Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32
Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78
Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. В основу содержания программы Н. Н. Кондратьевой «"Мы". Азбука экологии» положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами (раздел 1), затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания (раздел 2), затем — их рост, развитие и размножение (раздел 3) и, наконец, — взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания (раздел 4). Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания, которое позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, осознать, что он как космическое творение является частью природы.
Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С различными видами деятельности (их содержанием и результатом) связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года[44].
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» нацелена на воспитание гуманной, социально-активной и творческой личности ребенка 5 — 6 лет, которая имеет целостный взгляд на природу и понимает место человека в ней.
В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые помогают им обрести основы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природных условиях и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом — природа» состоит из 10 блоков, каждый из которых включает обучающий и воспитывающий компоненты — получение знаний о природе и развитие у детей различных аспектов отношения к ней (бережного, умения видеть красоту и др.). Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, а два последних — взаимодействию человека с природой. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Одной из первых в 90-х годах XX в. появилась программа «Юный эколог» (С. Н. Николаева), созданная на основе авторской концепции экологического воспитания дошкольников [23, 75].
Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное методическое обеспечение. В пособиях описано создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий представляют собой технологии экологического воспитания детей разного возраста (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми.
Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной воспитателя с детьми, в них широко используется игра.
«Юный эколог» вместе с обеспечением — это программно-методическая система всестороннего (но с экологическим уклоном) воспитания дошкольника. Она развивает у ребенка мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы), сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания экологических взаимосвязей, готовность сделать все для сохранения жизни живых существ, экологическое восприятие красоты природы — красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства, понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей [25].
Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Первая ориентирована на детей — на развитие экологической культуры дошкольников 2 - 7 лет в любых образовательных учреждениях. Вторая предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). Применяя ее, можно повысить квалификацию тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.
Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Концепция дошкольного воспитания).
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [49].
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают понимание им конкретных ситуаций в поведении животных и состоянии растений, способствуют правильной их оценке и адекватному на них реагированию.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, а также на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями) [32, 59].
В программе представлено шесть разделов: первый содержит элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми.
Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей.
В программе не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объем непосредственных контактов детей с объектами природы, воспитатель может решать любые задачи. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение» [83].
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России — педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных, социальных условий, национальных традиций. Такая работа ведется на Севере нашей страны (например, в Петербурге и области, в Якутии), на Урале (в Перми, Екатеринбурге), в Сибири (в Тюмени), в Поволжье (в Нижнем Новгороде), на Дальнем Востоке, в Центре и на Юге страны (в Липецке, Сочи).
Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание ими экологических проблем планеты и необходимости их решения, сознание ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. Для этого необходимо интенсивное экологическое образование всех людей одновременно и, что очень важно, начиная с впечатлительного дошкольного детства [6].
Таким образом, в настоящее время обусловлено кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе, обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное, социальное и культурное окружение. Природно-личностная взаимосвязь естественным образом повлияла и на внутренний мир человека, разрушая его ценностные ориентиры, установки, потребности. Проблемы экосистемы стали предметом изучения в теории различных наук - естественнонаучных, философских, педагогических, психологических, культурологических.
Вопросы экологического воспитания в системе образования и сохранения окружающей среды постоянно поднимаются на международном, федеральном и региональном уровнях: вошли в программу ЮНЕСКО "Человек и биосфера", "Программу ООН по окружающей среде" (ЮНЕП). Ведущие Международные проекты ("Мировая культура", "Экологическое образование в Европе", "Экологическая культура") и др. Они обращены к взаимодействию культур народов Европы и мира, постижению смысла единства Природы и Человека, что способствует формированию единого образовательного пространства Европы. Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу экологического воспитания личности. Многообразие аспектов развития экологического воспитания и образования свидетельствуют о качественно новом этапе в педагогической науке [73].
Общетеоретические тенденции, сформированные в различных сферах науки, находят новое развитие в дошкольной педагогике. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем экологического воспитания дошкольников, разрабатываются его содержание и технологии.
На современном этапе в деятельности дошкольных образовательных учреждений функционируют: - комплексные программы: "Детство", "Развитие", "Радуга", «Экология детства» и др.; парциальные программы экологического содержания: "Мы" -Н.Н.Кондратьева, "Юный эколог" - С.Н.Николаева, "Паутинка" - Ж.Л.Васякина, "Наш дом - природа" - Н.А.Рыжова, "Планета - наш дом" - И.Белавина и Н.Найденская, "Мы открываем мир" - Т.Климова и Н.Таранова и др.; новые воспитательно-образовательные технологии: Л.А.Венгер, Д.В.Эльконин, Т.Доронова, С.Якобсон, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, О.Ю.Тютюнник, А.М.Федотова.
В настоящее время в области экологического воспитания просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогами-практиками авторских экологических программ, то в настоящее время такая активность заметно снижается.
Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к выводу, что вне поля зрения остается нечто существенное, без чего невозможно значительное повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. На повестку дня встает необходимость глубокого переосмысления опыта разработки проблем экологического воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации [27].
Период рыночных реформ в российском обществе позволил воочию убедиться, что существовавшая многие годы система экологического воспитания, нацеленная на формирование, условно говоря, грамотного природопользователя, терпит крах, не выдерживает конкуренции с рыночными установками на сиюминутную экономическую выгоду. Ориентация подрастающего поколения на потребление за годы реформ усилилась, в то время как первоочередным требованием к современному человеку является наличие у него способности к самоограничению во имя экологического благополучия.
Необходимо формирование системы знаний об экологическом воспитании как важной составляющей развития экологической культуры дошкольника, которая в наиболее общем смысле может быть понимаема как новообразование в личности, основанное на развитии ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающееся в экологически обоснованном взаимодействии человека с окружающей социоприродной средой. Рассмотрение процесса экологического воспитания в рамках экологического образования, доминировавшее в последние годы, сегодня явно недостаточно, так как ограничивает воспитание передачей экологических знаний, тем самым, поддерживая в сознании педагогов представление о вспомогательной роли воспитательного процесса относительно экологического образования.