Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка
Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы
Глобальный экологический кризис - напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы.
Гомеостаз- состояние динамического подвижного равновесия природной системы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, регулярным возобновлением основных ее структур, вещественно-энергетического состава и внутренних свойств, а также постоянной функциональной саморегуляцией во всех ее звеньях. Характерен и необходим для всех природных систем – от космических до организма и атома.
Неолитическая революция - Х — III тысячелетия до н. э. Представляет собой переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные.
Ойкумена - экумена (др.-греч. οἰκουμένη, от слова др.-греч. οἰκέω, «населяю, обитаю») — освоенная человечеством часть мира. Термин «οἰκουμένη» введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. Изначально он обозначал зе́мли, заселённые греческими племенами, позже — зе́мли заселённые и известные человечеству в целом.
Оксибиосфера – биосфера с атмосферой, содержащей кислород.
Перигляциальная зона - приледниковая зона, полоса суши, непосредственно примыкающая к древним (плейстоценовым) ледниковым покровам или расположенная вдоль современных ледниковых покровов и у концов горно-ледниковых ледников. Перигляциальная зона испытывает сильное влияние ледников на весь комплекс природных условий, характеризуется обычно суровым климатом, специфическими геологическими процессами и явлениями/образованиями.
Прокариоты - древнейшие организмы, не обладающие четко оформленным ядром с оболочкой и типичным хромосомным аппаратом. Наследственная информация передается и реализуется через ДНК. Размножаются делением без выраженного полового процесса. К ним относятся вирусы, бактерии, сине-зеленые водоросли, риккетсии, микоплазмы и др. Общее число известных видов прокариотов около 6000.
Рифей - геохронологический период от 1650 до 650 млн. лет тому назад. Непосредственно предшествовал венду (эдиакарию).
Синезеленые цианобактерии – синезеленые водросли, мельчайшие оноклеточные организмы, вызывающие «цветение» воды в озерах и реках.
Темпоральный – временной.
Фанерозой - геологический эон, начавшийся ~ 570 млн лет назад и продолжающийся в наше время, время "явной" жизни. Началом фанерозойского эона считается кембрийский период, когда произошло резкое увеличение числа биологических видов, массовое появление панцирных форм. Предшествующий эон называется криптозой, т.е. время "скрытой" жизни, поскольку следов её проявления находят очень мало. Фанерозой подразделяется на три геологических эры (от более древних к молодым): Палеозой, Мезозой, Кайнозой. К фанерозою также относят вендский период протерозоя.
Филогенез - историческое развитие вида
Задания для самостоятельной работы:
Тема 3. Общее представление об экосистеме
Методическое указание:
Изучение связей в любой природной экосистеме требует длительных наблюдений, исследования питания, особенностей поведения ключевых видов, постановки лабораторных опытов, сложнейших математических расчетов…. Тысячи натуралистов и ученых в течение последней сотни лет постоянно ведут эту кропотливую работу. Но лишь немногие из них способны превратить результаты своих трудов в тексты или фильмы, способные заворожить читателей или зрителей и сделать их соучастниками пережитых приключений, приобщить их радостям познания основ существования живой природы. Джилберт Клинджел американский натуралист входит в число этих счастливцев. В 30-е годы ХХ века он изучал экосистемы островов Багамского архипелага, еще почти не затронутых влиянием человека. Текст, который приводится ниже, посвящен наблюдениям, произведенным им на атолловом острове Инагуа. При изучении текста, обратите внимание, что автор не использует понятие «экосистема». Дело в том, что в момент создания произведения, этот ключевой экологический термин еще не вошел в лексикон науки.
Вопросы к тексту:
Д. Клинджел
Текст воспроизводится по изданию. Клинджед Д. Остров в океане.- М.: Армада-пресс, 2002.
Жизнь можно рассматривать как цепь или как сеть взаимосвязанных звеньев, похожую на кольчугу рыцарей. Впрочем, это сравнение не совсем удачно: ведь кольчуга делалась из одного металла – из бронзы, серебра или золота, в зависимости от общественного положения того, для кого она предназначалась, а переплетение звеньев органической жизни отличается пестротой и разнообразием. Это запутанная сеть, в которой одно звено ярко освещено светом дня, а по соседству с ним другое вобрало в себя весь мрак ночи. Жизнь здесь тесно переплетается со смертью, как перепутанные узоры на ткани.
Переходя
вброд озеро по направлению
к дюнам, которые мне хотелось
обследовать, я сделал
Вернувшись
к ближайшей береговой дюне, я
огляделся. Нынешний риф
Нынешнее
озеро изобиловало раковинами
моллюска церитеума,
Это показалось мне интересным. Сколько других организмов прибыло на Инагуа таким способом? Вернувшись домой после обхода острова, я в течение нескольких недель стрелял птиц, исследовал их клювы, лапы и желудки. С лап шестнадцати болотных куликов я соскреб в тарелку со стерилизованной водой всю грязь – ее едва бы хватило, чтобы покрыть ноготь моего мизинца. В этой грязи я обнаружил одиннадцать семян, видимых невооруженным глазом, и два экземпляра великолепных, геометрически правильных микроскопических зеленых водорослей; они прибыли из водоема более пресного, чем горько-соленые озера Инагуа. Кроме семян я нашел несколько одноклеточных организмов вроде амебы –моих скудных познаний в протозоологии не хватило, чтобы определить их.
Я посадил
все одиннадцать семян, но
Если учесть огромное количество куликов и других птиц, ежегодно пролетающих над Багамскими островами во время осеннего перелета из Северной Америки, и количество спор, семян, микроскопических водорослей и одноклеточных животных, которых они переносят на лапах, между ногтями, под чешуйками и на клювах, то мы удивимся не тому, что на Инагуа так много животных и растений, а тому, что их так мало.
Сеть жизни на
острове еще только начала
плестись. Рядом с этим процессом
идет и процесс расплетания.
Смерть за жизнь. Кораллы и
актинии жили, росли и размножались,
чтобы уступить место
Каменные деревья рифов прикрывают лагуну. В лагунах скапливается сыпучий песок, на песке вырастает трава. В траве находят приют и пищу насекомые. Птицы кормятся насекомыми. Если бы я не позавтракал голубями, я остался бы голодным. На голодный желудок я бы не стал размышлять обо всем этом круговороте явлений. Не пришлось бы тогда ни издателю, ни вам читать эти страницы – я бы их не написал!
Взаимосвязь между
кораллами и фламинго не так
фантастична, как может
Концепция жизни как единой переплетенной сети обуславливает новый подход к биологическим проблемам. Мне еще только предстояло узнать, как необычайно запутана сеть островной жизни, а все мои мысли были уже поглощены этим. Вечером, устроив привал под прикрытием дюны и приступив к скромному ужину – голуби и утка, застреленные днем и зажаренные на костре, - я погрузился в размышления и решил проследить какое-нибудь явление от его истоков до полного завершения. Событие случилось раньше, чем я мог предугадать, и, конечно, его принес на своих крыльях ветер. Откуда-то из спутанного лабиринта низкорослых зарослей до меня донесся сильный и острый запах. Сладкий и назойливый, он чем-то напоминал аромат белой акации, душистого горошка и ландыша. Но я знал, что эти цветы тут ни причем, и это подстрекало мое любопытство.
Луна уже взошла и заливала голубоватым светом мягкий песок, вокруг ложились глубокие пурпурные тени. Я встал и потянул носом воздух, но запах исчез – его унес ветер. Единственный способ добраться до источника аромата - это ползком направиться на его зов, подобно собаке, выслеживающей яйца. Я заколебался чистый идиотизм ползти по земле, залитой лунным светом. Это было смешно, но, в конце концов, почему бы не привести свой замысел в исполнение? Мне пришлось сползти по склоны дюны в песчаную долину. Двигаться по запаху было нелегко – его забивало множество других: густой сенный аромат береговых трав, сухой горячий дух обожженной солнцем земли и затхлые испарения мертвых листьев и гниющего дерева. Сотни близких друг другу запахов, странные благоухания – я и не подозревал, что они существуют на свете, пока не сосредоточился на них. ….
……Наконец я добрался до цели: это было небольшое деревце в цвету – с каждой ветки свисало множество соцветий. Они смутно белели и дрожали в лунном свете, а когда я тряхнул ветку, от деревца унеслось прочь целое облако тончайшей пыльцы. И тут без ветра не обошлось! Ведь опыление этого деревца зависит от перемещений воздуха.
Я присел
на песок у куста. Видимо,
вот он, конец нити. Я покорно
следовал за ней, но она
Пришлось признать, что я не могу ответить на этот вопрос, и, считая, что мне тут больше нечего делать, я повернулся и пошел к месту привала, но не прошел и трех шагов, как какой-то голос за моей спиной тихо повторил: «Зачем?» Я прямо-таки подпрыгнул от изумления, повернулся в сторону звука и снова услышал «Зачем?».