Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка
Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы
Предыдущие страницы были посвящены проведению той мысли, что жизнь на Земле образует сплошную паутину. Была сделана попытка путем логических построений перейти от доступных нам фактов к широким обобщениям. Другими словами, попытка была научной.
Тем не менее, трудно игнорировать то смущающее обстоятельство, что окончательные обобщения, возникшие из всего этого, — четыре закона экологии — известны множеству людей и не требуют какого-либо научного анализа или профессиональной подготовки. Сложную паутину связей, пронизывающая всю жизнь, и место в ней человека прекрасно и точно описал в своих поэмах Уолт Уитмен. Довольно хорошее представление о взаимосвязи физических свойств окружающей среды и созданий, которые в ней обитают, можно составить по «Моби Дику»*; Марк Твен известен не только как удивительный источник знаний о природе Соединенных Штатов к западу от Миссисипи, но также как острый критик несостоятельности науки, которая оторвалась от жизненной реальности. Как говорит критик Лео Маркс, «всякий, кто знаком с деятельностью американских писателей - классиков (я имею в виду таких, как Купер, Эмерсон, Торо, Мелвилл, Уитмен и Марк Твен), наверное, должен был развить интерес к той области знаний, которую мы недавно научились называть «экологией».
К несчастью, этого литературного наследия оказалось недостаточно, чтобы спасти нас от экологического бедствия. Кроме того, каждый американец, занятый в области техники, индустрии, сельского хозяйства или официальной деятельности, непричастный к разрушению природной среды или участвовавший в нём, читал (по крайней мере, некоторые вещи) Купера, Эмерсона, Topо, Мелвилла, Уитмена или Марка Твена. Многие из них к тому же туристы, любители птиц или заядлые рыболовы, и потому в какой-то степени лично осведомлены о тех природных процессах, которые наука экология пытается описать. Тем не менее, большинство из них было застигнуто врасплох кризисом окружающей среды; они, видимо, не смогли понять, что сегодня леса Торо, реки Марка Твена и океаны Мелвилла в опасности.
Растущие миазмы загрязнений помогают нам понять это. Говоря словами Лео Маркса, «теперешний кризис окружающей среды придал истинный, буквальный и даже количественный смысл этому поэтическому образу (человек должен жить в гармонии с природой)». В этом состоит, быть может, главное значение предпринятой здесь попытки показать, что те простые обобщения, к которым приводит человека тесный контакт с природой, имеют под собой солидную базу в лице фактов и принципов науки экологии. В союзе с наукой эти идеи становятся оружием в борьбе с опасностью, которой грозит природе экологический кризис. В лесах Уолден-Понда или в окрестностях Миссисипи большинство знаний, необходимых для понимания мира природы, может быть получено из собственного опыта. Но для того, чтобы понять мир ядерных бомб, смога и загрязненной воды, нужна помощь ученых.
Термины, нуждающиеся в разъяснении:
ДДТ – химическое вещество, широко используемое с сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, в практике рекреации – для борьбы с комарами и клещами. Оказалось, что незначительные концентрации этого химического соединения способны накапливаться в цепях питания и приводить к массовой гибели птиц, зверей и представлять серьезную угрозу здоровью человека. В настоящее время использование ДДТ запрещено.
Детергент – моющее средство, молекулы этих искусственно полу
Гербецид – средство для борьбы с вредными растениями, накапливаясь в трофических цепях в опасных концентрациях, эти вещества могут стать причиной гибели многих видов организмов экосистемы.
Кибернетика – наука об управлении в различных системах.
Кибернетические системы – системы с управлением.
Метаболизм – совокупность всех процессов обмена веществ в растениях, животных, микроорганизмах. Включает в себя всю совокупность реакций, протекающих в клетках и обеспечивающих как расщепление сложных соединений, так и их синтез.
Эвтрофикация – обогащение водоемов питательными веществами, часто вызываемое спусканием в них сточных вод и поверхностным стоком с удобряемых полей.
Экосфера – совокупность свойств Земли как планеты, создающих на ней условия для развития жизни (биотоп биосферы); совокупность всех экосистем Земли.
Задания для самостоятельной работы:
Тема 2. История экологии
Методическое указание:
Вашему вниманию предлагается статья одного из крупнейших философов-экологов нашего времени В.Г. Зубакова, автора книги «Сценарии 21 века». В этой статье автор высказывает идеи о дальнейшей эволюции биосферы. Подобные работы продолжают в современной экологии биосферно-ноосферное направление, заложенное работами В.И. Вернадского и Н.В. Тимофеева-Ресовского.
Вопросы к тексту :
Текст воспроизводится по изданию: Зубаков В.А. Место человека в направленной эволюции. - журн. Экология и жизнь, № 3, 1998.
Экологизация
общественного сознания в
Найти
выход из ГЭК можно только
в том случае, когда наука поймет
глубинные причины его
Под
этим термином я понимаю такую
информационную систему «
Какие
эволюционные последствия это
будет иметь? Ответить на этот
вопрос историческая экогеологи
Таким образом,
и современный и прерифейский
ГЭК представляют собой
Вопреки прежним
чисто биологическим
суперорганизма, человечество почти
пропастью отделяется от всех представителей
доразумной жизни, поскольку его
эволюция связана с новым стволом культу
…. Грядущую, после ГЭК, часть
ноосферы можно считать информационно-
Таким образом, созданием
искусственного интеллекта
Термины, нуждающиеся в разъяснении:
Архебактерии – группа микроорганизмов прокариотов, резко отличающихся как от бактерий, так и от эукариотов. Отличия наблюдаются в компонентах синтеза белка, структуре клеточной стенки, биохимии (только среди архей есть организмы, способные получать энергию из расщепления метана) и устойчивости к факторам внешней среды (большая часть способна выживать в экстремальных средах). По типу питания –автотрофы, гетеротрофы.