Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка
Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы
Есть еще одна очень важная, но нерешенная биологическая проблема. Дело в том, что Земля наша всюду и всегда населена более или менее сложными комплексами многих видов живых организмов, сложными сообществами или, как биологи называют их, биоценозами. Так вот мы до сих пор не знаем, почему в течение долгого времени (большого числа поколений живых организмов) такие сложные сообщества, если человек их не подрывает, не портит, не видоизменяет, способны находиться в состоянии равновесия между составляющими их видами.
Почему это так? Мы, положим, знаем. Потому что вся эволюция на Земле проходила в приспособлении живых организмов не только к неживой внешней среде, но и друг к другу, так сказать, в результате эволюции организмы оказываются хорошо "притертыми" друг к другу. Поэтому причина возникновения такого равновесия нам понятна. Но механизмы, управляющие такими равновесными системами, нам пока неизвестны. И вот одной из задач новой нашей советской дисциплины - биогеоценологии, созданной недавно скончавшимся крупнейшим и старейшим нашим биологом академиком В. Н. Сукачевым, и является точное изучение отдельных местных, так сказать, биогеоценотических круговоротов, в сумме составляющих общий круговорот веществ в биосфере, и изучение условий и закономерностей, создающих равновесное состояние, а также условий и воздействий, нарушающих эти равновесия.
Человеку ведь, переделывая,
улучшая сообщество в живом
покрове Земли, придется
Что значит нарушить
равновесие? Мы уже знаем. Вспомните
общеизвестный пример: завезение
кроликов в Австралию. На
Следовательно, когда
человек разрешит проблему
И наконец последний,
третий пункт - выход из биосферы.
Сейчас мы знаем, что в ряде
мест на Земле, на дне
Я начал с пессимистической
констатации соотношения очень
быстрого прироста
Наконец, я хочу
указать на следующее: мы
Таким образом,
это действительно проблема
Наконец, проблема равновесия, о которой я упоминал, это проблема математиков и кибернетиков, без их участия ее не разрешить. А как я уже говорил, ее разрешение поможет людям разумно изменить свое живое окружение. Вот приблизительно то, что каждый должен знать и постоянно обдумывать в отношении той проблемы, которую я поставил вначале. Не следует забывать, что людям ее решать придется, хотят они этого или нет. И ведь жизнь на земном шаре, человеческая жизнь, пока протекает не очень мирно, поэтому, несомненно, будет в ближайшее время еще существовать соревнование, конкуренция разных стран, континентов, больших регионов Земли. И нам в этой конкуренции отставать нельзя. Наоборот, вся история естествознания, русского естествознания XIX и XX веков, дает возможность именно нам, советским ученым, эффективнее других, целостнее и рациональнее приступить к изучению научных основ этой большой проблемы - проблемы "биосферы и человечества".
Автотрофность человечества
Текст воспроизводится
по изданию
Русский космизм: Антология философской
мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993, -С.288-303.
В биосфере
существует великая
Но в последние века человеческое общество все более выделяется по своему влиянию на среду, окружающую живое вещество. Это общество становится в биосфере, т. е. в верхней оболочке нашей планеты, единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самых основ биосферы. Оно становится все более независимым от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному проявлению.
Человек, несомненно, неразрывно связан с живым
веществом, с совокупностью организмов, одновременно
с ним существующих или существовавших
до него. Прежде всего, он связан с ними
своим происхождением.
Как бы далеко мы ни углубились
в прошлое, мы можем быть уверенными, что
встретим в нем живые поколения, несомненно
генетически связанные одни с другими.
Мы, без сомнения, встретим
в этом прошлом много более
10 000 последовательных поколений,
от отца к сыну, вида Homo sapiens, которые
по существу своему не
Но происхождение человека таится еще в более отдаленных глубинах времени. След предков теряется во мраке неизвестности. Их формы, их организмы были иные, чем наши, но главный факт - последовательная смена поколений, материально связанных, от матери к сыну - остался незыблемым. Наша связь с этими существами, на нас не похожими, самая реальная, какая только возможна. Их прошлое существование не есть фикция.
Как бы далеко наша мысль или наши научные исследования ни уходили в геологическое прошлое Земли, мы констатируем то же явление существования в земной коре единого целого жизни, ее непрерывного и единого проявления. Мы видим жизнь, которая извека в своих неделимых погасает и вновь сейчас же зажигается.
Около сотни поколений
сменили друг друга с той
поры, как мысль великих греков
остановилась перед этим
Около десяти поколений
до нас великий флорентийский
натуралист Ф. Реди <1626-1698>, врач, поэт,
человек высокой духовной культуры, первый
высказал новую мысль, которая, вероятно,
от времени до времени приходила в голову
одиноким мыслителям прошлых поколений,
но оставалась скрытой. Эта революционная
идея была высказана, но не охватила умы
людей того времени. Они, очевидно, не были
подготовлены к ее восприятию. Ф. Реди
утверждал: всякий живой организм происходит
от другого живого же организма. Мысль
эта была выражена этими словами другим
итальянским натуралистом - А. Валлисниери
<1661-1730> - через одно поколение после
Ф. Реди.
Принцип Реди вошел в научное сознание
лишь в XIX в., почти через девять поколений
после его смерти. Его окончательно ввел
в наше построение космоса Л. Пастер <1822-1895>,
великий француз, человек родственного
умственного и душевного склада с Ф. Реди.
Без сомнения, нужно
представлять себе в геологии
человечество в виде миллионов
последовательных поколений
Западное человечество последовало по пути, раскрытому для мысли Ф. Реди и Л. Пастером, лишь неохотно и с большим усилием. Идеи о вечности жизни, отрицание ее начала, мысль о непереходимом - в аспекте известных физико-химических явлений - различии, существующем между косной и живой материей, были в полнейшем противоречии с навыками его мысли, с его мировоззрением. Идеи о начале и конце видимого космоса, всего материального мира, так же как о реальном единстве всего существующего, оставили глубокий след на его умственном складе.