Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен по ЭКОЛОГИИ весь.docx

— 446.19 Кб (Скачать файл)

— формирование системы  элементарных научных экологических  знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления  осознанно-правильного отношения  к природе);

— развитие познавательного  интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы  и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в  целом; развитие чувства эмпатии  к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи  человека и природы, самоценность и  многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к  природе, формирование навыков рационального  природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу  и при необходимости оказывать  ей помощь (уход за живыми объектами), а  также навыков элементарной природоохранной  деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых  своих действий по отношению к  окружающей среде.

Различные направления  экологии в содержании экологического образования

Существуют различные взгляды  на количество и содержание отдельных  ветвей современной экологии. Нам  кажется, что для дошкольного  уровня достаточно выделить всего несколько  крупных направлений. Вслед за Н.М. Черновой мы выделяем три таких направления: биоэкология (классическая экология), социальная экология (в том числе  и экология человека) и прикладная экология (охрана природы). Все эти  направления должны быть в той  или иной степени отражены и в  содержании экологического образования  дошкольников как первой ступени  единой непрерывной системы экологического образования. Конечно, такое разделение в определенной степени условно, так как многие проблемы являются актуальными для нескольких разделов одновременно. Аспекты всех трех направлений  связаны между собой, но начальный  этап экологического образования —  первое знакомство с некоторыми биоэкологическими  знаниями.

В содержании многих программ и методических разработок преобладают знания биоэкологии: о живом организме, о связях «организм  — среда, экосистема». Бывает и так, что разработки воспитателей ограничиваются природоохранными темами. Как показывает сделанный нами анализ литературных источников, а также материалов, присылаемых на различные конкурсы по экологическому образованию, особо  популярны среди дошкольных педагогов  темы, связанные с охраной редких растений и животных, Красными книгами, заповедниками. Среди них есть очень  интересные разработки. В то же время  детям нередко предлагается запомнить  довольно большое количество названий живых организмов, которых они  никогда не видели и, вполне вероятно, не увидят в дальнейшем. То есть отбор  знаний в этом случае, скорее, способствует механическому воспроизведению  полученной ребенком информации, но никоим образом не затрагивает его эмоциональную  сферу, не формирует мотивацию к  деятельности (поскольку редкие животные и растения ребенок защитить не может) и представления о причинах их исчезновения. При таком подходе  педагог делает акцент на необходимости  охраны видов из региональных или  российской Красных книг, не обращая  особого внимания на обитающие рядом  с ребенком живые организмы. В  то же время формирование чувства  ответственности у дошкольника  должно строиться прежде всего на информации об окружающих, доступных  и знакомых для него объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой), эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.

Следовательно, природоохранные знания тесно связаны со знаниями биоэкологии  и должны трансформироваться в поведенческие  установки и отношение к природе.

Включение в содержание ряда проблем  социальной экологии способствует осознанию  ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем  городе, поселке, в доме. В настоящее  время вопросам экологической безопасности в образовательных программах для  дошкольников уделяется недостаточно внимания, в то время как другие вопросы безопасности, например правила  поведения на автодорогах, активно  изучаются. Дошкольник должен знать, что  играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и т.п.

 

Виды принципов


Доступность

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом  научности является принцип доступности  материала для ребенка определенного  возраста. Так, в некоторых работах  предлагается знакомить детей с  абстрактной и малопонятной для  них информацией, например, с такой: «...за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка  получаемых знаний, их эмоциональную  окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять  научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме. Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

 

Гуманистичность

Данный принцип  связан прежде всего с понятием экологической  культуры. С позиции воспитания его  применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о  своем здоровье и желающего вести  здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности  реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще  уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о  человеке как части природы, воспитывать  уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое  воспитание тесно связано и с  развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь  видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

 

Прогностичность

Для дошкольников данный принцип означает, что в  результате экологического образования  у детей формируются элементарные представления о существующих в  природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в  природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.

 

Деятельностность

Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно  сделать для того, чтобы сохранить  окружающую его самого и его близких  среду. Он должен обязательно принимать  участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Так, Г.А. Ягодин отмечал, что  «экологическое образование — это  гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это  вера в приоритет жизни... Поэтому  важнейшая часть образования  состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих  это мировоззрение». Одно дело —  провести беседу о правилах поведения, и совсем другое — создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать  эти правила на практике. Принцип  деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать  дети среднего и старшего дошкольного  возраста.

 

Интеграция

В настоящее время  данный принцип все более активно  реализуется в дошкольном экологическом  образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего  развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и  методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка (о чем мы еще поговорим).

 

Целостность

Этот принцип  тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего  целостное восприятие ребенком окружающего  мира и его единство с миром  природы. Сам процесс работы с  детьми в дошкольном учреждении также  должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных  занятий в школе с преобладанием  однопредметного подхода). Целостное  восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его  нежелании делить природу на живую  и неживую. Программа «Наш дом  — природа» предполагает вначале  введение ребенка в целостный  мир природы и только затем  — рассмотрение ее отдельных компонентов (воды, воздуха, почвы и т.п.).

 

Конструктивизм

Данный принцип  особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется  на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная  информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты  влияния человека на природу, педагог  обязан показать ребенку положительный  пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно  при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его  семья, детский сад, привести примеры  успешно решенных экологических  проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм

В работе с дошкольниками  предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Изучение глобальных проблем — кислотных  дождей, утончения озонового слоя и т.п., информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем  в большинстве случаев воспитатель  может только при помощи беседы. Все понятия, связанные с глобальными  проблемами, остаются для ребенка  абстракцией, в чем-то даже сказкой  и воспринимаются с трудом. Дошкольник не может осознанно ответить на вопрос о причинах возникновения озоновых дыр (такой вопрос задавался в  процессе игры «Космос» в одном из детских садов). С глобальными  проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в  том числе и о различных  экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной  квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Представляется нецелесообразным и знакомство дошкольников с такими темами, как экологическая  обстановка всего региона («Экология  воды, воздуха… области»). Для целей  экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные  для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской  деятельности.

Регионализм проявляется  и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его  историко-географических, этнографических  особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических  лесов, чем обитающих рядом с  ними. Проведенный нами опрос дошкольников показал следующее. На вопрос: «Каких животных ты видел?» — дети отвечают, называя животных, которых видели по телевизору или на иллюстрациях в книгах, некоторые — в зоопарке, реже — на даче, в лесу. Практически  единицы называли птиц, бабочек, обитающих  в городах, рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.

 

Системность

В некоторых дошкольных учреждениях работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не связана  между собой. Наиболее эффективным  представляется формирование у ребенка  системы знаний и организация  системы различных видов детской  деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее  формирующееся представление или  понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании  принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так  как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы  и социальные взаимосвязи. В стихийном  опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени — о неживой  природе.

 

 
Преемственность

Принципиальная  особенность системы экологического образования — это преемственность  всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа  — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип  преемственности предполагает, что  содержание экологического образования  дошкольников должно иметь тесную связь  со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать  преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов. С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи: «детский сад — начальная школа», «детский сад — педколледж», «детский сад — педвуз». Наш анализ многочисленных экологизированных программ для начальной школы показывает, что их авторы практически не учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. Большинство школ слабо связано с детскими садами. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"