Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".
— формирование системы
элементарных научных экологических
знаний, доступных пониманию ребенка-
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Существуют различные взгляды
на количество и содержание отдельных
ветвей современной экологии. Нам
кажется, что для дошкольного
уровня достаточно выделить всего несколько
крупных направлений. Вслед за Н.М.
Черновой мы выделяем три таких направления:
биоэкология (классическая экология),
социальная экология (в том числе
и экология человека) и прикладная
экология (охрана природы). Все эти
направления должны быть в той
или иной степени отражены и в
содержании экологического образования
дошкольников как первой ступени
единой непрерывной системы
В содержании многих программ и методических разработок преобладают знания биоэкологии: о живом организме, о связях «организм — среда, экосистема». Бывает и так, что разработки воспитателей ограничиваются природоохранными темами. Как показывает сделанный нами анализ литературных источников, а также материалов, присылаемых на различные конкурсы по экологическому образованию, особо популярны среди дошкольных педагогов темы, связанные с охраной редких растений и животных, Красными книгами, заповедниками. Среди них есть очень интересные разработки. В то же время детям нередко предлагается запомнить довольно большое количество названий живых организмов, которых они никогда не видели и, вполне вероятно, не увидят в дальнейшем. То есть отбор знаний в этом случае, скорее, способствует механическому воспроизведению полученной ребенком информации, но никоим образом не затрагивает его эмоциональную сферу, не формирует мотивацию к деятельности (поскольку редкие животные и растения ребенок защитить не может) и представления о причинах их исчезновения. При таком подходе педагог делает акцент на необходимости охраны видов из региональных или российской Красных книг, не обращая особого внимания на обитающие рядом с ребенком живые организмы. В то же время формирование чувства ответственности у дошкольника должно строиться прежде всего на информации об окружающих, доступных и знакомых для него объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой), эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.
Следовательно, природоохранные знания
тесно связаны со знаниями биоэкологии
и должны трансформироваться в поведенческие
установки и отношение к
Включение в содержание ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме. В настоящее время вопросам экологической безопасности в образовательных программах для дошкольников уделяется недостаточно внимания, в то время как другие вопросы безопасности, например правила поведения на автодорогах, активно изучаются. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и т.п.
Виды принципов
Доступность
Крайне важным
и тесно сопряженным с
Гуманистичность
Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Прогностичность
Для дошкольников
данный принцип означает, что в
результате экологического образования
у детей формируются
Деятельностность
Экологические знания
должны помочь понять ребенку, что нужно
сделать для того, чтобы сохранить
окружающую его самого и его близких
среду. Он должен обязательно принимать
участие в посильных
Интеграция
В настоящее время
данный принцип все более активно
реализуется в дошкольном экологическом
образовании. Важность его применения
обусловлена несколькими
Целостность
Этот принцип
тесно связан с предыдущим и присущ
именно дошкольному экологическому
образованию. Он отражает прежде всего
целостное восприятие ребенком окружающего
мира и его единство с миром
природы. Сам процесс работы с
детьми в дошкольном учреждении также
должен строиться с учетом целостного
подхода (в отличие от поурочных
занятий в школе с
Конструктивизм
Данный принцип
особо важен при отборе содержания
экологического образования именно
дошкольников, однако не всегда реализуется
на практике. Его применение означает,
что в качестве примеров для дошкольников
должна использоваться только нейтральная,
положительная или
Регионализм
В работе с дошкольниками
предпочтение должно быть отдано принципу
регионализма, а не глобализма. Изучение
глобальных проблем — кислотных
дождей, утончения озонового слоя
и т.п., информация о которых иногда
включается воспитателями в содержание
занятий, представляется нецелесообразным.
Объяснить сущность глобальных проблем
в большинстве случаев
Регионализм проявляется
и в отборе для изучения объектов
живой и неживой природы, прежде
всего своего края, с учетом его
историко-географических, этнографических
особенностей. Это очень важный момент,
так как опыт показывает: многие
дошкольники лучше знают
Системность
В некоторых дошкольных
учреждениях работа по экологическому
образованию проводится нерегулярно,
а деятельность детей не связана
между собой. Наиболее эффективным
представляется формирование у ребенка
системы знаний и организация
системы различных видов
Преемственность
Принципиальная
особенность системы