Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Последние годы XX столетия ознаменовались значительным прогрессом в области экологического менеджмента предприятий. Начиная с 1980-х гг. некоторые крупные компании стали уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и использовать в тех или иных операциях новые подходы и технологии. Менеджеры по вопросам охраны окружающей среды (на тех предприятиях, где эта должность существовала) чаще всего относились к руководителям младшего звена. Это были люди с соответствующей научной подготовкой, в чьи функции входил контроль за соблюдением законодательных нормативов, выбросами в атмосферу и загрязнением воды.
3 Разработка экологической стратегии ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д
3.1 Оценка технического уровня производства для разработки экологической стратегии предприятия
Первоначальным этапом разработки экологической стратегии для конкретного предприятия является оценка технического уровня производства, изучение основных аспектов деятельности организации, выявление так называемых «узких мест» на предприятии, а также анализ среды (как внутренней, так и внешней). Так, детально рассмотрев данные области, можно будет сформировать базис для разработки экологической стратегии предприятия.
Для этого целесообразно будет провести SWOT-анализ деятельности предприятия.
Сильные стороны предприятия:
1. Круг потребителей продукции широк – это промышленные предприятия, железные дороги Республики Беларусь, России и стран СНГ, оптовые фирмы.
2. Завод производит широкий ассортимент аппаратуры централизации, блокировки и связи, а предприятия России имеют узкоспециализированную направленность.
3. Производится периодическое обновление оборудования.
4. Наличие опыта внешнеэкономической деятельности и устойчивых связей с поставщиками и потребителями продукции.
5. Наличие сертификата соответствия СТБ ИСО 9001-2001.
6. За 2004, 2005 гг. сертифицированы в рамках добровольной сертификации: 23 изделия - в национальной системе подтверждения Республики Беларусь (16 типов изделий аппаратуры ТРЦ и 7 типов стативов); 16 изделий - в национальной системе сертификации ГОСТ Р (аппаратура ТРЦ); 16 изделий - в Системе сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (аппаратура ТРЦ).
Слабые стороны:
1.Износ оборудования предприятия (как моральный, так и физический) довольно высокий.
2. Достаточно большая зависимость от импортных комплектующих и материалов (ухудшилась конкурентная позиция из-за постоянно повышающихся цен на импортные материалы, которые завод использует для производства).
3. Предприятие оказывает огромное негативное воздействие на окружающую среду, о чем можно судить по объемам выбросов, сбросов и отходов.
Возможности:
1. Выход на новые рынки и упрочнение на старых рынках при более активной работе отдела маркетинга по рекламе и продвижению продукции.
2. Увеличение разнообразие ассортимента.
3. Ослабление внешнеторговых барьеров, в связи со значительным усилением интеграции Республики Беларусь, Российской Федерации и Казахстана.
4. Быстрый рост рынка. (Казахстан, Грузия)
5. Ослабление позиций конкурентов.
6. Лидерство в конкуренции по качеству продукции.
7. Внедрение системы управления окружающей средой, разработка природоохранных мероприятий на долгосрочную перспективу.
Угрозы:
1. Вторжение в отрасль мощных компаний с низкими издержками и высоким качеством продукции.
2. Нестабильность поставок из-за слабой и некачественной работы поставщиков.
3. Ужесточение внешнеторговых барьеров.
4. Ужесточение государственного регулирования и др.
Анализ слабых и сильных сторон, возможностей и угроз показал, что для улучшения положения в сфере сбыта необходимо проводить следующую работу:
1. Применять гибкую систему цен в рамках действующего законодательства Республики Беларусь.
2. Увеличить прибыльность путем поиска поставщиков сырья по более низким ценам.
3. Сократить отставание в области исследований и разработок.
4. Перевести производство на выпуск продукции нового поколения.
5.Создать устойчивую репутацию и положительный имидж предприятия как надежного поставщика, предоставляющего наиболее удобные условия доставки продукции в сжатые сроки.
6. Сформировать стратегию предприятия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также направления и принципа природоохранной деятельности как залога устойчивого социально-экономического развития.
В осуществляемой предприятием маркетинговой стратегии особая роль принадлежит расширению рекламы выпускаемой продукции, участию в разнообразных выставках, презентациях и семинарах. Координация этой работы возложена на отдел маркетинга, основной задачей которого является изучение и прогнозирование конъюнктуры, продвижение продукции.
Предприятие стремится удовлетворить потребности широкого круга клиентов, обеспечить высокое качество производимых товаров на основе применения новых технологий, материалов, методов работы, создания у сотрудников заинтересованности в работе, повышения их квалификации и формирования инновационной организационной культуры.
Однако с целью увеличения доли экспортной составляющей по странам СНГ и Балтии, на предприятии должна проводиться работа по повышению качества продукции и подтверждению ее соответствия. Основной целью маркетинговой деятельности Брестского электротехнического завода должно быть сохранение позиций на российском рынке продукции, включающей аппаратуру централизации, блокировки и связи для железных дорог в условиях жесточайшей конкуренции, обусловленной экономическими и политическими факторами, а также расширение рынков сбыта на всей территории СНГ, Прибалтики.
На решение главной задачи – выпуск продукции высшего качества должны быть направлены:
- модернизация выпускаемых изделий
- освоение новых видов продукции
- использование малоотходных и экологически чистых технологий, сертификация продукции и работающая система управления качеством.
Повышение технического уровня и конкурентоспособности продукции должно базироваться на использовании достижений науки, внедрении ресурсосберегающих, энергосберегающих технологий и новых материалов.
Повышение качества продукции и услуг напрямую зависит от улучшения информированности персонала о требованиях к качеству и условиях их обеспечения. В связи с этим существенно возрастает роль информационного обеспечения в области качества.
Развитие информационной базы в области технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия и управления качеством необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- ознакомление с политикой и целями в области качества всего персонала предприятия
- своевременное обновление информации о качестве на информационных стендах в подразделениях
- проведение дней «Качество» в подразделениях и общезаводского у директора завода
- расширение фонда ТНПА и его актуализация
- обеспечение актуальной информацией о действующих ТНПА выпуском ежемесячного информационного бюллетеня и приказов о применении ТНПА.
Многообразие и сложность задач, возникающих в ходе управления качеством, предъявляют повышение требования к уровню специальных знаний.
Основными направлениями деятельности завода должны стать:
- применение принципов и требований современных систем менеджмента;
- освоение новых видов продукции на основе анализа рынков и конкретных запросов потребителей;
- постоянное изучение и анализ требований и ожиданий потребителей для повышения их удовлетворенности;
- постоянный контроль за обеспечением качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
- развитие основных видов ресурсов:
персонала,
инфраструктуры,
производственной среды;
- организация процесса производства с минимальными рисками для жизни, здоровья, наследственности граждан и окружающей среды;
- совершенствование форм и методов организации труда и мотивации персонала;
- совершенствование технологии и организации производства по обеспечению экономного использования топливно-энергетических и материальных ресурсов;
- обеспечение темпов роста производительности труда для установления достойного вознаграждения за работу персоналу завода;
- постоянное улучшение качества продукции, процессов, системы менеджмента качества
- развитие технического потенциала завода и внедрение новых энергосберегающих технологий, реализация национальных и международных проектов на железнодорожном транспорте
- модернизация выпускаемых изделий, освоения новых видов продукции
- внедрение малоотходных и экологически чистых технологий, сертификация продукции и внедрение системы управления качеством;
- реализация программы импортозамещения через производство комплектующих изделий, запасных частей и материалов для обеспечения производственного процесса ПРУП «БЭТЗ» Белорусской железной дороги
- осуществление реструктуризации и акционирования завода
- своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей предприятий транспортного комплекса Республики Беларусь в производстве аппаратуры и приборов, применяемых в устройствах сигнализации, централизации и связи, других изделий и запасных частей для железнодорожного транспорта, получение прибыли и обеспечение на этой основе комплексного развития производства, материально-технической базы и социальной сферы, реализация экономических интересов собственника
- повышение эффективности хозяйственной деятельности
- охрана окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий.
