Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка
Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы
Декларация по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.)
Преамбула
Конференция Организации
Объединенных Наций по окружающей среде
и развитию, будучи созвана в Рио-де-Жанейро
с 3 по 14 июня 1992 года, подтверждая Декларацию
Конференции Организации
Принцип 1
Забота о человеке является
центральным звеном в деятельности
по обеспечению устойчивого
Принцип 2
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции.
Принцип 3
Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
Принцип 4
Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Принцип 5
Все государства и все народы сотрудничают в решении крайне важной задачи искоренения бедности - задачи, являющейся необходимым условием устойчивого развития, - в целях уменьшения расхождений в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.
Принцип 6
Особой ситуации и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых стран и стран, наиболее уязвимых в экологическом отношении, придается особое значение. В рамках международных действий, принимаемых в области окружающей среды и развития, следует также учитывать интересы и потребности всех стран.
Принцип 7
Государства сотрудничают в
духе глобального партнерства в
целях сохранения, защиты и восстановления
чистоты и целостности
Принцип 8
Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить масштабы нерациональной практики производства и потребления и искоренить ее и поощрять соответствующую демографическую политику.
Принцип 9
Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития за счет углубления научного понимания через посредство обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и передовые технологии.
Принцип 10
Экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты.
Принцип 11
Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, а также цели и приоритеты хозяйственной деятельности должны отражать условия в области окружающей среды и развития, в отношении которых они применяются. Стандарты, применяемые некоторыми странами, могут не соответствовать интересам других стран и быть сопряжены с необоснованными экономическими и социальными издержками для них, в частности развивающихся стран.
Принцип 12
Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции страны, осуществляющей импорт. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.
Принцип 13
Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба. Государства обеспечивают оперативное и более решительное сотрудничество в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикций.
Принцип 14
Государства должны
эффективно сотрудничать с целью
противодействовать или воспрепятствовать
перемещению и передаче в другие
государства деятельности и веществ,
которые наносят серьезный
Принцип 15
В целях защиты окружающей
среды государства в
Принцип 16
Национальные власти должны стремиться обеспечить интернализацию экологических издержек и использование экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, нести расходы, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.
Принцип 17
Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предлагаемых видов деятельности, которые, вероятно, окажут значительное негативное влияние на окружающую среду и которые должны утверждаться решением компетентного национального органа.
Принцип 18
Государства незамедлительно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.
Принцип 19
Государства направляют потенциально пострадавшим государствам предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о мероприятиях, которые могут иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.
Принцип 20
Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие крайне необходимо для достижения устойчивого развития.
Принцип 21
Созидательные способности, идеалы и мужество молодежи мира следует мобилизовать в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить более светлое будущее для всех.
Принцип 22
Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.
Принцип 23
Следует обеспечивать защиту среды обитания и природных ресурсов народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации.
Принцип 24
Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития.
Принцип 25
Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
Принцип 26
Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Принцип 27
Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, провозглашенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.
Стратегия переходного периода
Текст воспроизводится по изданию: Журнал «Экология и жизнь», №5, 1997
На конференции в Рио-де-Жанейро был декларирован принцип «sustainable development». Термин пришел из биологии, его трудно перевести на русский язык. Думаю, что точнее всего — «допустимое развитие». Существует много спекуляций, связанных с неоднозначной трактовкой и политическим смыслом этого выражения. Крайне неудачное толкование термина в России — «устойчивое развитие». Такой перевод породил многочисленные опасные иллюзии и даже решения правительства, в которых отмечается, что современные экологические трудности можно преодолеть технологическими средствами.
Жизненно важно разобраться
в смысле термина, освободить его
от политических наслоений, придать
ему смысл и содержание, отвечающие
научному представлению о нынешнем
этапе взаимозависимости природ
В основе рассуждений о возможных путях и характере развития будущего общества как в общепланетарном, так и в локальном масштабе должно лежать представление о том, что человек — естественная составляющая биосферы — появился в результате ее эволюции, и на него распространяются те же биосферные законы. Это утверждение весьма тривиально, однако его последовательное использование приводит к ряду неординарных выводов.
Одно из эмпирических обобщений, относящихся к развитию живого мира, гласит: если какой-либо из видов становится монополистом в своей экологической нише, то он неизбежно переживает кризисы, направленные на восстановление нарушенного равновесия. На модельном уровне это продемонстрировал В. Вольтерра.
Как правило, результатом экологического кризиса может быть один из двух исходов. Первый — развитие вида прекращается, численность резко падает, и он изменяет свой образ жизни и биологические характеристики, для того чтобы восстановить утерянное равновесие. Прекращение развития чаще всего означает начало деградации вида. При этом, разумеется, он утрачивает монопольное положение в нише. Второй — расширение ниши и соответствующее изменение образа жизни и организации (как биологической, так и общественной). При таком исходе развитие вида может продолжаться, и он способен сохранять монопольное положение.
В последнее столетие активная деятельность людей меняет облик планеты. Еще в начале века В.И. Вернадский говорил о том, что человек превращается в основную геологообразующую силу Земли. Его монополизм стал беспрецедентным. Поэтому экологические кризисы в истории человечества неизбежны. Они оборачиваются перестройкой не только биосферы, но и всей верхней оболочки планеты.
Люди должны научиться предвидеть эти кризисы и благодаря изменению своего образа жизни создавать новую экологическую нишу.
За свою долгую историю человечество пережило, вероятно, несколько экологических кризисов. Об одном нам известно доподлинно. Он произошел в неолите и положил начало современной цивилизации. Человек оказался на грани голодной смерти и был обречен на деградацию. Он имел реальный шанс и вовсе исчезнуть с лица земли, как многие другие виды. Однако судьба людей оказалась иной. Они изобрели земледелие, а позднее — и скотоводство. Было положено начало той цивилизации, чьими плодами мы пользуемся сегодня и которой обязаны нынешними трудностями. Не преодолев последние, мы вряд ли сможем сохраниться. Процесс создания новой экологической ниши носил стихийный характер, и человечество за «победу» над кризисом заплатило огромную цену — население сократилось, вероятно, во много раз.