Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.
В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.
“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.
Экологическая комната и лаборатория природы можно совместить в одной комнате, если площадь и условия комнаты позволяют делать это. Так организована работа в детском саду № 16 “Сказка” города Азнакаево. Педагоги ДОУ работают по программе “Детство”, а в этой программе экологическому воспитанию дошкольников посвящен раздел “Ребенок открывает мир природы”. Организуя развивающую предметную среду, педколлектив МДОУ № 16 решил одну из важнейших задач экологического воспитания и образования. В этой методической разработке мной указан опыт данного дошкольного учреждения по созданию экологической комнаты и лаборатории.
Таким образом, создавая лаборатории, экологические комнаты необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Но Комната природы одна, а активная экологическая деятельность должна осуществляться регулярно всеми детьми ДОУ. Поэтому особое внимание нужно обратить на преемственность между экологической Комнатой и Уголком природы группы. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологической комнате, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
8.Организация
эколого-развивающей среды в
Групповая комната
детского дошкольного учреждения является
основным помещением, поскольку здесь
проходит, по сути, воспитательно-образовательный
процесс. Именно поэтому к оборудованию
и оформлению групповой комнаты
предъявляются повышенные требования.
В групповой комнате универсального пользования
организуется вся жизнь детей, здесь же
дети ухаживают за обитателями живого
уголка, участвуют в уборке помещения,
здесь же и проявляется их художественная
самостоятельная деятельность. Зонирование
этих функциональных процессов проводится
в соответствии с архитектурными особенностями
групповой комнаты, расположением окон,
дверей, освещенностью. Следует продумать
возможные варианты зонирования цветом,
светом, мебельным оборудованием, предметами
искусства и озеленением.
Удобная для детей низкая мебель, все пособия
должны быть размещены так, чтобы ребенок
мог их взять, не спрашивая разрешения.
Все вместе – это как бы материализованное
послание взрослых ребенку: «Выбирай!
Все это для твоей деятельности. Учи себя
сначала сам! Экспериментируй! Наблюдай.
Делай выводы. Исследуй!».
Взрослый здесь необходим вовсе не для
нотаций и запрещений, не подавления таких
естественных в детском возрасте познавательных
«исследовательских» интересов, а для
помощи в трудных случаях.
Во многих дошкольных учреждениях групповые
помещения, как правило, были организованы
на основе выделения зон для разных видов
детской деятельности - игры, конструирования,
двигательной активности, для наблюдения
и ухода за растениями, животными и пр.
Эти положительные традиции сохраняются.
Ведущей деятельностью дошкольника является
игровая деятельность. Именно поэтому
игре, позволяющей ребенку проявить собственную
активность, наиболее полно реализовать
себя, придается исключительное значение.
Игра основывается на свободном сотрудничестве
взрослого с детьми и самих детей друг
с другом, становится основной формой
детской жизни. Способствующей игре средой
является та, которая дает широкую возможность
двигаться, по возможности не ограничивает
ребенка о пространстве и предоставляет
всевозможные предметы для использования
их в игре.
Организация игрового пространства должна
предоставить возможность для многовариантных
игр. Нужно создавать сложное и безопасное
пространство, где может быть реализована
склонность ребенка что-то для себя открывать,
применять свою фантазию, становиться
героем придуманных им сюжетов. Таким
образом, игровое пространство должно
иметь свободно определяемые элементы
- своеобразные пространственные переменные
в рамках игровой площади, которые давали
бы простор изобретательству, открытиям.
Размещение уголка осуществляется таким
образом, чтобы ребенку был обеспечен
свободный доступ к играм и игрушкам, к
материалам и орудиям для рисования, лепки
и конструирования, немаловажным было
и удобство их использования.
В игровой зоне расположено оборудование
для сюжетно-ролевых игр, предназначенное
для имитации взрослой жизни посредством
игры, выработки организационных навыков
у ребенка (например, игровая мебель для
кухни и спальни27, ширма-домик28,
комната Барби29, парикмахерская).
Кроме того, здесь же должно быть размещено
игровое оборудование для творческого
конструирования предметной среды, соразмерной
возрасту ребенка, а также для отдыха и
игр (конструкторы типа «ЛЕГО», мягкие
модули).30
В зоне заложена возможность ее изменения
в соответствии со вкусами и настроениями
детей, а также с учетом разнообразных
педагогических задач. Это легкие перегородки,
ширмы, встроенные и пристроенные шкафы,
выдвижные и раздвижные столы и полки,
которые могут передвигаться, образуя
новые помещения и преобразуя имеющиеся.
Это возможность изменения цветовой и
звуковой среды. Это вариативное использование
предметов (например, мягкие пуфы становятся
то детской мебелью, то элементами крупного
конструктора).
Появляются уютные уголки с мягкой мебелью31,
предметами домашнего интерьера. Все это
позитивно влияет на эмоциональное благополучие
ребенка, создает у него чувство уверенности
в себе и защищенности, повышает самооценку
ребенка, создает чувство сопричастности
к жизни детского сада.
В новых условиях раскрепощения системы
дошкольного образования педагоги проявляют
творческий подход и высокую изобретательность.
