Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Последние годы XX столетия ознаменовались значительным прогрессом в области экологического менеджмента предприятий. Начиная с 1980-х гг. некоторые крупные компании стали уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и использовать в тех или иных операциях новые подходы и технологии. Менеджеры по вопросам охраны окружающей среды (на тех предприятиях, где эта должность существовала) чаще всего относились к руководителям младшего звена. Это были люди с соответствующей научной подготовкой, в чьи функции входил контроль за соблюдением законодательных нормативов, выбросами в атмосферу и загрязнением воды.
Примечание – Источник: [20, с 237-238].
Технологическое развитие общественного производства в современный период обеспечивает лишь относительное сокращение потребления природных ресурсов, в то время как абсолютного сокращения объемов использования какого-либо вида ресурсов не наблюдается. Можно выделить следующие этапы развития процесса ресурсосбережения общественного производства, основанного на том или ином уровне технологического развития производственных процессов:
- первый — абсолютный рост потребления природных ресурсов на основе использования несовершенных технологий и постоянного возрастания нагрузки на окружающую природную среду;
- второй — относительное сокращение доли потребляемых ресурсов на единицу конечного продукта при продолжающемся росте их извлечения из природной среды;
- третий — появление дефицита природных ресурсов и стимулирование процесса поиска их заменителей;
- четвертый — развитие технологий до уровня, позволяющего осуществлять абсолютное сокращение удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение добычи первичного сырья и воздействия на природную среду.
Последний этап знаменует собой переход от расточительства к рациональному природопользованию и содержит в себе следующие составляющие:
- создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий;
- создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями их природных аналогов;
- снижение материалоемкости общественного производства за счет создания оптимальной структуры природно-сырьевой и топливно-энергетической базы;
- повышение качества производимой продукции, обеспечивающее увеличение срока ее функционирования или снижение объемов ее потребления;
- сокращение потерь природно-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях их переработки и использования;
- расширение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции [23, с.211].
Вообще говорить о проблеме отходов и ее успешном разрешении можно только в том случае, если принципиально изменен сам взгляд на сырьевую базу производства. В качестве примера можно рассмотреть минерально-сырьевую базу редких металлов. Вместо разведки и освоения новых крупных месторождений можно эффективно использовать имеющиеся отходы металлопроизводства или получать эти металлы попутно, в процессе добычи различного рода полезных ископаемых, что не потребует существенных затрат на геологоразведочные работы и капитальных вложений на ввод и эксплуатацию объектов добывающей промышленности.
Для коренного изменения ситуации с ресурсосбережением необходимо, чтобы в основе рассмотрения сырьевой базы производства приоритетным направлением стало максимально возможное использование в качестве исходного сырья вторичных ресурсов.
Проблема обеспеченности человечества природными ресурсами является одной из самых насущных в мире. Для предотвращения истощения природных ресурсов необходимы три основных приоритетных направления:
1) установление гармоничного взаимодействия общества с окружающей средой по обмену веществ;
2) рациональное и комплексное использование природных ресурсов на основе малоотходной и безотходной технологии;
3) поиски новых источников сырья, топлива и энергии.
Данные проблемы носят глобальный характер и затрагивают интересы всех стран независимо от их общественно-политических и экономических систем [4, с. 198].
Общеизвестно, что расточительство как действие, обратное бережливости, рано или поздно приводит к экономическому краху. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы государство, как главный владелец природных богатств, постоянно управляло процессом ресурсосбережения, создавая такие правовые нормы, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным [29, с.37-38].
Подводя итог данной главы, нужно отметить, что функциональные стратегии развития предприятия (организации) конкретизируют выбранную траекторию развития предприятия (организации) в соответствии с основными направлениями его деятельности, обеспечивая достижение основной цели развития предприятия. Они разрабатываются соответствующими структурными подразделениями предприятия (организации).
Характерной чертой для существующих типов стратегий является отсутствие в них долгосрочного видения экологического развития, четких, измеримых экологических целей, обоснованных направлений экологической деятельности. Устранению этих недостатков способствует, в первую очередь, формирование экологической стратегии как составной части экономической стратегии развития предприятия, направленной на создание экономической заинтересованности и экологической ответственности промышленного предприятия.
Экологическая стратегия предприятия предусматривает разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на:
- рациональное использование всех видов ресурсов;
- ограничение объемов выбросов;
- сокращение количества отходов;
- сокращение экологических потенциалов риска;
- производство безвредных продуктов.
Ужесточение экологических требований со стороны внешних заинтересованных сторон, обострение взаимоотношений в системе «промышленное производство - окружающая природная среда (ОПС)», а также ориентация на усиление конкурентных преимуществ потребовали от руководства предприятий освоения инструментов формирования и реализации экологической стратегии, и одновременно внедрение подходов к адаптации текущей деятельности к стратегическим экологическим целям, и как следствие, поиску новых способов оценки эффективности экологической деятельности предприятия.
На нынешнем этапе без учета научно обоснованной экологической стратегии общественного развития невозможно организовать оптимальное управление хозяйственной деятельностью.
Таким образом, экологическая стратегия призвана связать воедино многочисленные аспекты эколого-экономического управления и представляет собой всесторонний комплексный план по достижению целей и задач предприятия в экологической сфере.
Экологическую стратегию необходимо рассматривать как динамическую совокупность пяти таких взаимосвязанных управленческих процессов, как анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения.
Однако, реализуя экологическую стратегию, предприятие должно уделить внимание и экономическим аспектам. Прежде чем разработать и внедрить экологическую стратегию на предприятии, должны быть проведены работы по выявлению предпосылок внедрения экологической стратегии – это и изучение технико-технологических особенностей производства, исследование экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности и природоохранной деятельности предприятия.
2 Предпосылки формирования экологической стратегии предприятия на примере ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д
2.1 Анализ предпосылок формирования экологической стратегии на примере ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д
ПРУП «Брестский электротехнический завод» Белорусской железной дороги создан приказом Министра путей сообщений СССР от 21.06.1976г. №911 на базе Брестского цеха стативов Гомельского электротехнического завода. Завод спроектирован и построен в рамках комплексной системы автоматизации железнодорожного транспорта СССР и был узкоспециализирован на выпуске стативов.
В 1976 году, к моменту учреждения Брестского электротехнического завода, численность персонала составляла 240 человек, в том числе 24 человека инженерно-технических работников, 7 человек служащих, 209 рабочих.
Решение об открытии завода ещё только предполагало его создание. Под строительство завода была отведена специальная площадка на окраине города, где существовавшие здания и сооружения никак не соответствовали техническим параметрам и технологическим нуждам будущего предприятия.
В прошлом продукция БЭТЗ поставлялась на железные дороги и метро Советского Союза, поступала также на экспорт: в Болгарию, Монголию и другие страны.
Десятки тысяч единиц заводских изделий сегодня обеспечивают безопасность движения поездов, увеличивают пропускную способность стальных магистралей, обеспечивают рабочему персоналу железнодорожного транспорта более удобные условия труда и позволяют оперативно решать текущие задачи. Все изделия выпускаются с учетом требований современной технологии, дизайна, прогрессивных материалов и комплектующих.
Форма собственности предприятия: государственная.
Учредители предприятия: объединение «Белорусская железная дорога».
Отрасль: производство.
Общая численность работающих: 592 человека.
Ведомственная подчинённость: как уже было отмечено, до 1991 года завод входил в состав научно-производственного объединения "Союзжелдоравто-матизация" МПС СССР. С 1992 года БЭТЗ находился в ведении Государственного комитета имущества Республики Беларусь, потом перешёл в ведомственное подчинение Госкомпрома. С марта 1993 года по 2000 год завод находился в подчинении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2000 № 1817 Брестский электротехнический завод передан из ведения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в состав Белорусской железной дороги и переименован в соответствии с приказом Начальника Белорусской железной дороги от 27.12.2000 №160Н в производственное республиканское унитарное предприятие "'Брестский электротехнический завод" Белорусской железной дороги.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», с учетом внесенных изменений и дополнений, Брестский областной исполнительный комитет решением №2697 от 25.06.2001 зарегистрировал в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 20015500 организацию, как Производственное республиканское унитарное предприятие "Брестский электротехнический завод" Белорусской железной дороги. Выдано свидетельство № 02333 от 10.07.2001 о государственной регистрации.
Решениями Брестского областного исполнительного комитета № 5011 от 31.01.2003 и № 7446 от 27.02.2004 зарегистрированы изменения и дополнения в учредительные документы Производственного республиканского унитарного предприятия «Брестский электротехнический завод» Белорусской железной дороги в части изменения основных видов хозяйственной деятельности организации.
Предприятие находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит ей на праве хозяйственного ведения. Организация осуществляет свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Уполномоченным органом государственного управления организации является объединение "Белорусская железная дорога", именуемая "Учредитель".
Уставный фонд предприятия – 22 млн р.
Место нахождения предприятия: Республика Беларусь, город Брест, улица Строительная, дом 56.
Предприятие имеет статус юридического лица, является коммерческой организацией, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество.
Предприятие имеет две промплощадки.
Промплощадка №1 расположена в восточной части города Бреста по ул. Строительной, 56. С запада и юга – промзона. Промплощадка №2 расположена на пер. Фортечном в восточной части г. Бреста.
С юга на расстоянии 50м от предприятия проходит ж/д Брест-Минск, с запада на расстоянии 50м расположена жилая зона, с севера и востока промплощадки - промзона.
На ПРУП «Брестский электротехнический завод» действуют следующие производственные участки:
- сварочно-заготовительный;
- монтажно-сборочный №1;
- монтажно-сборочный №2;
- инструментальный;
- механический;
- гальванический;
- пластмассовый;
- участок погрузочно-разгрузочных работ и упаковки;
- ремонтно-механический;
- ремонтно-энергетический;
- котельная.
В настоящее время завод производит более 600 наименований изделий, используемых в системах электрической централизации, сигнализации, блокировки и связи для железнодорожного транспорта.
Ассортимент обширен и позволяет полностью удовлетворять потребности потребителей. Кроме этого, выпускаются также товары потребительского назначения, среди которых постоянно производятся только котлы отопительные ОВК для населения.
Структура производства и реализации продукции в 2009 г. выглядела следующим образом (Рисунок 3):
Информация о работе Разработка экологической стратегии ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д