Соотношение мер Административной и уголовной ответственности за нарушение экологического закнодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В неофициальном рейтинге стран по числу экологических правонарушений Россия занимает одно из первых мест. В нашей стране данные правонарушения носят скрытый (латентный) характер, по данным многочисленных исследований процент латентности составляет от 95 % до 99 %. Кроме того в нашем законодательстве зачастую отсутствуют реальные механизмы для привлечения к экологической ответственности за мелуие правонарушения. В Европе, США, ряде стран Азии даже за выброшенный на улицу мусор нарушитель по крайней мере заплатит внушительный штраф, размер которого может составить несколько тысяч долларов. Не говоря уже о предприятиях, нарушающих природоохранное законодательство – работают они, как правило, до первого визита представителей контрольно-надзорного ведомства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 3
1.1. Ответственность за нарушение экологического законодательства: понятие и цели 3
1.2. Виды ответственности за нарушение экологического законодательства 3
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ 3
2.1. Основание административной ответственности за нарушение экологического законодательства 3
2.2. Основание уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства и ее отличие от административной 3
2.3. Вопросы эффективности применения административной и уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 3
ПРИЛОЖЕНИЕ А Ошибка! Закладка не определена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ошибка! Закладка не определена.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.01 Кб (Скачать файл)

Надо отметить, что на основании специальных актов  законодателя может быть осуществлено полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. Такие акты законодателя называются амнистиями. Она может быть общей, т.е. для всех, частичной, т.е. распространяться на определенные категории преступлений, либо к отдельным лицам. Амнистия, которая относится к конкретным лицам, называется помилованием. При  амнистии происходит прекращение производства следственных дел и дел, не рассмотренных  в судах до вступления в силу акта об амнистии, а лица, привлеченные в  качестве виновных в совершении преступления, освобождаются от уголовной ответственности.

Административная  ответственность наступает за совершение экологических поступков, предусмотренных КоАП РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации. Субъектами административной ответственности могут быть лица, достигшие 16 лет, а также юридические лица.

Мерами административного  принуждения согласно ст. 3.2 КоАП РФ могут быть: предупреждение; штраф; административный арест; конфискация  определенных предметов. Наложение  административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях  судами или судьями. 11

Специфика гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства в том, что не всякая правовосстановительная мера является мерой гражданско-правовой ответственности, а только та, которая влечет дополнительное имущественное обременение. Она осуществляется в судебном и административном порядке. Виновный возмещает экологический вред и одновременно несет уголовную и административную ответственность.

Дисциплинарная  ответственность наступает за нарушение работником своих трудовых обязанностей в сфере охраны окружающей природной среды. Это может быть замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы и т.д. Дисциплинарная ответственность осуществляется должностными лицами. В отличие от простых граждан, государственные служащие несут повышенную дисциплинарную ответственность. Они могут быть предупреждены о неполном служебном соответствии, понижении в воинском или специальном звании.12

Таким образом,  все правонарушения в экологической сфере делятся  на проступки и преступления, первые влекут дисциплинарную, материальную и административную ответственность, вторые – уголовную. Ответственность  гражданско-правового характера  может быть возложена на виновного  наряду с материальной, административной, дисциплинарной и уголовной. Это  связано с тем, что привлечение  виновного к любому из указанных  видов ответственности, не освобождает  субъекта от прямой обязанности возмещения причиненного вреда.

 

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ

2.1. Основание  административной ответственности  за нарушение экологического  законодательства 

 

Административно-правовая ответственность  является наиболее эффективным видом  юридической ответственности, применяемым  за нарушения экологического законодательства. Необходимо учитывать, что административно-правовая ответственность за экологические  правонарушение имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта  посягательства, является средством  охраны правопорядка, элементом государственно-властных полномочий, а также одним из способов укрепления законности в области  охраны окружающей среды и природопользования. Она реализуется в определенном процессуальном акте посредством применения к правонарушителю мер административного  наказания, выражающихся в отрицательных  для него последствиях, которое сопровождается осуждением правонарушения и порицанием совершившего его лица.13

Ответственность наступает  за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом, административная ответственность  возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены КоАП РФ и  специальными нормами отраслевого  законодательства.

На сегодняшний день КоАП установлена административная ответственность  за совершение экологического правонарушения, посягающего на следующие  природные  ресурсы: землю, недра, воды, леса и животного  мира, правила пользования которыми установлено  в рамках экологического законодательства.

Нарушениями порядка получения  в пользование природных ресурсов и природных объектов признаются: незаконное использование земель лесного  фонда (ст. 62); нарушение правил использования  лесосечного фонда, заготовки и  вывоза древесины, заготовки живицы (ст. 63); самовольное сенокошение  и пастьба скота, самовольный  сбор дикорастущие плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 69); сбор растений, занесенных в Красную книгу (ст. 70). В статье 64 КоАП помимо незаконной порубки деревьев и кустарников предусмотрена  ответственность за их повреждение  а также за уничтожение или  повреждение лесных культур и  молодняка. За нарушение правил  обращения с отходами установлена  ответственность  ст. 53 КоАП, 8.2 КоАП РФ.

Приведем пример судебной практики: 08 августа 2011г. в 14 час.00 мин. прокуратурой осуществлена проверка базы отдыха на <данные изъяты>, используемой ООО «Гранат» <данные изъяты> в целях осуществления рекреационной деятельности. Земельный участок на озере <адрес>ю 1,3008 га с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>используется ООО «Гранат» на основании договора субаренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10, заключенного с гражданской Никоновой Л.И. в целях осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с договором  аренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10 предоставила в аренду ООО  «Гранат» жилое помещение общей  площадью 256,0 кв.м., жилое помещение  общей площадью 157,6 кв.м., столовую общей  площадью 40,50 кв.м., гараж общей площадью 37,20 кв.м., расположенных на вышеназванном  земельном участке с кадастровым  номером <данные изъяты>, используемом ООО «Гранат» на основании договора субаренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10.

Согласно акту осмотра  от 04.08.2011г. и проекту нормативов образования отходов и лимитов  на их размещение (сокращено и далее -ПНООЛР) на базе отдыха ООО «Гранат» находятся 3 выгребные ямы. Первая выгребная  яма диаметром 1.5 м и глубиной 4 м предназначена для принятия жидких отходов из жилого корпуса  и бани. Вторая выгребная яма объемом 3м на 3м предназначена для принятия жидких отходов из бани и столовой, и в третью выгребную яму поступают  отходы из надворных туалетов. В  этой связи, проверкой достоверно установлено, что от деятельности базы отдыха на <адрес>, используемой ООО «Гранат», образуются отходы из выгребных ям жидкие, которые в соответствии с письмом Ростехнадзора от 02.02.2010г. № 00-07-12/308 «О паспортизации отходов» отнесены к 4 классу опасности (9510010202014). Проверкой установлено, что также на базе отдыха ООО «Гранат» образуется мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), который согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002г. № 786 отнесен к 4 классу опасности (9120040001004).

Установлено, что ООО «Гранат» на принадлежащей ему базе отдыха осуществляет временное складирование  вышеназванных отходов на срок, не превышающий 6 месяцев. В этой связи, ООО «Гранат» осуществляет деятельность по обращению с отходами потребления (отходы из выгребных ям жидкие, мусор  от бытовых помещений организаций  несортированный (исключая крупногабаритный) путем их накопления на базе отдыха ООО «Гранат» сроком, не превышающим 6 месяцев.

Таким образом, факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ нашел свое подтверждение  при рассмотрении дела.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает возможным применить  к ООО «Гранат» административное наказание в виде приостановлении  деятельности на срок до 90 суток.14

К нарушениям водного законодательства, признаваемым административными проступками, относятся: нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 59) или водопользования (ст. 60); повреждение водохозяйственных  сооружений и устройств, нарушение  правил их эксплуатации (ст. 61).

Лесными правонарушениями, согласно КоАП, являются: уничтожение  или повреждение подроста в лесах (ст. 65); использование лесов не в  соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 66); нарушение  правил восстановления и улучшения  лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 67); повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 72); засорение лесов строительными, бытовыми отходами и отбросами (ст. 73); уничтожение и повреждение  ограничительных знаков в лесах (ст. 75); нарушение пожарной безопасности в лесах (ст. 77 КоАП).

К нарушениям в области  недропользования относятся нарушения  правил и требований проведения работ  по геологическому изучению (ст. 58) и  правил охраны недр (ст. 57).

