Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен по ЭКОЛОГИИ весь.docx

— 446.19 Кб (Скачать файл)

В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три - четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к  шести - семи годам дети научатся ориентироваться  в пространстве независимо от собственной  позиции, умеют менять точки отсчета.

Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче, оно  не имеет наглядной формы, любые  действия происходят не со временем, а  во времени. Ребенок может запомнить  условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и  т.п.), но не всегда умеет употреблять  их верно, так как эти обозначения  имеют условный и относительный  характер.

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимает чувства, которые хотел передать его автор.

В дошкольном возрасте развивается  восприятие сказки. По мнению выдающегося  психоаналитика, детского психолога  и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией  для ребенка. В мир сказок ребенка  вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно  становилась волшебницей, которая  может преобразить ребенка и  его жизнь. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать.

Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются в его оценочных  суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Например, в оценочных  суждениях детей о взрослых выделяются указания на их внешний вид («Она всегда нарядная, красивая, светлая»), проявленное  к ним отношение («Она меня кружит, обнимает»), информированность, умения взрослого («Когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже»), нравственные качества («Она ласковая и веселая»). Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированы, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам  они становятся более полными, развернутыми, адекватными. По мере взросления, дети все чаще воспринимают не столько  внешние, сколько внутренние личностные качества других людей.

Положение ребенка в группе сверстников  проявляется и в восприятии детьми друг друга. В специальных исследованиях  было выявлено, что чем выше положение  ребенка в группе, тем выше его  оценивают его сверстники, и наоборот. По данным Р.А. Максимовой, с большей степенью объективности (79-90%) дети оценивают сверстников, занимающих лидирующее и среднее положение в межличностных отношениях. Менее адекватно оцениваются дети низким социометрическим статусом (степень объективности здесь составляет лишь 40-50%).

Влияет на восприятие дошкольниками  друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они  проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность.

Способность увидеть и оценить  личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений. Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной  стороны рисунка, Т.А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:

1) не понимается ни эмоция, выраженная  в картине, ни ее сюжет;

2) правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;

3) осознается сюжет картины и  адекватно воспринимается ее  эмоциональное содержание.

Немаловажное значение имеет и  то, какое эмоциональное состояние  воспринимают дети: эмоцию радости  и гнева, выраженную в мимике персонажа  на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и  печали.

Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью  детей, их общением, восприятием ими  художественных произведений, взрослый (родитель, воспитатель) обращает внимание на разные стороны поведения дошкольников, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных, волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует  у них «точки зрения на людей», («эталоны»), с которыми они должны «сверять»  свое поведение и которыми они  должны «мерить» поведение своих  товарищей. Очень значимо в этом процессе и поведение и внешний  облик самого взрослого, сложившееся  взаимоотношение в его личной микросреде.

РЕЛИЗЕР 

(англ. releaser — освободитель, избавитель) — термин, предложенный этологом К. Лоренцом  для обозначения стимулов (напр., части тела, позы и движения, запахи, звуки), демонстрируемых одной особью  и вызывающих определенные поведенческие  реакции у др. особи того же  вида. Р. — частный случай пускового  стимула. Напр., при кормлении  птенцов у серебристой чайки  Р. для реакции птенца служит  красное пятно на конце желтого  подклювья родителя; птенец совершает  клевательное движение в это  пятно, что, в свою очередь,  служит пусковым сигналом для  отрыгивания родителем проглоченной  рыбы. Позднее это понятие было  расширено и на случаи межвидовой  коммуникации. В понятие Р. иногда  включают сигналы эмоциональной  экспрессии у людей (напр., плач, улыбка и т. п.) и даже социально  нормированные знаковые элементы  одежды и тела.

 

4. Характеристика  современных программ по экологическому  образованию (включая зарубежные).

В нашей стране формировалась  общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой  является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного  детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.

В связи с этим в 90-е  годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские  программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Творческий поиск педагогов  и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы  считают  от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем  мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы – «Мир-человека» «Мир искусства» – посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения

К этой же группе можно отнести  программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети  обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети «погружаются» вместе педагогом  в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка- именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим:  детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.

Большое значение в экологическом  воспитании дошкольников имеют программы, направленные настановление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н. А. Рыжовой  «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях  в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей  разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту  и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой  природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой  природе – растениям , животным и  экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет  методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в  дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые  составляют реальную опасность для  природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей  автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан  экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах  появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу  экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается  вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована  на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы  отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь  организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности  любимых растений и животных к  среде, как смену форм приспособительной  взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического  развития, как сходство разных живых  существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно  при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке  ДОУ) в достаточном количестве самих  объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни  живых существ. Показано, что без  воды, воздуха, почвы невозможна жизнь  растений, животных и человека, что  планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет  весь комплекс необходимых условий  для жизни во всех ее формах. Последний  раздел посвящен человеку- он рассматривает  в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных  условиях, как пользователь природы  и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять , приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания – это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"