Хрестоматия экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка

Краткое описание

Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Naum chrestomatia.doc

— 808.00 Кб (Скачать файл)

— Молчать! — рявкнул  Тревис.

— Кошмар...

— Кру-гом! — скомандовал  Тревис. — Спокойно возвращайтесь  в Машину. Половина суммы будет  вам возвращена.

— Я не ждал, что оно  окажется таким огромным, —"сказал Экельс. — Одним словом, просчитался. Нет, я участвовать не буду.

—  Оно заметило нас!

— Вон красное пятно  на груди!

Громогласный Ящер выпрямился. Его бронированная плоть сверкала, словно тысяча зеленых монет. Монеты покрывала жаркая слизь. В слизи  копошились мелкие козявки, и все  тело переливалось, будто по нему пробегали  волны, даже когда чудовище стояло неподвижно. Оно глухо дохнуло. Над поляной повис запах сырого мяса.

—  Помогите мне уйти, — сказал Экельс. — Раньше все  было иначе. Я всегда знал, что останусь жив. Были надежные проводники, удачные  сафари, никакой опасности. На сей раз я просчитался. Это мне не по силам. Признаюсь. Орешек мне не по зубам.

— Не бегите, — сказал Лесперанс. — Повернитесь кругом. Спрячьтесь в Машине.

— Да. — Казалось, Экельс окаменел. Он поглядел на свои ноги, словно пытался заставить их двигаться. Он застонал от бессилия.

— Экельс!

Он сделал шаг-другой, зажмурившись, волоча ноги.

—Не в ту сторону!

     Едва он  двинулся с места, как чудовище  с ужасающим воем ринулось  вперед. Сто ярдов оно покрыло  за четыре секунды. Ружья взметнулись  вверх и дали залп. Из пасти зверя вырвался ураган, обдав людей запахом слизи и крови. Чудовище взревело, его зубы сверкали на солнце.

      Не оглядываясь,  Экельс слепо шагнул к краю  Тропы, сошел с нее и, сам  того не сознавая, направился  в джунгли; ружье бесполезно  болталось в руках. Ступни тонули в зеленом мху, ноги влекли его прочь, он чувствовал себя одиноким и далеким от того, что происходило за его спиной.

     Снова затрещали  ружья. Выстрелы потонули в  громовомреве Ящера. Могучий хвост  рептилии дернулся, точно кончик  бича, и деревья взорвались облаками листьев и веток. Чудовище протянуло вниз свои руки ювелира — прогладить людей, разорвать их пополам, раздавить, как ягоды, и сунуть в пасть, в ревущую глотку! Глыбы глаз очутились возле людей. Они увидели свое отражение. Они открыли огонь по металлическим векам и пылающим черным зрачкам.

      Словно  каменный идол, словно горный  обвал, рухнул Туrannosauгus гех. Рыча, он цеплялся за деревья и валил их. Зацепил и смял металлическую Тропу. Люди бросились назад, отступая. Десять тонн холодного мяса, как утес, грохнулось оземь. Ружья дали еще залп. Чудовище ударило бронированным хвостом, щелкнуло змеиными челюстями и затихло. Из горла фонтаном била кровь. Где-то внутри лопнул бурдюк с жидкостью, и зловонный поток захлестнул охотников. Они стояли неподвижно, облитые чем-то блестящим, красным.

     Гром смолк.

     В джунглях  воцарилась тишина. После обвала  — зеленый покой. После кошмара  — утро.

     Биллингс  и Кремер сидели на Тропе:  им было плохо. Тревис и Лесперанс  стояли рядом, держа дымящиеся ружья и чертыхаясь.

     Экельс, весь  дрожа, лежал ничком в Машине  времени. Каким-то образом он  выбрался обратно на Тропу  и добрел до Машины.

      Подошел  Тревис, глянул на Экельса, достал  из ящика марлю и вернулся  к тем, что сидели на Тропе.

—             Оботритесь.

Они стерли со шлемов кровь. И тоже принялись чертыхаться. Чудовище лежало неподвижно. Гора мяса, из недр которой доносилось бульканье, вздохи — это умирали клетки, органы переставали действовать, и соки последний раз текли по своим ходам, все отключалось, навсегда выходя из строя. Точно вы стояли возле разбитого паровоза или закончившего рабочий день парового катка — все клапаны открыты или плотно зажаты. Затрещали кости: вес мышц, ничем не управляемый, — мертвый вес — раздавил тонкие руки, притиснутые к земле. Колыхаясь, мясо приняло покойное положение.

Вдруг снова грохот. Высоко над ними сломался исполинский сук. С гулом он обрушился на безжизненное чудовище, как бы окончательно утверждая  его гибель.

—Так. — Лесперанс  поглядел на часы. — Минута в минуту. Это тот самый сук, который должен был его убить. — Он обратился к двум охотникам: — Фотография трофея вам нужна?

- Что?

—Мы не можем увозить добычу в Будущее. Туша должна лежать здесь, на своем месте, чтобы ею могли питаться насекомые, птицы, бактерии. Равновесие нарушать нельзя. Поэтому добычу оставляют. Но мы можем сфотографировать вас возле нее.

     Охотники сделали над собой усилие, пытаясь думать, но сдались, тряся головой.

    Они послушно дали отвести себя в Машину. Устало опустились на сиденья. Тупо оглянулись на поверженное чудовище — немой курган. На остывающей броне уже копошились золотистые насекомые, сидели причудливые птицеящеры.

      Внезапный  шум заставил охотников оцепенеть:  на полу Машины, дрожа, сидел  Экельс.

- Простите меня, —  сказал он.

—Встаньте! — рявкнул  Тревис. Экельс встал.

— Ступайте на Тропу, —  скомандовал Тревис. Он поднял ружье. — Вы не вернетесь с Машиной. Вы останетесь здесь!

Лесперанс перехватил руку Тревиса.

—Постой...

—А ты не суйся! — Тревис стряхнул его руку. — Из-за этого подонка мы все чуть не погибли. Но главное даже не это. Нет, черт возьми, ты погляди на его башмаки! Гляди! Он соскочил с Тропы. Понимаешь, чем это нам грозит? Один бог знает, какой штраф нам прилепят! Десятки тысяч долларов! Мы гарантируем, что никто не сойдет с Тропы. Он сошел. Идиот чертов'. Я обязан доложить правительству. И нас могут лишить концессии на эти сафари. А какие последствия будут для Времени, для Истории?!

— Успокойся, он набрал на подошвы немного грязи — только и всего.

— Откуда мы можем знать? — крикнул Тревис. — Мы ничего не знаем! Это же все сплошная загадка! Шагом марш. Экельс!

       Экельс  полез в карман.

—Я заплачу сколько  угодно. Сто тысяч долларов! Тревис покосился на чековую книжку и  плюнул.

— Ступайте! Чудовище лежит возле Тропы. Суньте ему руки по локоть в пасть. Потом можете вернуться к нам.

—Это несправедливо!

—Зверь мертв, ублюдок  несчастный. Пули. Пули не должны оставаться здесь, в Прошлом. Они могут повлиять на развитие. Вот вам нож. Вырежьте их!

      Джунгли  опять пробудились к жизни  и наполнились древними шорохами, птичьими голосами. Экельс медленно повернулся и остановил взгляд на доисторической падали, горе кошмаров и ужасов. Наконец, словно лунатик, побрел по Тропе.

       Пять  минут спустя он, дрожа всем телом, вернулся к Машине; его руки были по локоть красны от крови. Он протянул вперед обе ладони. На них блестели стальные пули. Потом он упал. Он лежал там, где упал, недвижимый.

—Напрасно ты его заставил это делать, — сказал Лесперанс.

—"Напрасно"! Об этом рано судить. — Тревис толкнул неподвижное  тело. — Не помрет. Больше его не потянет за такой добычей. А теперь, - он сделал вялый жест рукой, - включай. Двигаемся домой.

 

    1492. 1776. 1812.

      Они умыли лицо и руки. Они сняли заскорузлые от крови рубахи, брюки и надели все чистое. Экельс пришел в себя, но сидел молча. Тревис добрых десять минут в упор смотрел на него.

—Не глядите на меня, - вырвалось у Экельса. — Я ничего не сделал.

— Кто знает...

—Я только соскочил с  Тропы и вымазал башмаки глиной. Чего вы от меня хотите? Чтобы я вас на коленях умолял?

—Это не исключено. Предупреждаю вас, Экельс, может еще случиться, что я вас убью. Ружье заряжено.

—Я не виноват. Я ничего не сделал!

 

  1999. 2000. 2055.

. Машина остановилась.

—Выходите, — скомандовал Тревис.

Комната была такая же, как прежде. Хотя нет, не совсем такая же... Тот  же человек сидел за той же конторкой. Нет, не совсем тот же человек, и конторка не та же.

     Тревис быстро обвел  помещение взглядом.

— Все в порядке? — буркнул он.

— Конечно. С благополучным возвращением!

     Но настороженность  не покидала Тревиса. Казалось, он проверяет каждый атом воздуха,  придирчиво исследует свет солнца, падающий из высокого окна.

— О'кей, Экельс, выходите. И больше никогда не попадайтесь мне на глаза.

      Экельс будто окаменел.

— Ну? - поторопил его Тревис. —  Что вы там такое увидели?

Экельс медленно вдыхал воздух —  с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение, настолько незначительное, неуловимое, что лишь слабый голос подсознания говорил Экельсу о перемене. И краски – белая, серая, синяя, оранжевая — на стенах, мебели, в небе за окном; они..... да что с ними случилось? А тут еще это ощущение... По коже бежали мурашки. Руки дергались. Всеми порами тела он улавливал нечто странное, чужеродное. Будто где-то кто-то свистнул в свисток, который слышат только собаки. И его тело беззвучно откликнулось. За окном, за стенами этого помещений за спиной человека (который был не тем человеком) у перегородки (которая была не той перегородкой) — целый мир улиц и людей. Но как отсюда определить, что это за мир теперь, что за люди? Он буквально чувствовал, как они движутся там, за стенами, — словно шахматные фигурки, влекомые сухим ветром...

Зато сразу бросалось  в глаза объявление на стене, объявление, которое он уже читал сегодня, когда впервые вошел сюда.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Что-то в нем было не так.

АО СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ. ОРГАНИЗУЕМ СОФАМИ ВЛЮБОЙ В ГОД ПРОМЛОГО. ВЫ ВЫБЁРАЕТЕ ДАБЫЧУ,МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО.ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЕ

Экельс почувствовал, что опускается на стул. Он стал лихорадочно  скрести грязь на башмаках. Его  дрожащая рука подняла липкий ком.

—Нет, не может быть! Из-за такой малости... Нет!

На комке было отливающее зеленью, золотом и чернью пятно  — бабочка, очень красивая... мертвая.

—Из-за такой малости! Из-за бабочки! — закричал Экельс.

       Она  упала на пол — изящное маленькое  создание, способное нарушить равновесие, повалить маленькие костяшки  домино... большие костяшки... огромные  костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смешались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка — и такие последствия? Невозможно!

Его лицо похолодело. Непослушными губами он вымолвил:

— Кто... кто вчера победил  на выборах? Человек за конторкой хихикнул.

— Шутите? Будто не знаете! Дойчер, разумеется! Кто же еще? Уж не этот ли хлюпик, Кейт? Теперь у власти железный человек! — Служащий опешил. — Что это с вами? Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.

- Неужели нельзя, - молил  он весь мир, себя, служащего,  Машину, - вернуть ее туда, оживить  ее? Неужели нельзя начать все  сначала? Может быть...

     Он лежал  неподвижно. Лежал, закрыв глаза,  дрожа, и ждал. Он отчетливо  слышал тяжелое дыхание Тревиса, слышал, как Тревис поднимает ружье и нажимает курок.

И грянул гром........

 

     Задания для самостоятельной  работы:

      Какие  Вы знаете художественные произведения, в которых  поднимаются вопросы  ответственности человека за  судьбу экологических систем? Предложите список (антологию) литературных произведений, необходимых для формирования антропоцентрического сознания.

  
     Тема 5. Динамика популяций

 

      Методическое указание:

      Ф. Моуэт  принадлежит к плеяде тех экологов-натуралистов (Дж. Адамсон, Дж. Даррелл, Д. Фосси, Дж. Гудолл и др.), которые в середине ХХ века изменили отношение общественности к диким животным. В течение долгого времени эти ученые жили рядом со своими объектами наблюдений, наблюдали  привычки животных, особенности семейной жизни, радовались их успехам и сопереживали драмам.  В результате были получены уникальные ряды наблюдений, посвященные популяционной динамике многих видов, тончайшим нюансам взаимоотношений хищник-жертва, исследованию особенностей поведения животных в природных условиях.    

      Было  показано, что каждый вид выполняет  особую функцию в биосфере, каждое  из исследованных высших животных  обладает своими уникальными  чертами, способно любить и  радоваться миру, вступая с ним  во взаимодействие во время исследований, ученый невольно подпадает под обаяние его «личности» и начинает воспринимать его не как объект, а как полноправный субъект отношений, как участка диалога, нового диалога человека и Природы.

     Фарли Моуэт  исследовал взаимоотношения волков и оленей-карибу на севере Аляски. До этого считалось, что главной причиной резкого сокращения оленьих стад в начале 50-х годов ХХ века является истребление их волками. В результате тщательных наблюдший эколога было показано, что главный виновник сокращения поголовья оленей –  человек, а волки выполняют функции санитаров, освобождая стада оленей от зараженных паразитами, слабых и дефектных особей.   Он  выявил, что волки питаются в основном мышевидными грызунами, имеют сложную структуру семейных отношений, способны общаться между собой и передавать сигналы от стаи к стае, а самое главное, он доказал, что волки являются неотъемлемым компонентом тундровых экосистем и мы должны считаться с их правом на жизнь.

Информация о работе Хрестоматия экологии