Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа

Краткое описание

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32

Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78

Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

диплом экология.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

На практике самостоятельные совместные игры детей нередко бедны по содержанию, по сюжетным коллизиям, ролевым взаимодействиям. Поэтому управление игрой должно быть нацелено на творческое развитие сюжета. Детям надо предлагать однозначные игрушки (например, утюг, пианино и т. п.), с помощью которых легко изменить сюжетную ситуацию. Такие однозначные игрушки ценны тем, что их можно использовать в разнообразных по тематическому содержанию играх, творчески изменяя сюжет [52].

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры,  подчиняя ее игровому замыслу.

Для успешного проведения игры большое значение приобретают умения детей совместно выбрать ее тему, распределить роли, наметить ход действий. Воздействия взрослого при этом должны  быть  направлены на организацию и  проведение подготовительного   периода   игры.   Он   может   быть   ограничен   определением темы игры, распределением ролей, иногда совместным обдумыванием сюжета. Предварительное обдумывание сюжета стимулирует увеличение количества ролей, разнообразие ролевых взаимодействий, сюжетных ситуаций. Однако такую форму подготовки к игре желательно использовать на этапе овладения детьми навыками ролевого поведения.

При условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей игра становится формой организации детской жизни, средством формирования детского коллектива, начал общественных качеств личности, т. е. является важным фактором социализации детей на ступени дошкольного детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обновление дошкольного образования вызвало к жизни две противоположные тенденции. С одной стороны – это гуманизация целей и принципов педагогического процесса, осуществление личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. С другой – стремление к раннему обучению по школьным программам, с использованием школьных форм обучения. В итоге игнорируются особенности дошкольного периода. Его потенциальные возможности не реализуются. Психическое развитие должно проходить в дошкольных видах деятельности и учитывать специфику данного возраста, что неоднократно подчеркивали А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития, когда закладывается "образный фундамент" интеллекта. С 3 до 7 лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти. Роль её в жизни и деятельности людей не уменьшается и на более поздних этапах онтогенеза, что показали исследования А.И Липкиной. И. Размыслова и других.

Охрана природной среды является одной из актуальных проблем современности. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планеты.

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у советских граждан и особенно у молодежи.

В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и детских дошкольных учреждениях.

Отношение как психологическая категория рассматривалась в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. По их мнению, основной психологической характеристикой отношения человека к действительности является личностный смысл, который объект приобретает для человека.  Отношение к окружающему миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении. Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение знаний в практической деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.А. Смирнов и др.).

Вопросы формирования у детей дошкольного возраста, отношения к природе рассматривались в исследованиях В.Г. Грецовой, Н.Н. Кондратьевой, 3.П. Плохий, И.А. Хайдуровой и др. В данных работах отношение определяется как бережное, заботливое, гуманное, положительное. В основу формирования такого отношения детей к природе у всех авторов положены различные знания о растениях и животных, на основе усвоения которых оно возникает.

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно   актуальна  и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.

Анализ состояния проблемы экологического образования показал, что в большинстве современных исследований оно рассматривается как интегральное обучение, воспитание и развитие личности, сориентированное на формирование системы экологических представлений, понятий, умений природоохранительной деятельности, гражданскую ответственность за разумное использование природных ресурсов и защиту природы от негативного влияния человека в процессе хозяйственной деятельности.

Изучение философской литературы позволяет говорить о том, что в ряде исследований все более прочно утверждается понимание экологической проблемы как проблемы  воспитания экологической культуры, сознания и формирования личности в активной деятельности. При этом философия выполняет методологическую функцию исследования проблемы, поскольку  представляет собой систему требований к мыслящему и действующему субъекту, перевод всеобщих законов движения и развития в принципы метода познания и преобразования действительности.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме было установлено, что психологи главное внимание в проблеме экологического образования уделяют формированию личности в системе ее отношений и деятельности. Особо подчеркивают исследователи социокультурный смысл экологического образования, который следует рассматривать в контексте процесса гуманизации образования. Под гуманизацией подразумевается поворот к человеку как части биосферы. Опираясь на современное экологическое познание в это понятие включили природную, экологическую составляющую. И человек стал «точкой» пересечения  экологии и гуманизма, «точкой», где экология переходит в гуманизм, а гуманизм в экологию.

Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.

Задачи работы выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Авдеева Н. Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников Текст. : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. — Ярославль: Акад. развития, 2003. 112 с. - (Жизнь вокруг нас).
  2. Ахметшина Л. Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста. — Казань, 2003. — 234 с.
  3. Бобылева JI. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2005.-№7.-С. 10-15.
  4. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире.// Дошк. воспитание. 2003. - № 12. - С. 52-57.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2005
  6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004
  7. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.: Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж : Учитель, 2002. — 159 с.
  8. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.: Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Воронеж : Учитель, 2002. 184 с.
  9. Бронникова М. С. Педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников. — Екатеринбург, 2000. — 23 с.
  10. Ванин С. А. Зоосад — в детский сад Текст. / С. А. Ванин. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 112 с.
  11. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников// Дошкольная педагогика. — 2005. № 6. — С. 16-20.
  12. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Дошкольная педагогика. 2006. - № 3. - С. 23-27.
  13. Воспитание экологической культуры у детей и подростков/ Н. С. Дежникова, JI. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова, И. В. Снитко, И. В. Цветкова. М.: Пед. о-во России, 2000. - 63 с.
  14. Газина О. Играя, познаем природу// Дошкольное воспитание. 2006. - № 7. - С. 39-43.
  15. Газина О. Методика экологического образования детей // Дошкольное воспитание. 2004. - № 7. - С. 112-117.
  16. Гончарова Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманитар, ун-та, 2008. -335 с.
  17. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников. // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. С. 10-15.
  18. Грехова JI. И. В союзе с природой: эколого-природовед. игры и развлечения с детьми. - М. : ЦГЛ; Ставрополь : Сервисшкола, 2003. - 286 с.: ил.
  19. Данюкова А. И. Экологическое воспитание и развивающая природная среда детского сада// Экол. образование. 2000. - № 1. - С. 46-51.
  20. Детство Текст. : программа развития и воспитания детей в дет. саду. — СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 244 с.
  21. Димова В. Н. Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников. - Екатеринбург, 2001. - 231 с.
  22. Журавлева JI. С. Солнечная тропинка: занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 5-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. 144 с.
  23. Зебзеева В. О. формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2008. № 7. -С. 45-49.
  24. Зенина Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. — 2005. № 7. - С. 16-26.
  25. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром природы. - М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  26. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. — М. : Просвещение, 1988. — 159 с. : ил.
  27. Иванова А. И. Живая экология. - М.: Сфера, 2006. - 80 с. — (Программа развития).
  28. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М. : Сфера, 2003. 56 с.
  29. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений. — М.: Сфера, 2005. — 240 с. (Программа развития).
  30. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - М.: ЦГЛ, 2003. -56 с.
  31. Казаручик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. - № 1. -С. 33-37.
  32. Как знакомить дошкольников с природой. -М. : Просвещение, 2003. — 207 с.
  33. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004
  34. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий Текст. / Н. В. Коломина. — М. : ТЦ Сфера, 2003. 144 с. — (Программа развития).
  35. Колтунова И. Р. Тропинки детства: метод, рекомендации к программе экол. образования детей дошкол. возраста. - Екатеринбург : Науч.-метод. центр проблем детства, 1996. — 131 с.
  36. Кондратьева Н. Н. «Мы»: Программа экол. образования детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 229 с. - (Б-ка программы «Детство»).
  37. Кондратьева Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. - Л., 1986. - 16 с.
  38. Копысова М. С. Экологическое развитие ребенка в ДОУ средствами психологичного тренинга. — Екатеринбург, 2004. — 133 с.
  39. Кочергин А. Н. Экологическое знания и сознание: особенности формирования. — Новосибирск: Наука, 1987. 182 с.
  40. Кушнина Е. Г. Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении — Челябинск: ЧГПУ, 2007. 328 с.
  41. Кушнина Е. Г. Эколого-валеологическое образование дошкольников. -Челябинск, 2009. 285 с.
  42. Кшнясева JI. JI. Развитие личностно значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования. Екатеринбург, 2003. - 204 с.
  43. Листок на ладони: Метод, пособие по проведению экскурсий с целью экол. и эстет, воспитания дошкольников / сост. В. А. Степанова, И. А. Королева; под ред. Л. М. Маневцовой. - СПб. : Детство-Пресс, 2003.- 112 с.
  44. Лучич М. В. Детям о природе.- М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
