Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа

Краткое описание

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32

Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78

Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

диплом экология.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

Если в младшем возрасте среди мотивов учения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова). К знаниям старших детей предъявляются новые требования (относительная обобщенность, системность, которая выражается в необходимости освоить существование связи в области общественной жизни и явлений природы; обобщения типа: дикие и домашние животные, перелетные птицы; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, "классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей [26].

Таким образом, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. С точки зрения экологического обучения это означает, что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.

Как уже указывалось, для ребенка-дошкольника характерно целостное восприятие мира. Он еще не выделяет себя из окружающего и не знает, что принадлежит ему психическое, субъективное, а что — нет объекты природы. Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях экологического образования принцип целостности отбора содержания, методики [1, 67].

Еще одним важным с точки зрения экологического образования качеством ребенка является анимизм. Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природных объектов «на равных» — животные, растения, могут «думать», «чувствовать», «общаться». Неодушевленные предметы наделяются им сознанием и жизнью. По мнению ребенка, они неравнодушны к людям, подчиняются нашим желаниям впервые существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже. Отсюда — благоприятные условия для формирования восприятия объектов природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, эмпатии, перевоплощения, что отражается, в первую очередь, в методике экологического образования. В то же время, по представлению дошкольника, ребенок— это центр всего мира эгоцентризм по Ж. Пиаже. Поэтому дети считают, что все объекты природы, все явления существуют для человека, создают нам счастливую и удобную жизнь. Однако этот подход не означает, что ребенок не может сочувствовать какому-либо живому существу. Как отмечает Н.Ф. Виноградова, если целенаправленно работать с ребенком, он обнаруживает такую способность. Наши исследования, в частности, апробация многих игр-перевоплощений, направленных на возникновение у ребенка эмпа-тии по отношению к животным, растениям, также подтверждают эту точку зрения. Можно также дополнить представления ребенка о возможности «управлять» предметами, объектами, информацией о том, как именно это нужно делать, чтобы сохранить окружающий мир.

Мир природы, объективный мир и мир субъективных, психических явлений для дошкольника не разделены непроходимой гранью. Эта особенность помогает сформировать у него новую систему ценностей (человек, ребенок — часть природы, все виды самоценны) и отражается в методике работы. Так, восприятие ребенком «на равных» животных и растений использовано нами в проектах «Письма животным» и «Наше дерево». Большую роль в экологическом образовании дошкольников играют также сказки и другие элементы фольклора [33, 79].

Особенностью детей этого возраста является эмоциональность, которая играет большую роль в восприятии природы, ее красоты. Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности, и только к 8-10 годам развивается левополушарный. Ребенок мыслит, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. С этих позиций большое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой.

Особенность дошкольной ступени проявляется и в ведущей для этого возраста деятельности — игре, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.

С точки зрения физического развития старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей детей, что значительно расширяет использование активных форм обучения (экскурсии, походы).

В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть экологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков. Г.А. Ягодин отмечает, что «многие нормы поведения закладываются в человеке в самом раннем детстве. В этом возрасте формируются основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, постигается огромность и целостность природы, подавляются наследственные агрессивные инстинкты, закладываются понятия «можно» и «нельзя». Ребенок старшего дошкольного возраста охотно берет на себя обязанности «защитника». Такая позиция благоприятна для понимания необходимости охраны природы. Большое значение имеет и формирование у детей способности подчиняться определенным правилам. В то же время ребенок все еще не может сдерживать свои порывы, полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания, в том числе и экологического [15].

Таким образом, отличие дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира. Некоторые педагоги рассматривают экологическое образование дошкольников как пропедевтический этап, подготовку к школе в частности, к изучению предметов естественнонаучного цикла «Природоведения», «Естествознание», «Окружающий мир» На наш взгляд, такой подход учитывает лишь одну из задач экологического образования. Экологическое образование дошкольников — это самоценная ступень системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А.В. Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка в целом, готовности а не подготовки его к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4  Программы экологического воспитания дошкольников

 

В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают ее самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Выявление философско-концептуальных основ программ позволяет выделить две группы программ: вариативные и альтернативные [9, 43]. 

Может быть создана и другая классификация. Объем и направленность содержания программы на целостный педагогический процесс позволяют выделить два вида программ: комплексные и парциальные. 

«Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ» помогают осознать содержание этих понятий. При этом целесообразно подчеркнуть общее, что объединяет программы, и показать своеобразие каждого вида. 

В настоящее время правомерно рассмотрение программ с точки зрения их статуса, который определяет «подчиненность» программ и их территориальное распространение, а на основании этого понять смысловое значение базовой, федеральной, региональной, муниципальной программ.

В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей. Учитывая актуальность проблемы экологического образования, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах.

Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламентированной программе неизбежно ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму [5]. 

Существующая практика дошкольного воспитания показывает, что до сих пор востребованы старые программы, которыми пользовались детские сады в 80-е годы XX в. в СССР: «Программа воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (программа утверждена Министерством просвещения РСФСР) и «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова (программа утверждена Министерством просвещения СССР). Рассмотрим, в какой степени эти документы решают вопросы экологического воспитания дошкольников.

Программа, разработанная творческим коллективом под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой, пожалуй, одна из немногих, которая претерпела несколько выпусков (первое издание состоялось в 1985 году). Выпускаемая в комплекте с методическими разработками по всем основным разделам, конспектами занятий для всех возрастных групп детского сада, рабочими тетрадями, которые, несомненно, являются необходимым элементом современного дошкольного образования, эта программа, во многом благодаря своей методической оснащенности, снискала одобрение воспитателей детских садов и родителей.

Развитие в рамках данной программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. Авторы, опираясь на концепции Л.С. Выготского и В.В. Давыдова, настаивают на том, что психологическое развитие и воспитание нельзя рассматривать отдельно друг от друга, они должны идти параллельно и быть направлены на всестороннее раскрытие личности дошкольника. В данной программе комплексно представлены основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка. Ко всем разделам программы в очень емкой и сжатой форме прописаны возрастные особенности психического развития детей, дана характеристика каждого возрастного этапа, представлены приоритетные направления в детском творчестве, играх и пр.

Программа составлена по возрастным группам, охватывая таким образом четыре возрастных периода физического и психического развития детей. Для каждой возрастной группы выделены приоритетные задачи, решаемые в процессе ведущей деятельности, приводятся примерные перечни занятий. Программой также предусмотрены занятия по дополнительному образованию, что само по себе очень удобно, и по желанию родителей они могут проводиться в студиях и кружках детского образовательного учреждения [22].

Большой интерес представляет программа «Развитие» – для дошкольных образовательных учреждений нового поколения.

В объяснительной записке авторы определяют ее основные положения:

1. Концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В.Запорожцем.

2. Концепция развития способностей.

3. Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым.

В основном программа направлена на развитие способностей дошкольников в процессе разных, специфических для этого возраста видов деятельности. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность – от детского экспериментирования (Н.Н. Поддъяков) до перехода к развитию познавательных задач вне игровой формы. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка – освоение новых способов действия, формирование замыслов и их реализация. В программе декларируется предоставление ребенку инициативы в разных видах деятельности.

Разработки новых программ, которые осуществляются в отечественном дошкольном образовании на протяжении ряда лет и вводят в практику работы новое содержание образования и педагогические технологии, требуют от авторов, прежде всего, определения концептуального подхода к развитию ребенка, историко-педагогической эрудированности, научной добросовестности, методической грамотности, творческого потенциала. 

При создании новых программ неизбежны опора на теоретические работы исследователей и использование элементов традиционных технологий, обеспечивавших позитивные сдвиги в развитии ребенка. При этом важным является теоретическая компетентность авторов и уважительное отношение к предшественникам, их вкладу в теорию и практику дошкольного образования. Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшает достоинств новых программ, а указывает на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Начало внедрения экологического воспитания в практику дошкольных образовательных учреждений падает на 90-е годы XX в., что связано с появлением новых программ воспитания и обучения детей.

В настоящее время имеются программы двух типов — комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и специальные (парциальные), обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних — немало экологических. Многие комплексные программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К их числу относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ — «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог», «Лучики». Все эти программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Для самых маленьких создана программа «Кроха». Она предполагает воспитание детей раннего возраста в семье и детском саду. В ней выделяется ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если дома или в детском саду имеются растения, животные, взрослые могут заинтересовать детей наблюдением и совместным уходом за ними, вызвать у них эмоциональный отклик на разные проявления существ. Целый мир открывается детям из окна помещения и на прогулках. В программе даются рекомендации: что можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом [63].

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр