Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать особенности организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе.

Задачи:
раскрыть значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться;
изучить исследовательский потенциал младшего школьного возраста;
выявить особенности проблемно – исследовательского метода преподавания как основного метода исследовательского обучения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ заданий исследовательского характера КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников
1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте
1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК средства развития учебно-исследовательской деятельности
2.1 Изучение системы работы учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой И. А. по использованию заданий исследовательского характера
2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.docx

— 139.67 Кб (Скачать файл)

Как справедливо отметил В. П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т. е. делает то, что характеризует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приёмами. Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что стихийное исследовательское поведение ребенка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс, способствующий развитию мышления и творческой активности человека.

Организация и проведение такого урока требуют от учителя особого искусства. Овладение этим искусством, так же как и подготовка таких занятий уже опытным учителем, занимают достаточно много времени. Что может помочь учителю при подготовке таких занятий? Прежде всего знание методики проведения учебного исследования, каждый этап которого соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Эта последовательность этапов и характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод.

Существуют две основные разновидности мыслительного процесса — индукция и дедукция. В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса целесообразно выделить и две основные разновидности методики исследования — индуктивного и дедуктивного типа.  
 
 
Основные этапы индуктивного и дедуктивного исследований: 

 
Мотивация

(создание проблемной ситуации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Дедуктивное исследование

 
Исследование

(может быть в малых группах)

 

 

 

 

 
Обмен информацией  
 
Организация информации 

 

 

 
ОБОБЩЕНИЕ 

 
Связывание информации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Индуктивное исследование

 
Подведение итогов.  
 
Рефлексия 

 

 

 

 

 
Постановка новых вопросов 

 

 

 

 

 

 
 
 
Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований: 

 
 
Этап исследования 

 
Значение этапа 

Индуктивное исследование 

Дедуктивное исследование 

 
Мотивация или создание проблемной ситуации 

 
создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска 

 
создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на которых формулируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования 

 
Исследование 

 
Поиск решения проблемы 

 
Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения 

 
Обмен информации 

 
Изложение результатов исследования 

 
Изложение результатов исследования 

 
Организация информации 

 
Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытий нового принципа, идеи, обобщения 

 
Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознание обоснованности рассматриваемой гипотезы 

 
Связывание информации 

 
Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения 

 
Формулирование заключений о доказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения) 

 
Подведение итогов. Рефлексия 

 
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия 

 
Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия 

 
применение 

 
Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия 

 
Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы- обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев 


 

Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом. Индуктивное исследование на одном занятии может быть продолжено дедуктивным на другом. Это обеспечивает открытие новой идеи, с одной стороны, и ее критическую проверку – с другой методики исследования.

Занятие, построенное по законам методики исследования, представляет собой урок - систему. Цельность урока, его подчиненность одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. « ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока, т.е. « из-за чего» проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связность и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части.

Систематическое применение методики исследования в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований дети учатся:

  • ставить исследовательские вопросы; 

  • формулировать проблемы; 

  • составлять план работы; 

  • вести наблюдения; 

  • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; 

  • выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т.п.); 

  • организовывать (систематизировать) информацию; 

  • представлять результаты работы в разных формах ( схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.) 

 
 
2.2 Как построить урок – исследование?

Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчиненность одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.

Основные шаги при конструировании урока-исследования:  
Первый шаг – сформулировать обобщение урока. Учителю необходимо ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы. Все это и представляет планируемое обобщение – содержательно-смысловой стержень урока.  
Второй шаг- определить какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Объем, характер, сложность и форму представления материала для самостоятельного изучения учениками учитель отбирает на основании нескольких критериев, включающих адекватность обобщению, значимость для похождения программы, доступность, соответствие индивидуальным познавательным потребностям и возможностям учеников.  
Третий шаг -определить, какого типа учебное исследование более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае. Эта целесообразность определяется как спецификой планируемого обобщения, так и особенностями материала, необходимого для изучения учениками, а также задачами, которые ставит учитель.  
Четвертый шаг – сконструировать проблемную ситуацию дл учеников, т.е определить динамический стержень урока, мотивацию.

В чем же специфика проблемной ситуации?

Необходимо спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного.  
Пятый шаг – учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска.

 

 Основные этапы конструирования урока-исследования. 

 
Этап 

 
Содержание деятельности 

 
Что нужно знать учителю 

 

 
Сформулировать обобщение урока 

 
Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы 

 

 
Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение 

 
Определить объем, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев 

 

 
Определить тип учебного исследования 

 
Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель 

 

 
Сконструировать проблемную ситуацию для учеников 

 
Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения) 

 

 
Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы 

 
Учесть принципы и правила организации работы в малых группах 


 

 

Чтобы сконструировать урок – исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идее - обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения и проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации.

 
 
 
2.3 Создание  проблемной ситуации на этапе  мотивации урока – исследования

Возникновение сомнения, неуверенности вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации. Речь идет о повышении общего уровня активности учащихся, их избирательного интереса, и о стимулировании готовности к усвоению нового знания. Мотивация на уроке отличается от активизации тем, что она обеспечивает возникновение сомнения, вопроса, потребности узнать то новое и до сих пор неизвестное, что позволит решить возникшую проблему и что составляет цель предстоящего урока.

Именно проблемная ситуация обусловливает возникновение необходимого вопроса или проблемы у учащихся.  
 
3 компонента проблемной ситуации: 

  1. необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; 

  1. неизвестное, которое д.б. раскрыто в возникшей проблемной ситуации; 

  1. возможности учащегося в выполнении поставленного задания. 

(см. приложение №2)  
3 основных способа создания проблемной ситуации на уроке:

( подробное описание см. приложение №1)

  1. прием ключевых слов 

  1. прием загадки - интерпретации 

  1. выполнимое - невыполнимое действие 

 
 
2.4 Оценка  достижения планируемых результатов  развития исследовательских умений  учащихся

Одним из новых метапредметных результатов является формирование у выпускников начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения, обеспечивающие способность учиться путем сознательного и активного социального опыта.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Сформированность таких универсальных познавательных и исследовательских умения, как:

- формулировать исследовательские  вопросы («Задай вопрос»);

- формулировать гипотезы  и обосновывать их;

- находить в тексте  факты для подтверждения гипотезы;

- находить и выделять  в тексте факты для ответа  на поставленный вопрос;

- формулировать заключение  на основе имеющихся фактов;

- выдвигать разные варианты  решения проблемы;

- устанавливать последовательность  событий на основе выделенных  в тексте  
 
Уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов:

1. Исходный уровень определяется  как уже имеющийся, сформировавшийся  на основе спонтанного исследовательского  опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения  в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

Информация о работе Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира