Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32
Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78
Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88
Департамент образования города Москвы
Педагогический колледж № 9 «Арбат»
Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр
Выпускная квалификационная работа
студента: Домановой
Елена
Игоревны
2 курс 203 группы
Специальность
050144 Дошкольное
образование
Научный руководитель:
Балыкова Мария
Александровна
Рецензент:
___________________________
Дата защиты ____________________
Оценка______________
Председатель
ГЭК:
______________________________
Заместитель ГЭК:
______________________________
Члены комиссии:
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
Секретарь:
______________________________
Москва – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
экологического образования……………………………………………….
экологическое образование……………………………………………….
1.4 Программы экологического
воспитания дошкольников.......
Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста......................
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической
игры..........................
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста......................
Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография………………………………………………
Актуальность исследования
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)
Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта. В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития.
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования:
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
В решении Парламентских слушаний Государственной Думы Российской Федерации «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (Парламентские слушания, 2006) отмечается, что в России для развития указанного нового направления образования сложились благоприятные предпосылки, основанные на существующих научных школах в области экологического образования. Важность данной проблемы подтверждается включением основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указа Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.).
Начало формированию системы непрерывного экологического образования в России положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г. и конгрессы в Москве, «Тбилиси + 10» (1987 и 1990 гг.). Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели, задачи, содержание экологического образования дошкольников определяются с позиции новой, экоцентрической парадигмы, в то время как содержание и методика - со старой, антропоцентрической. Данное противоречие осложняет функционирование дошкольной ступени как неотъемлемой части системы экологического образования.
Важнейшим средством осуществления образования детей в области экологии в работе с детьми являются дидактические игры. Исследователями установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности, на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев). Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры (А.П.Усова, А.И.Сорокина, Е.И.Удальцова, Ф.Н.Блехер, Т.С. Комарова, В.А.Аванесова, А.К.Бондаренко, Л.В.Артёмова, Г.Г.Григорьева). В игре ребёнок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность ребёнка воздействовать на окружающий его мир.
Актуальность исследуемой проблемы определяется важностью разработки путей экологического и воспитания детей дошкольного возраста и необходимостью использования дидактических игр эколого – природоведческого содержания в этом процессе.
Актуальность данной темы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр»
В целом же проблема исследования заключается в поиске путей использования дидактических игр в педагогическом процессе экологического образования в качестве источника экологического развития детей и возможности устранения экологической депривации.
Цель исследования – теоретическое обоснование использования дидактических игр в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.
Объект исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: Если разработать систему дидактических игр, которые будут построены на экологическом материале, то эффективность экологического образования детей дошкольного возраста значительно повысится, при выполнении ряда условий определяться выполнением ряда условий:
1. дидактические игры экологическ
2. рациональное включение
3. формирование у детей
4. освоение педагогом
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе и на этой основе раскрыть сущность экологического образования дошкольников.
2. Рассмотреть дошкольную ступень в системе непрерывного экологического образования
3. Охарактеризовать возрастные особенности дошкольников и экологическое образование
4. Проанализировать программы экологического воспитания дошкольников
5. Разобрать основные средства организации воспитательного процесса в игре, основные функции дидактической игры
6. Определить особенности формирования игровых умений у детей разного возраста
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения педагогов и
- положения современной теории
игры, включающие обоснование
- положение психологии и
- положения о роли
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретические (историко-логический анализ философской, психолого-педагогической, экологической, литературы и нормативных документов по проблеме исследования, процесса воспитания познавательного отношения к природе у детей дошкольного возраста экологического образования детей дошкольного возраста), эмпирические (изучение, анализ, обобщение опыта и массовой практики, наблюдение, беседа, решение детьми проблемных ситуаций).
Научная новизна исследования:
1. Уточнено понятие
2. Дидактическая игра рассматривается как средство эколого-эстетического воспитания и обучения детей дошкольного возраста (формирование эколого-эстетических знаний, умений и навыков общения и поведения с природным и социальным окружением).
3. Структура и особенности дидакт
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Материалы выпускной квалификационной работы вносят вклад в теорию непрерывного экологического образования, выявляя его специфику в первом звене цепочки на этапе дошкольного детства - определяют содержание, методы, технологии образования детей и управления эколого-педагогическим процессом в ДОУ.