В период разрыва хозяйственных связей (1991 -1994гг.) завод потерял значительную часть объемов производства традиционных видов продукции по следующим причинам:
- дублирование производства традиционной продукции завода на предприятиях России и Украины;
- прямые указания центральных органов стран СНГ об ограничении или полном запрещении закупок средств автоматизации на заводах Беларуси;
- отрыв от научной базы, т.к. все научные центры подотрасли остались на территории России и Украины;
- значительное сокращение финансирования капитального строительства на железнодорожном транспорте всех стран СНГ.
В то же время специфика завода, его оборудование, технологические линии, отражающие узкую специализацию и работу по индивидуальным проектам (схемам), не позволяют провести перепрофилирование без крупных капиталовложений, обеспечить которые без централизованной поддержки завод не в состоянии.
Однако продолжающееся сокращение объемов финансирования капитального строительства не железнодорожном транспорте России и других стран СНГ не позволяет пока достигнуть увеличения производства по традиционным видам продукции. Для решения данной проблемы предприятию необходимо предусмотреть значительное увеличение удельного веса новой продукции в объёме промышленного производства, который в перспективе должен составит около 70% (приблизительно к 2013г.). Для этих целей на заводе следует разработать инновационный план по освоению новых видов продукции для нужд железнодорожного транспорта.
Учитывая переориентацию завода на выпуск современных электронных изделий и сокращения сроков подготовки производства необходимо приобретение современных высокопроизводительных станков и нового оборудования, оборудования лазерной резки листового материала, что позволит высвободить ряд прессового, сверлильного, отрезного оборудования, уменьшит количество потребления и изготовления оснастки, увеличить объёмы производства, улучшить условия труда, экономить трудовые и материальные ресурсы, внедрить новые и высокие технологии.
3.2 Основные направления совершенствования природоохранной деятельности предприятия
С точки зрения применяемых технических решений можно выделить три основных потенциальных направления природоохранной деятельности ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д.:
- мониторинг и оценка состояния окружающей среды;
- контроль за состоянием окружающей среды и процессами обезвреживания;
- вторичное использование отходов и восстановление элементов окружающей среды.
Появившийся ныне термин «безотходное производство» означает полное вторичное использование побочных продуктов в производстве путем создания замкнутых ресурсных циклов. На начальном этапе перехода к подобному типу природопользования возможно внедрение малоотходных технологий, сопровождаемое развитием технологии терминальной очистки.
Так, предприятию для повышения технического уровня производства и уменьшения воздействия на окружающую среду целесообразным было бы снизить прямые затраты (на выполнение требований законодательства относительно специальных методов обработки и ликвидации отходов на предприятии) и косвенные (например платежи за размещение отходов). Снижение этого вида расходов приводит к снижению, например, потребности в рабочей силе и оборудовании для контроля за загрязнением и обеззараживанием отходов; уменьшению потребности в количестве площадей для хранения отходов и, следовательно, к освобождению места для производства; снижению платежей за производство отходов и их размещение.
В ходе проведения исследования были выявлены следующие проблемы на предприятии:
1) значительный объем водопотребления и водоотведения
В настоящее время источником водоснабжения существующих очистных сооружений является внутренняя сеть хозяйственно-питьевого водопровода.
Брестский электротехнический завод потребляет воду технического качества, а также и питьевую. Техническая вода расходуется на технологические нужды Qт = 37846 м3/год, а питьевая – на хозяйственно-питьевые и на приготовление растворов Qп = 82000 м3/год.
Информация о работе Разработка экологической стратегии ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д