  45. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы// Дошкольное воспитание. 2004. - № 8. - С. 17-19.
  46. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. - М. : Просвещение, 1989. - 144 с.
  47. Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. - Екатеринбург, 2004. -76 с.
  48. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготов. группы дет. сада. - Просвещение, 2002. - 144 с.
  49. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. - М.: Новая шк., 1993. - 64 с.
  50. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. — М.: Пед. о-во России, 2005. 96 с.
  51. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. — М. : Мозаика-Синтез, 2002. 112 с.
  52. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Новая шк., 1996. - 48 с.
  53. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М. : Академия, 1999. 184 с.
  54. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей// Дошкольное воспитание. 2002. - № 7. — С. 52-64.
  55. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. -М. : Новая шк., 1993. - 16 с.
  56. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 128 с.
  57. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. -М.: Академия, 2002. - 336 с.
  58. Николаева С. Типовая модель экологического воспитания// Дошкольное воспитание. 2004. - № 4. - С. 14-20.
  59. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез : Сфера, 2003. - 120 с.
  60. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Экологическое воспитание: опыт России и Германии. М., 1997. - С. 192-207.
  61. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников Текст. : кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96 с.
  62. Николаева С. Н. Юный эколог. - М. : Мозаика-Синтез, 2002. — 128 с.
  63. Николаева С. Н. Юный эколог. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 123 с.: ил. - (Библиотека воспитателя).
  64. Новикова Ж. JI. Воспитание ребенка-дошкольника: в мире природы. -  М.: Владос, 2005. - 207 с. : ил. - (Росинка).
  65. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2002. № 10. — С. 40-49; 2004. - № 7. - С. 60-64.
  66. Пономарева JI. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников. — Екатеринбург, 2008.- 19 с.
  67. Попова М. Ю. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с комнатными растениями). - М., 2001. — 186 с.
  68. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка: Пособие по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 1998. - 128 с.
  69. Рыжова Н. А. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников: (авт. программа «Наш дом — природа» как модель развивающего обучения в дет. садах Москвы) // Экол. образование в шк. 1999. -N 1. - С. 48-56.218
  70. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники.- М.: Линка-Пресс, 2002. -192 с.
  71. Рыжова Н. А. О диагностике результатов экологического образования дошкольников // Экол. образование. 2002. — N 3.-С. 9-16
  72. Рыжова Н. А. Почва живая земля: блок занятий «Почва». - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. - 128 с.
  73. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: блок занятий «Песок. Глина. Камни». - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. -224 с.
  74. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. - 256 с.
  75. Серебрякова,\ Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008. - 206 с. - ( Высшее профессиональное образование).
  76. Сказочная хрестоматия «Про Небо и Землю» Текст. / Сост. В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. -М. : Пед. о-во России, 1999. 368 с.
  77. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». - М.: Скрипторий, 2004. — 128 с.
  78. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы». - М.: Скрипторий, 2004. - 120 с.
  79. Скресанова Н. Н. Формирование ориентированных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников. - Великий Новгород, 2001. - 173 с.
  80. Смирнова В. В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - СПб.: Изд-во Союз : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.-208
  81. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — С. 21-28.
  82. Телегина И. С. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой. — Екатеринбург, 2000.-23 с.
  83. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 160 с.
  84. Тютюнник О. Ю. Содержание и методы формирования экологических представлений у старших дошкольников и младших школьников// Новые психологические исследования. — Великий Новгород, 2009. - С. 94-103.
  85. Тютюнник О. Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. - Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2005. — 20 с.
  86. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель, 2006. - 157 с.
  87. Шишкина В. А. Прогулки в природу. - М. : Просвещение, 2003. — 112 с.
  88. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. - М.: Прометей: Книголюб, 2004. - 104 с. - (Развивающие сказки для детей).
  89. Экологическая азбука для детей и подростков / под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского. - М.:МНЭПУ, 2005. - 164 с.: ил.
  90. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: Изд-во ACT, 2008. 320 с. - (Страна чудес).
  91. Экологическое воспитание дошкольников/Под ред. JI. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2003. - 72 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр