Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен по ЭКОЛОГИИ весь.docx

— 446.19 Кб (Скачать файл)

В последнее время идет интенсивный творческий процесс  в регионах России. Педагоги, экологи  разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Примером может служить  программа «Непреходящие ценности природы» Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья «Планета детства», в которой  в естественно-научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования  дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Развитые государства Европы, Америки, Азии осознают постигший нашу планету экологический кризис. Об этом свидетельствуют оформившиеся общественные структуры - «Зеленые движения», внедрение экологических программ и проектов в систему образования. В Германии работают в данном направлении школы,  специальных  программы для детских садов нет, они самостоятельно включаются. Для воспитателей проводят курсы повышения квалификации, выпускаются брошюры и буклеты. В Швеции приобщают детей к природе путем длительного пребывания на природе - «Лесные школы», эта система действует уже более 40 лет. Здесь дети знакомятся с исследованием окружающей природы, ходят по лесу и самостоятельно решают определенные задачи. Экологическое сознание, чистота окружающей среды и природы для японцев имеют особый смысл, ибо большое население страны занимает маленькое пространство на планете, а забота о своем здоровье лежит на их самих.         

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

5. Понятие технологии. Особенности планирования материала  в вариативных программах и  авторских технологиях.

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способовтехнического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

В любом случае, если разрабатывается  авторская программа, ее содержание и структура должны быть проанализированы, а тематические включения доказательно мотивированы автором. К программе  прилагается тематический план, по ней проводятся открытые уроки. Следует  иметь в виду, что если это —  экспериментальная программа, нуждающаяся  в апробации, то тем более необходим  контроль со стороны компетентных педагогов и методистов — они объективно и убедительно подтвердят достижение планируемых целей и задач.

Полагаем, что наиболее интересные и удачные опытные  авторские программы должны иметь  право на популяризацию, распространение, тиражирование, что в некоторой  мере делается. Иногда молодой учитель, горя желанием сделать свой предмет  увлекательным, все же не знает, как  это организовать. Советуем ему обращаться к авторским разработкам коллег.

Оформление текста авторской  программы должно отвечать ряду требований. В частности, кроме тематического  плана, соответствующего по часам инвариантной части технологии (если в школе  не изменяется количество часов за счет факультативов и т.п.), должно производиться четкое распределение  материала: по каждой теме указываются  теоретические сведения, сообщаемые школьникам, и практические работы. Желательно обозначить также учебно-дидактические  материалы, используемую литературу. В  пояснительной записке к программе  должны отражаться достигаемые цели и задачи, раскрываться особенности  ее построения, ее специфические отличия. На титульном листе должно быть указано, кем утвержден этот рабочий документ. Здесь же указываются фамилии  автора, а также рецензентов или  консультантов, в соответствии с  заключениями которых программа  одобрена и рекомендована к использованию.  
Но главное, что должно быть учтено в авторской программе, — это ее соответствие минимуму содержания и требованиям к уровню подготовки выпускников образовательной школы по «Технологии».

Поэтому за основу при организации  образовательного процесса и составлении  авторских программ необходимо брать  минимум содержания, который является ядром технологического образования, определяет объем и структуру  содержания учебного материала, требования, предъявляемые школой к учащимся. Для того чтобы, оценить уровень  подготовки школьников, В. М. Казакевич  и А. В. Марченко впервые предложили образцы заданий и примерных  практических работ по основным разделам обязательного минимума. Вместе с  тем составители мудро предоставили учителям возможность дополнять  и составлять новые варианты вопросов, заданий и практических работ, создавать  более прогрессивный инструментарий для проверки достижений выпускников  основной школы при проведении тематического  и итогового контроля.

Удачный опыт работы по авторским  программам может обобщаться. Такая  творческая педагогическая деятельность служит основанием для положительной  аттестации на более высокий тарификационный  разряд (категорию).

проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной части образовательной программы ДОУ), почти не рассматривается. Из этого следует, что разработка данной части – это творческая работа педагога и воспитатель волен самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на раннее существовавшие требования к документам подобного рода.

Однако, исходя из опыта работы с педагогами на курсах повышения квалификации, мы можем  заметить, что такая деятельность вызывает у практических работников системы дошкольного образования  множество затруднений и вопросов.

1. Педагоги недостаточно  четко представляют тип своей  программы.

2. Педагоги испытывают  затруднения в обосновании актуальности  своей части программы и необходимости  ее внедрения в практику работы  в конкретной группе.

3. Педагоги испытывают  затруднения в структурировании  программы и, ориентируясь на  структуру, предложенную к программам  дополнительного образования, не  учитывают требований Федерального  государственного стандарта к  основной общеобразовательной программе  дошкольного образования, частью  которой является разрабатываемый  ими документ.

4. При планировании  работы по программе педагоги  не учитывают, что на части,  формируемые участниками образовательного  процесса, отводится не более  20 % времени. При этом в данные 20 % входит и программа второго  воспитателя группы, и дополнительные  образовательные программы специалистов  детского сада.

5. Вызывает затруднение  у педагогов определение «ожидаемого  результата» исходя из содержания  формируемой ими программы.

В связи с этим возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по составлению  части основной общеобразовательной  программы, формируемой участниками  образовательного процесса.

В первую очередь, следует обратить внимание на то, что  часть Программы, формируемая участниками  образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, так как отражает:

1. Видовое разнообразие  учреждений системы дошкольного  образования.

2. Наличие приоритетных  направлений деятельности детского  сада, обеспечивающих развитие интегративных  качеств дошкольников и равные  стартовые возможности для дальнейшего  обучения детей в общеобразовательных  учреждениях.

3. Особенности  проведения санитарно-гигиенических,  профилактических и оздоровительных  мероприятий и процедур в конкретном  детском саду с учетом условий,  которыми располагает учреждение.

4. Особенности  физического, социально-личностного,  познавательно-речевого, художественно-эстетического  развития детей конкретной группы  с учетом их интересов, желаний,  потребностей и способностей, а  также запросов родительской общественности.

5. Специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ.

Таким образом, программа  должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада. В качестве примера можем  привести опыт создания в дошкольном образовательном учреждении собственной  нетрадиционной модели организации  обучения, воспитания и развития дошкольников. Педагоги МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 9» г. Кувандыка в рамках Федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» разработали вариативную модельфизического развития дошкольников, содержание которой составляют культурно-антропологические практики.

В программе должно быть отражено обновление педагогических технологий, применяемых в работе с детьми и здесь заслуживает  внимание опыт работы педагогов МБДОУ  «Центр развития ребенка – детский  сад № 199» г. Оренбурга, которые  с успехом внедряют комплексно-тематический принцип планирования и опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому  развитию детей № 3» г. Оренбурга, которые осуществляют обучение дошкольников в разных видах деятельности с  учетом принципа интеграции.

Современная образовательная  политика во главу угла ставит Человека и развитие «человеческого в Человеке», а следовательно, программа должна показать как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности  каждого воспитанника. Педагогами МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 171» г. Оренбурга

В современных  условиях значительное внимание рекомендуется  уделять активизации самостоятельной  деятельности дошкольников. Поэтому  в программе необходимо отразить как повышается мотивация образовательной  деятельности воспитанников дошкольного  учреждения. Педагогами МБДОУ «Детский сад № 118» г. Оренбурга разработана  и внедряется вариативная модель предметно-развивающей среды детского сада, которая формирует зону вариативного развития детей и позволяет каждому  воспитаннику развиваться по самобытным законам дошкольного детства.

 
 
6. Основные функции экологической  среды в ДОУ, принципы ее  организации, характеристика элементов.

Характеристика  эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль).

 
На современном этапе, когда мир  находится на грани экологической  катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое  образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение  к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека. 
 
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.  
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество  
функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности. 
 
Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. 
 
Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природыи зелёные зоны на участке. Актуален вариативный подход к организации уголков природы. Это могут быть традиционные (комната природы, зимний сад, живые уголки в группах) и нетрадиционные элементы природной среды (экологическая лаборатория, фитобар и др.). Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, ценностного, деятельностного, нормативного.  
 
Уголок природы в ДОУ выполняет следующие функции: социокультурную; интеллектуально - познавательную; направленную на развитие эмоционально- личностной сферы дошкольника; эстетическую; формирующую навыки позитивно- ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения. 
 
Уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, и способствует формированию их эмоциональных и духовных сил. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами , но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. При организации работы в уголке природы следует обратить внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и форм работы с детьми, таких как: систематизированные наблюдения, упорядоченная фиксация наблюдаемого, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.  
 
Обустроить уголок природы можно разместив в нем: комнатные растения, декоративных животных, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии,содержащие материал природоведческого характера, художественную литературу о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы.  
 
Постоянное взаимодействие с обитателями уголка помогает развивать наблюдательность, познавательное отношение к природе, воспитать у детей ценностные ориентации, доброту, гуманное, бережное, заботливое отношение ко всему живому, ответственность за благополучие существ, нуждающихся в покровительстве. Дети учатся видеть красоту природы, находить эстетические свойства растений и животных, создавать красоту своими руками. 
 
Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников. Объекты, предметы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы. Вместе с этим объекты должны быть доступны детям. Также должны учитываться санитарно- гигиенические требования, особенно при размещении растений и животных (они не должны наносить вред здоровью детей, к месту размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за ними). 
 
Для ознакомления детей с растениями, произрастающими в других климатических поясах (экзотическими) целесообразна организация зимнего сада. Комнатные растения для зимнего сада подбирают в соответствии со следующими принципами: краеведческим, географическим, биологическим (растения различных жизненных форм), природоохранительным. Функциональная роль зимнего сада следующая. 
 
1.Интеллектуальная. Реализуется через ознакомление детей с новыми растениями, а также в процессе закрепления уточнения, конкретизации, систематизации знаний, представлений. Направлена на формирование у детей системы знаний о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и областей, на развитие у детей мыслительных процессов и операций, психических процессов и качеств. 
 
2. Познавательная. Реализуется через ознакомление детей с незнакомыми им растениями. направлена на развитие устойчивой субъективной познавательной активности детей, потребности в получении новой информации, знаний о мире природы, любознательности. 
 
3. Эмоционально – эстетическая. Реализуется через ознакомление детей с нетипичными по внешним особенностям растениями (ярко расцвеченные листья, крупные яркие цветы, опушенный стебель). Направлена на развитие у детей положительных эмоций и чувств посредством общения и взаимодействия с растительными объектами. 
 
4. Деятельностно- практическая. Реализуется через приобщение детей к уходу за растениями зимнего сада. Направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями сообразно с их морфофункциональными потребностями, устойчивой потребности в позитивно - деятельностном взаимодействии с миром растений.  
 
Экологическая комната предназначена для проведения занятий экологического содержания и характера. Здесь могут быть представлены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе (карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры), способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном воздействии на человека на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния. В экологической комнате должен быть представлен материал о природе родного края. Это может быть разнообразный иллюстративный материал, отображающий все разновидности растений и животных, типичных для данной местности, сезонные явления в мире природы, а также материалы (альбомы, стенды), отражающие природоохранительную деятельность дошкольников (фотографии посадки деревьев детьми, прогулок и экскурсий в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т. д.) Также может быть представлена выставка поделок из природного материала.  
 
Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического образования обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В процессе этой деятельности дошкольники осознают позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние на развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, на развитие духовности и нравственности. В экологической лаборатории целесообразно выделить два содержательных блока: материалы и пособия, обеспечивающие результативность проведения опытов с объектами неживой природы; материалы и пособия, предполагающие проведение опытов с растениями. 
 
Экологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом.  
 
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. 
 
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок- это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., необходимо предусмотреть при его организации. 
 
В процессе повседневных наблюдений в уголке природы, на участке у детей формируются конкретные знания о морфологии, потребностях растений и животных, своеобразии их приспособления к среде и месту обитания, сезонным изменениям в природе, последовательности стадии роста и развития. Организация несложного труда по уходу за живыми существами позволяет познакомить с повадками животных и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"