В детском саду имеются мольберты, кусочки
линолеума на полу и на стене для рисования
карандашами и мелками, станки для лепки
и другое оборудование для самостоятельной
изобразительной деятельности детей;
уголки с разными видами театра (пальчиковый,
би-ба-бо, теневой и др.) и наборами музыкальных
инструментов.
Новые модели устройства помещения позволяют
ребенку, с одной стороны, участвовать
в совместной деятельности со сверстниками,
а с другой - побыть одному, что очень важно
для детей ослабленных. С этой целью создаются
разнообразные «уголки уединения» с использованием
ширм, стенных шкафов, нестандартного
оборудования для игры и отдыха ребенка.
С этой целью, например, создан камин настроения32,
который позволяет не только уединиться,
но и как мы заметили, помогает корректировать
настроение детей.
В игровой зоне необходимо разместить
спортивное оборудование и инвентарь
для укрепления здоровья детей, развития
силы и ловкости, позволяющий реализовать
ребенку двигательную активность.33 Это
различные мягкие объемные модули, тоннели,
тренажеры, сухие бассейны с цветными
шариками, цветные маты, массажные дорожки,
лечебные гимнастические мячи для профилактики
и коррекции позвоночника и т.п.
В детских садах появляются оборудование
и игрушки нового поколения, способствующие
развитию ребенка, которых, к сожалению,
недостаточно. Педагоги преодолевают
эти трудности путем самостоятельного
изготовления, в том числе и с привлечением
родителем, авторского оригинального
оборудования и игрушек, обмениваются
и чертежами и выкройками, благодаря чему
этот позитивный опыт распространяется
в других детских садах. Профессиональное
отношение к качеству игрушек и оборудования
предполагает отбор педагогически ценных
образцов (полифункциональных, развивающих),
а также соблюдение принципа их возрастной
адресованности.
Особое значение в развитии ребенка играют
так называемые предметы-заместители
(неоформленный или природный материал),
способствующие развитию воображения,
знаковой символической функции мышления
в игре. К сожалению, в большей части дошкольных
учреждений предметы-заместители отсутствуют,
что существенно обедняет развивающую
среду. К негативным явлениям следует
отнести также использование старых, изношенных
игрушек, недостаточное количество их
в целом, неразборчивость при комплектовании
игрового оборудования с точки зрения
его педагогической значимости.
Для младших дошкольников в ДОУ создаются
особые условия для развития:
В группах имеется игровой материал для
познавательного развития детей (мозаики,
матрешки, пирамидки, панели с отверстиями
разных геометрических форм и соответствующие
вкладыши, коробки разных размеров банки
с крышками, разноцветные кубики, мячи,
машинки и пр.; книжки цветными картинками).
Имеется игровой материал для сюжетных
игр детей (куклы и животные разных размеров,
одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные
материалы различных форм и цветов, игрушечные
телефоны, декорации для кукольного театра,
неоформленный материал: кубики, палочки,
лоскутки ткани и др.).
Имеется игровой материал и оборудование
для музыкального развития детей (игрушечные
музыкальные инструменты; аудиовизуальные
средства: проигрыватель с набором пластинок
или магнитофон и пр.).
Имеются материалы и оборудование для
продуктивной и творческой деятельности
детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски,
карандаши, фломастеры, разноцветные мелки,
пластилин, глина, столы для работ с различными
материалами, доски для рисования мелками,
подставки работы с пластилином, баночки
для воды и пр.).
Все материалы пригодны для работы: карандаши
отточены, фломастеры свежие, кисти исправные
и чистые.
Имеются игрушки для игр во время прогулок
(ведерки, лопатки, формочки, совочки и
пр.).
Имеются игры и оборудование для развития
ходьбы и других движений детей (игрушки,
которые можно катать, бросать; горки,
тренажеры, скамейки).
Игрушки в помещении расположены по тематическому
принципу, с тем, чтобы каждый ребенок
мог выбрать себе занятие по душе и не
мешать сверстникам.
В помещении есть место для совместных
игр детей (столики, открытое пространство
для подвешенных игрушек и др.).
Все игрушки и материалы для работы доступны
детям.
Помещение украшено яркими картинками
на стенах, цветами.
В группах имеется оригинальный дидактический
материал, изготовленный сотрудниками
(для развития сенсорики, тонкой моторики
рук, сюжетных игр и пр.).
В групповых помещениях старших дошкольников
большое место занимают так называемое
обучающее пространство, состоящее, например,
из нескольких тематических зон, таких,
например, как «Математический домик»34,
«Буквоград»35, «Космическое пространство»36,
«Правильный город»37.
В этих зонах собрано оборудование для
обучения самостоятельному решению поставленных
задач и для подготовки к школе (комплект
развивающих пособий по грамматике и математике,
планшеты «Таблица умножения» и др.), дидактический
материал для развития логических эмоциональных,
интеллектуальных, тактильных способностей
ребенка, мелкой моторики и сенсорики,
первичного знакомства ребенка с навыками
дорожного движения в игровой форме (различные
лото, пазлы, шнуровки, математические
пособия, головоломки, мягкие игрушки,
альбомы по ИЗО, напольная игра «Азбука
дорожного движения»38, с строением
Солнечной системы и планеты Земля (глобус,
карта мира, карта Вселенной).
Частью экологической развивающей среды
ДОУ являются экологические пространства
групповой комнаты: