Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Последние годы XX столетия ознаменовались значительным прогрессом в области экологического менеджмента предприятий. Начиная с 1980-х гг. некоторые крупные компании стали уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и использовать в тех или иных операциях новые подходы и технологии. Менеджеры по вопросам охраны окружающей среды (на тех предприятиях, где эта должность существовала) чаще всего относились к руководителям младшего звена. Это были люди с соответствующей научной подготовкой, в чьи функции входил контроль за соблюдением законодательных нормативов, выбросами в атмосферу и загрязнением воды.
Закон «Об обращении с отходами», принятый в Республике Беларусь 20 июля 2007 г., определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Согласно этому закону определены права собственности на отходы (возможность купли-продажи, мены, дарения и других видов отчуждения), введен государственный кадастр отходов, регистрирующий и классифицирующий их, а также отслеживающий их размещение и обезвреживание. На основе этого кадастра должна осуществляться паспортизация опасных отходов, предусматривающая экспертизу и оценку их вредности для окружающей среды.
Данный закон создает сегодня необходимый базис для перехода белорусской экономики на рельсы экологически безвредного функционирования. Он является необходимой предпосылкой формирования в нашей стране системы управления отходами как одного из возможных элементов эффективного эколого-экономического управления.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что рассматриваемое предприятие достаточно мало внимания уделяет вопросам природоохранной деятельности, что сказывается на размерах воздействия предприятия на окружающую среду: это и значительное количество выбросов, сбросов, образования отходов. Для устранения данных недостатков руководству завода необходимо наметить долгосрочные ориентиры в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а именно – разработать экологическую стратегию.
3.3 Методические подходы к формированию структуры экологической стратегии предприятия
Как уже было обозначено в первой главе, разработка экологической стратегии проходит в пять этапов: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения.
Разработаем экологическую стратегию для ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д.
Первым этапом разработки экологической стратегии является анализ среды.
Мы уже определили, что основными потребителями продукции являются железные дороги, промышленные предприятия Беларуси, Российской Федерации, Казахстана, Украины и стран Балтии (Литва, Латвия). Объемы продаж по рынкам сбыта за период 2009года составляют: Республика Беларусь – 73,2 %, Российская Федерация – 6,5 %, Украина – 1,7 %, Республика Казахстан – 8,3 %, страны Балтии – 6,0 %, Грузия – 4,3 %.
Завод использует импортные комплектующие, что непосредственно является минусом, так как очень велика зависимость от поставщиков.
Основными конкурентами ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д. являются: Заводы ОАО «ЭЛТЕЗА»
- Камышловский электротехнический завод;
- Лосиноостровский электротехнический завод;
- Санкт-Петербургский электротехнический завод;
- Санкт-Петербургский завод автоматики и телемеханики;
- Армавирский электротехнический завод;
- Волгоградский литейно-механический завод;
- Гатчинский электротехнический завод;
- Елецкий электромеханический завод;
ООО «Термотрон» г.Брянск
ООО «Транссигналсвязь» г.Харьков
Саратовский электротехнический завод.
Все перечисленные выше заводы производят продукцию аналогичную с нашим заводом и взаимосвязаны между собой системой кооперации.
Конкурентоспособность продукции завода оценивается по 4 критериям: цена, качество, срок поставки, доверие к товару. Как показал анализ конкурентоспособности продукции и её конкурентных аналогов в 2009 году, ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д. занимает достаточно конкурентную позицию на рынке и имеет такие преимущества перед конкурентами, как: срок поставок (30-45 дней), цены и наличие сертификатов на продукцию, что несомненно говорит о том, что предприятие конкурентоспособно на рынке производимой продукции (таблица 6).
Итак, что касается внешней среды - у предприятия есть такие сильные стороны, как достаточно широкий круг потребителей продукции, широкий ассортимент выпускаемых изделий, наличие опыта внешнеэкономической деятельности и устойчивых связей с поставщиками и потребителями продукции. Слабыми сторонами являются отсутствие собственной сырьевой базы.
Таблица 6 – Анализ конкурентоспособности продукции и её конкурентных аналогов за 2009 год
Наименование организации | Цена (руб. РФ) | Сроки поста-вок (кол. дней) | Качество | Доверие к товару | ||||
обозначение продукции | крите-рии | критерии | ||||||
Шкаф БРШ | Статив | Аппаратура ТРЦ | Пульт-табло ППНБМ-1200 | уровень рекламаций | наличие сертификата на продукцию | наличие менеджмента качества | ||
ПРУП «Брестский электротехнический завод» Бел. ж.д. | 33135 | 28336 | 12800 | 142200 | 30-45 | - | +++- | + |
Камышловский ЭТЗ | 38390 | 31500 |
|
| 60 | - | - - - - | + |
Санкт-Петербургский ЭТЗ |
| 31500 | 21200 |
| 60 | - | - - - - | + |
Лосиноостровский ЭТЗ |
|
| 21200 | 193436 | 45-60 | - | - - - - | + |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Что же касается внутренней среды предприятия, то нужно отметить, что предприятие достаточно крупное по численности работающего персонала (списочная численность работающих на предприятии составляет 592 человека). Большую часть персонала предприятия занимает промышленно-производственный персонал (в 2009 – 529 чел.). Из них на долю рабочих приходится 390 человек, а на служащих – 139 человек. Среди рабочих преобладают рабочие – сдельщики (204 чел.), а среди служащих – специалисты (75 чел.). На долю непромышленного персонала приходится лишь 1,12% от общей численности персонала (6 чел.).
Рассматривая особенности иерархического и функционального построения структуры управления, нужно отметить, что к основным функциональным единицам предприятия относятся: руководители завода, отделы, бюро, основные производственные участки и вспомогательные участки. Связь между ними обеспечивается посредством передачи информации от одного звена к другому (подотчётность участков отделам и бюро – вертикальная связь, и обмен информацией и отчётами о деятельности подразделений между отделами и бюро – горизонтальная связь).
Анализ финансово-хозяйственной деятельности за последние годы показывает устойчивый рост объемов производства продукции в действующих и сопоставимых ценах. По финансовым показателям можно судить о том, что данный субъект хозяйствования финансово устойчив и платежеспособен, работает рентабельно.
Таким образом, предприятие стремится удовлетворить потребности широкого круга клиентов, обеспечить высокое качество производимых товаров на основе применения новых технологий, материалов, методов работы, создания у сотрудников заинтересованности в работе, повышения их квалификации и формирования инновационной организационной культуры.
Разработаем миссию для данного предприятия.
Миссия ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д.:
«Мы стремимся быть лучшими среди производителей средств централизации, автоматики и связи. Эту стратегическую задачу мы решаем, работая в следующих направлениях: способствуя развитию работников всех производственных и управленческих уровней, внедряя прогрессивные новшества в производство и маркетинг, осваивая и распространяя передовой опыт, совершенствуя технологии и оперативное управление, создавая благоприятные возможности для собственного бизнеса и его роста, как в Республике Беларусь, так и за рубежом, а также способствуя охране окружающей природной среды и снижению антропогенного воздействия на нее».
Разработаем экологическую политику компании, которая послужит базой для разработки экологической стратегии.
Экологическая политика ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д.
ПРУП «Брестский электротехнический завод» Белорусской железной дороги является крупнейшим производителем средств автоматики, централизации и связи в Республике Беларусь и стремится выпускать высококачественную и экологически безопасную продукцию, экономить природные ресурсы. Компания несет ответственность за воздействие на окружающую среду и учитывает вопросы экологии при принятии решений.
Заботе об охране окружающей среды и обеспечении безопасной работы для персонала предприятие придает очень большое значение.
Целями экологической политики компании являются соблюдение требований природоохранного законодательства Республики Беларусь и постоянное уменьшение вредного воздействия предприятия на окружающую среду.
Деятельность компании направлена на минимизацию удельных расходов сырьевых ресурсов, энергии и воды, а также снижение нагрузки на окружающую природную среду.
Предприятие обеспечивает сбор и захоронение отходов, а также меры по организации их утилизации, улавливание и обезвреживание выбросов загрязняющих веществ и сбросов сточных вод, стремится к снижению их образования и уменьшению загрязнения почвы.
Предприятие ставит своей целью развитие логистики и планирования производства. Благодаря рациональному распределению и хранению продукции, а также оптимизации транспортных потоков достигается экономия энергоресурсов и уменьшается нагрузка на окружающую среду.
В связи с этим основными направлениями экологической политики ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д. являются:
- организация производственного процесса в соответствии с требованиями белорусского законодательства (природоохранного, СанПиНов и др.);
- оптимизация производственного процесса с целью поэтапного сокращения потребления энергоресурсов;
- повышение уровня сознательности и информированности всего персонала в отношении экологических аспектов деятельности завода.
Для достижения целей экологической политики руководство завода обязуется:
- проводить анализ тенденций, учитывать изменения и разрабатывать необходимые документы и процедуры в соответствии с требованиями природоохранного законодательства для достижения дальнейших положительных результатов в области ООС;
- проводить периодическую объективную оценку воздействия оказываемых предприятием услуг на окружающую среду;
- включать в программу обучения персонала экологические знания и навыки, необходимые для активного участия их в достижении целей экологической политики предприятия и решения задач уменьшения воздействия его функционирования на окружающую среду.
- регулярно проводить мониторинг технического состояния оборудования и транспортных средств для снижения негативного воздействия на окружающую среду и предотвращения риска возникновения аварийных ситуаций
- внедрять современные технические средства, обеспечивающие минимальное потребление ресурсов и минимальное воздействие на здоровье людей
- установить жесткий контроль над количеством потребляемых ресурсов путем внедрения нормативов на потребление
- установить контроль над количеством образующихся отходов и по возможности их утилизировать.
Администрация завода обязуется обеспечить реализацию экологической политики и соблюдение требований экологического менеджмента.
Далее следует стадия разработки экологической стратегии.
Разработка данной стратегии должна базироваться на принципах локальности и превентивности и должна предполагать исключение образования отходов в источнике.
Одним из первых этапов при внедрении экологической стратегии является оценка воздействия предприятия на окружающую среду и идентификация основных приоритетов природоохранной деятельности.
В результате применения данной методологии за счет тщательного анализа технологических процессов предприятия, от обработки сырья до использования готовой продукции, исключаются места возможного появления отходов. Такой подход часто приводит к получению из отходов новых сырьевых материалов или полуфабрикатов, которые можно использовать в производстве вторично. Кроме того, системность данной методологии позволяет разработать ряд мероприятий по выработке экономически обоснованных способов предотвращения, нейтрализации или переработки загрязняющих веществ с оценкой получаемых экологических и экономических эффектов.
Выбранная нами экологическая стратегия – стратегия предотвращения загрязнения окружающей среды на предприятии. Она заключается в определении взаимосвязанных между собой мероприятий технологического и экономического характера и установлении порядка их реализации с целью сокращения образования отходов и экономии ресурсов в определенный срок. Понятно, что не все природоохранные мероприятия могут быть осуществлены за счет организационных, беззатратных или малозатратных мер. В ряде случаев для реализации программ потребуются значительные инвестиции.
Проработав данную методологию, можно спроектировать соответствующие этапы её осуществления.
Далее следует стадия внедрения. Здесь обсуждаются основные направления деятельности в рамках экологической стратегии. На данном этапе ведутся работы по обоснованию проектов, финансированию, техническому обеспечению (оборудование). Также обсуждается проблема инвестирования.
Информация о работе Разработка экологической стратегии ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д