень важна разработка методики сбора
этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный
метод исследования часто создаёт основу
его успеха.
После постановки цели и задач
и выбора методов исследования, учитель
предоставляет ученику план исследования
с приблизительным указанием временных
промежутков.
Установление любых закономерностей
начинается со сбора фактов, относящихся
к теме исследования. Факты эти могут быть
получены из опубликованной литературы
и любых других источников
Исследовательская деятельность
требует много физических и моральных
затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном
процессе. В ходе разработки той или иной
темы учащийся значительно расширяет
свой кругозор, совершенствует такие навыки
как конспектирование материала, выделение
главного и второстепенного, анализ отобранных
фактов, подготовка самостоятельных аргументированных
выводов. Эта работа существенным образом
влияет на развитие речи, мышления, памяти
ребят. Просто написать исследование -
недостаточно, его нужно представить и
защитить, ответив на вопросы слушателей
и оппонентов. А для этого необходимо хорошее
знание материала, свободное владение
речью и достаточно высокая скорость мышления.
Сотрудничество руководителя
и учащегося при написании работы должно
выражаться не только в раскрытии способностей
ребят, ориентации их на познание как ценность,
но и в развитии личности самого преподавателя,
способного эффективно использовать вверенные
ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской
деятельностью позволяют расширить кругозор
и учащегося, и руководителя .
Следующий этап работы - анализ
и оформление научных исследований. Выводы
делаются в соответствии с поставленной
целью и задачами. Они должны быть четкими
и понятными . Ни для кого не секрет, что
верная оценка результатов исследования
является одной из наиболее сложных и
в то же время важных задач. Важно научить
детей решать поставленные задачи до конца,
приводить любое начатое дело к логическому
завершению.
Таким образом, исследовательская
деятельность младших школьников это:
1. Исследовательская деятельность
– организованная, познавательная
творческая деятельность учащихся,
по своей структуре соответствующая
научной деятельности, характеризующаяся
целенаправленностью, активностью, предметностью,
мотивированностью и сознательностью.
2. В младшем школьном
возрасте исследовательская деятельность
представляет собой специфическую
учебную деятельность, предполагающую
наличие основных этапов, характерных
для научного исследования и
ориентированную на открытие
лично значимых для учащегося
знаний, формирование исследовательских
умений.
3. Педагогическими условиями
организации исследовательской
деятельности младших школьников
являются: ознакомление младших
школьников с содержанием и
техникой выполнения исследований,
формирование у учащихся умений
самостоятельной работы, формирование
умений самоконтроля и развитие
творческих способностей и инициативы
учащихся.
Подготовительная работа к
выполнению исследования началась с постановки
задач:
Образовательные:
активизация и актуализация знаний, полученных
школьниками при изучении определённой
темы; систематизация знаний; знакомство
с комплексом материалов, заведомо выходящими
за пределы школьной программы.
Развивающие:
развитие умения размышлять в контексте
изучаемой темы, анализировать, сравнивать,
делать собственные выводы; отбирать и
систематизировать материал; использовать
ИКТ при оформлении проведённого исследования;
публично представлять результаты исследования.
Воспитательные:
создать такой продукт, который будет
интересен другим и востребован другими.
Темы, которые
мы используем в своей работе, можно определить
в три основные группы:
фантастические - ориентированные
на разработку несуществующих, фантастических
объектов и явлений;
теоретические - ориентированные
на работу по изучению и обобщению фактов,
материалов, содержащихся в различных
источниках;
эмпирические - проведение собственных
экспериментов.
Методические
рекомендации по организации и проведению уроков - экскурсий
в начальной школе.
По характеру проведения наиболее
эффективны исследовательские экскурсии.
Исследовательская
экскурсия предусматривает ряд этапов.
Вводная беседа учителя,
проводимая в классе, направлена на знакомство
детей с темой экскурсии, её целью и местом
проведения, учитель поясняет, за какими
объектами или явлениями нужно наблюдать
и как фиксировать свои наблюдения. На
втором этапе учащиеся в ходе проведения
экскурсии исследуют объекты, делают соответствующие
пометки в исследовательских листах и
фотографии. На заключительном этапе,
после экскурсии обязательно проводится
обработка полученных сведений. Ученикам
предлагается выполнить творческие задания
и на последующих уроках защитить свой
исследовательский проект или работу.
(см. приложение №5)
Заключение
Еще совсем недавно считалось,
что развитые исследовательские способности
для большинства людей - ненужная роскошь.
Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы
выжить, современному человеку все чаще
приходится проявлять поисковую активность.
Современный этап научно-технического
и информационного прогресса протекает
в условиях гиперконкуренции. При этом
в качестве наиболее значимых факторов
конкурентно способности берутся: наличие
квалифицированных, творчески мыслящих
кадров; умение организовать их творческую
деятельность; готовность воспринять
новаторскую мысль и создать условия для
её воплощения.
В современной школе большое
место уделяется мотивации младших школьников.
Нужно предоставлять детям максимальную
самостоятельность при выполнении исследовательских
работ.Постоянно растет значимость ИКТ
в исследовательском обучении, что связано
удобством использования и мотивацией.
У учеников начальных классов
большой исследовательский потенциал.
Он проявляется в природной потребности
детей узнать как можно больше об окружающем
мире, причём им важно самим увидеть, услышать,
потрогать.
Проблемно-исследовательский
метод является универсальным, так как
он подразумевает высокую мотивацию детей,
развитие их творческих и исследовательских
способностей. Проблемно-исследовательский
метод в наибольшей степени предоставляет
самостоятельность ученикам при выполнении
исследовательской работы.
Подготовку урока – исследования
лучше всего проводить в четыре шага: подбор
материала, прогнозирование результатов,
организация работы детей, подготовка
представления работы. Наиболее продуктивной
формой работы на уроке исследовании является
групповая форма, которая имеет свои нюансы,
связанные с организацией. Это и количество
групп, и количество человек в каждой группе,
и распределения обязанностей внутри
каждой группы. Так же, что бы построить
урок – исследование, необходимо, что
бы учитель сам был заинтересован в успешности
детского исследования.