Непосредственно на охрану животных направлены статьи о нарушенных правил транспортировки, хранения и  применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших  ущерб животному миру (сг. 861); правил охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов  и других требований пользования  животным миром (ст. 87), а также статья 864 об уничтожении редких и находящихся под у грозой исчезновения животных, совершении иных действий, которые могут причинить вред животному миру и среде обитания животных. В КоАП предусмотрены статьи о нарушении правил охраны среды обитания животных, создания зоологических коллекций и торговли ими, самовольного переселения, акклиматизации и скрещивания животных (ст. 86), о незаконном ввозе на территорию республики животных или растений, приносящих ущерб коренной флоре и фауне.

Нарушениями охраны воздушного бассейна в КоАП признаны: сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в  атмосферу или без разрешений, вредное физическое воздействие  на воздух (ст. 78); ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований охраны атмосферного воздуха (ст. 79); нарушение  правил эксплуатации или неиспользование  оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 80); выпуск в эксплуатацию (ст. 81) или эксплуатация (ст. 82) транспортных средств с превышением нормативов загрязняющих веществ в выбросах; несоблюдение правил складирования  и сжигания отходов (ст. 83); нарушение  правил транспортировки, хранения и  применения средств зашиты растений или препаратов (ст. 84), повлекшее  или могущее повлечь загрязнение  атмосферного воздуха.15

Вред от правонарушений выражается в нанесении ущерба имущественным  интересам собственников природных  ресурсов и гражданам в результате уничтожения, повреждения, загрязнения, истощения природных ресурсов, например самовольная порубка леса, порча  земель, браконьерский лов рыбы, загрязнения воды и т.п.

Действующий КоАП РФ не содержит понятия «административное экологическое  правонарушение», что вызывает разночтения  и неоднозначность толкования данного  термина.

Прежде всего, оно значимо  для определения объекта административного  экологического правонарушения, а соответственно, и для определения оснований  административно-правовой ответственности.16

Ввиду отсутствия легального определения административного  экологического правонарушения в юридической  науке предложен ряд дефиниций, незначительно отличающихся друг от друга.

По нашему мнению, административное экологическое правонарушение - это  общественно вредное, противоправное, виновное действие или бездействие  физического или юридического лица, посягающее на отношения в сфере  охраны окружающей среды, рационального  природопользования и обеспечения  экологической безопасности, причиняющее  экологический вред или создающее  угрозу причинения такого вреда, за совершение которого КоАП РФ или законами субъектов  Российской Федерации предусмотрена  административно-правовая ответственность.

Состав экологического правонарушения выступает необходимым элементом  для привлечения к административной ответственности за нарушение экологического  законодательства.

Состав экологического правонарушения образуют его элементы в визе объективной  и субъективной сторон, объекта и  субъекта, неблагоприятные экологические  и иные последствия, причинно-следственная связь между фактом совершения нарушения  и наступившим результаты. При  отсутствии хотя бы одного из этих элементов  нет состава административного  правонарушения.

Приведем пример судебной практики. Постановлением заместителя начальника Государственной экологической инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № директор ООО «Эльф» Петров И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 36 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях», и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе на постановление  по делу об административном правонарушении Петров И.В. просит отменить вышеуказанное  постановление в связи с тем, что считает, что наложенное на него наказание необоснованно, поскольку  отсутствует состав административного  правонарушения, а именно отчет предусматривает  действия с движением древесины. На период октября, ноября, декабря 2010 года на приемном пункте наличие древесины  отсутствовало, пункт был только зарегистрирован. Тем самым регистрация  древесины в установленных журналах, книгах, и т.д. предусмотренного Законом  Забайкальского края от 1 июля 2009 года №195– ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины  на территории Забайкальского края»  не проводилась, а именно принятие, переработка, отгрузка и сведения необходимых  для включения в отчет не было. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195 – ЗЗК «Об организации  деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», ежемесячный отчет составляется о принятой, переработанной и отгружаемой  древесине, что и подтверждается п. 6 ст. 2 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195 – ЗЗК «Об организации  деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края». Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня  совершения административного правонарушения, тем самым на ДД.ММ.ГГГГ истек срок давности привлечения к административной ответственности. Документы в экологическую инспекцию поступилиДД.ММ.ГГГГ, считает, что двух месячный срок привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что на момент привлечения его к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ он уже не являлся директором <данные изъяты> так как ДД.ММ.ГГГГ был уволен и являлся безработным. Вынесенный штраф, отсутствие работы и без того ухудшает его имущественное положение.17

Информация о работе Соотношение мер Административной и уголовной ответственности за нарушение экологического закнодательства