Административно-территориальное деление в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
 выделены теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
 рассмотрена система управления административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
 проанализированы возможности совершенствования административно-территориального деления Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты организации административно-территориального деления 6
1.1 Понятие и виды государственно-территориального устройства 6
1.2 Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь 11
2 Управление административно-территориальными единицами 16
2.1 Система органов местного управления 16
2.2 Система местных Советов депутатов 23
3 Совершенствование административно-территориального деления Республики Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Вложенные файлы: 1 файл

111Курсовая - Административно-территориальное деление и проблемы его совершенствования в Республике Беларусь.doc

— 419.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Богатая история Беларуси находит отражение и в вопросе административно-территориального деления. В VI–VIII вв. н.э. существовали племенные союзы, так называемые «княжения» кривичей, дреговичей и радимичей. В IX–X вв. они вошли в состав Киевской Руси. С распадом последней в начале XII в. образовались самостоятельные государственные образования – княжества Полоцкое и Туровское. В дальнейшем из них выделились удельные княжества: Витебское, Волковыское, Городенское, Друцкое и др. В XIII–XIV вв. территория нынешней Беларуси находилась в составе Великого княжества Литовского, а удельные княжества долгое время оставались административными единицами [17, c. 22].

В 1564–1566 гг., после проведения административной реформы были образованы следующие воеводства: Берестейское в составе Берестейского и Пинского уездов; Виленское в составе Браславского, Виленского, Лидского и Ошмянского уездов; Витебское в составе Витебского и Оршанского уездов; Минское в составе Минского и Речицкого уездов; Новогрудское в составе Новогрудского, Волковыского и Слонимского уездов; Полоцкое, – которые делилось на волости [21, c. 35].

В таком составе земли белорусские входили и в Речь Посполитую. После ее разделов и присоединения Белоруссии к России была образована Минская губерния, включавшая 13 уездов. В 1797 г. образовалась Полоцкая губерния, в 1801 г. (третий раздел Речи Посполитой) – Гродненская губерния. К 1802 г. на территории Белоруссии было 5 губерний, подчинявшихся России (Могилевская, Витебская, Минская. Гродненская, Виленская) и включавших 53 уезда, а к 1840 г. – 4 губернии (без Виленской), включавшие 40 уездов, которые делились на волости [14, c. 104].

В результате революции 1917 г. возникла новая крупная административная единица – Западная область, объединявшая Минскую, Могилевскую, Витебскую и не оккупированные уезды Вилейской губернии.

В дальнейшем происходили многократные изменения административно-территориального деления, преимущественно в период 1920-1960 гг. В результате сформировалась система практически идентичная современной, которая за последние 40 лет практически не менялось. После внедрения такой административной единицы, как область, были созданы объективные предпосылки для дальнейшей централизации власти. В условиях доминирования государственной собственности это обеспечило возможность перераспределения населения, изменение хозяйственной и социально-территориальной структуры Беларуси [15, c. 37].

В настоящее время имеются все условия для административно-территориального переустройства в соответствии с национальными, историческими, географическими, социальными и экономическими принципами.

Нынешнее административно-территориальное деление Республики Беларусь сформировалось в условиях командно-административной системы управления и господства государственной и кооперативно-колхозной форм собственности. Для управления ее объектами (начиная от мелких предприятий и организаций службы быта, торговли, культуры и заканчивая сельскохозяйственными и промышленными предприятиями) и создавалась нынешняя система областей, сельских и городских районов, сельсоветов по единому образцу в СССР. Основными объектами территориального управления на уровне республики являются области и город Минск, а на уровне областей – районы и города областного подчинения. Первичным территориальным уровнем местного управления и самоуправления в районах выступают города районного подчинения, поселки городского типа и сельсоветы, объединяющие группы близлежащих деревень.

Реформа административно-территориального деления и управления должна идти в направлении расширения прав территориальных сообществ за счет расширения компетенции низовых единиц и сокращения верхних звеньев, дублирующих друг друга.

Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • выделены теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
  • рассмотрена система управления административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
  • проанализированы возможности совершенствования  административно-территориального деления Республики Беларусь.

В качестве объекта исследования в курсовой работе выступают особенности организации административно-территориального деления государства.

Предмет исследования нормы, регулирующие деятельность системы административно-территориального деления Республики.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

 

 

1 Теоретические аспекты организации административно-территориального деления

1.1 Понятие и виды государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство государства можно определить как определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства.

Таким образом, институт политико-территориального устройства включает следующую группу правовых субинститутов:

а) нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического устройства, т.е. федерацию, унитарное государство либо автономные единицы;

б) нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства;

в) нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства;

г) нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и зависимых территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами.

В пределах территории государства существуют различные формы территориально-политического устройства. Обычно характер взаимоотношений государства как целого с его составными частями определяет две основные формы государственно-территориального устройства:

    • унитарную;
    • федеративную [12, c 113].

Унитарное государство – это такая форма государственного или национально-территориального устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы; это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливается конституцией и законами государства. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один глава государства, один высший представительный орган, одно правительство, что создает организационно-правовые предпосылки для усиления центральной власти на всей территории страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных образований [9, c. 128].

В то же время далеко не все унитарные государства в своих конституциях указывают на свое государственно-территориальное устройство. К числу тех государств, которые отразили эту особенность в своем Основном Законе, относится и Республика Беларусь. Так, статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».

Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство. Форма унитарного государства позволяет центральным органам государственной власти концентрировать экономический потенциал и материальные ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. Для унитарного государства характерны следующие признаки:

  • единая конституция;
  • единое законодательство;
  • единая централизованная система органов исполнительной власти;
  • единая судебная система;
  • единое гражданство;
  • единая денежная система;
  • деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права и т. п. [9, c. 130].

В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Здесь наряду с административно-территориальными единицами имеются регионы, обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями с различной степенью самостоятельности. Автономия в общем значении – это право самостоятельно решать те или иные вопросы; это форма национально-государственного устройства, внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными и бытовыми особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальных полномочий: политическая (законодательная) и административная (местная). Так, в Китае и Эфиопии автономии являются административными и имеют право осуществлять на местном языке издание газет, радиовещание, судопроизводство. Административная автономия существует в Молдове, где созданы два гагаузских округа. В Дании, Франции, Испании автономии Гренландия, Корсика и Страна Басков являются законодательными (политическими) и имеют право на издание по определенным вопросам местных законов. Политические автономии имеются и в постсоциалистических странах – Автономная Республика Крым на Украине, Республика Каракалпакстан в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане [12].

Следует отметить и еще одно обстоятельство, имеющее отношение к унитарному государству. Речь идет о том, что входящие в его состав территориальные единицы могут отличаться своим статусом.

С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства разделяют на централизованные и децентрализованные.

Централизованными унитарными государствами являются государства, не имеющие выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы (отдельные страны Африки и Азии). Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Кроме того, в мире имеются и сверхцентрализованные унитарные государства, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в таких случаях заменяют военные, назначаемые военными властями.

В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц [9, c. 131].

В децентрализованных государствах существует конституционно-правовое разделение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Иными словами, в таких государствах все территориальные единицы от общинного до областного уровня являются самоуправляемыми (Франция, Япония и др.). Относительно централизованные государства предполагают наличие местного самоуправления на общинном (первичном) уровне и иногда на районном (втором) уровне. Территориальные же единицы высшего звена (к примеру, области) управляются из центра. К числу таких государств относятся Болгария, Польша и др.

Централизованные государства отрицают наличие местного самоуправления вообще. Выборных органов на местах в них либо совсем нет (многие государства Тропической Африки и Азии), либо они действуют чисто формально, т.к. ни конституция, ни закон не содержат никаких гарантий самостоятельности от центра (страны тоталитарного социализма КНДР, Вьетнам, Куба). Централизованных государств сегодня в мире существует немного. Вместе с тем, в мире можно встретить и сверхцентрализованные государства, в которых произошел военный (государственный) переворот и установлен диктаторский режим. Местную администрацию в таких случаях заменяют военные лица, назначаемые вышестоящими военными властями.

Федеративное государство – это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены федерации – земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др. имеют собственные предметы ведения, в том числе законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. Составные части федерации называются субъектами федерации и имеют свое административно-территориальное устройство, свои конституции (штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской федерации) или основные законы, не называющиеся конституциями (например, уставы областей, краев и автономий в Российской Федерации). Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. На всей территории Федерации действуют федеральная конституция и федеральные законы, а также общефедеральные подзаконные акты, федеральные органы государственной власти, федеральные суды. В отличие от автономных образований субъекты Федерации свои конституции принимают сами.

С конституционно-правовой точки зрения, федеративное устройство существует, когда на уровне центра и на уровне территориальных единиц государства имеются основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная и судебная власть, государственный аппарат и т. д. Функционирование таких элементов государственности гарантировано конституциями, и они не могут быть произвольно ликвидированы по усмотрению центральных органов [12, c. 214].

Информация о работе Административно-территориальное деление в РБ